Добрей суходольских господ не было, но и «горячее» их тоже не было.
Петр Кириллович выписывает для детей своих – Тони и Аркадия учителей-французов, не отпускает детей учиться в город. Затем Петр Петрович приезжает в отставку вместе с другом Войткевичем . Молоденькая Тоня влюбляется в Войткевича. Они встречались и проводили много времени вместе: Тоня поет романсы, Войткевич читает ей стихи. Но Войткевич неожиданно уезжает (он не смог объяснится с Тоней). Из-за этого Тоня сходит с ума, заболевает, не контролирует свое поведение.
Наташа влюбляется в Петра. Она очень счастлива, что может общаться с ним и неожиданно крадет у него зеркальце. Пропажа обнаруживается и на Наташу обрушивается позор и стыд: Петр приказал сослать на дальний хутор. Наташа отправляется на хутор и по дороге падает в обморок при виде офицера, похожего на Петра Петровича.
Петр стал жить в усадьбе и решил устроить званый обед, чтобы завести нужные знакомства. Дедушка вообразил ,что он хозяин и суетился с самого утра, устраивая какую-то церемонию для приема гостей. Дед постоянно путается у всех под ногами, говорит глупости. Это очень раздражает Герваську и он прямо за столом оскорбляет деда. Герваська был признан главным слугой и нужно было всем считаться с ним в доме. Гости остаются ночевать. Утром дед пришел в зал переставлять мебель, внезапно появляется Герваська и кричит на деда. На попытку деда оказать сопротивление – бьет его в грудь и дед падает, ударяясь виском о ломберный стол и умирает. Герваська исчезает из усадьбы.
Петр женится на Клавдии Марковне и она хозяйничает в усадьбе. Наташу возвращают из ссылки по требованию Тони. У Петра и Клавдии должен появится ребенок. Тоня постоянно издевается над Наташей, которую приставили к ней ухаживать, но Наташа быстро находит общий язык с барышней. Она отказывается идти замуж ( в связи со своими снами), считает себя старухой. Тоня постоянно ожидает беды и заражает страхами Наталью.
Дом постепенно наполняется «божьими людьми», один из которых Юшка. Он поселился в Суходоле, назвавшись бывшим монахом. Вещие сны Натальи сбываются - она забеременела от Юшки, который через месяц исчез. Вскоре в доме случился пожар, и Наташа теряет ребенка от пережитого потрясения. Тоню пытаются вылечить – но напрасно. Одажды Петр ехал домой от любовницы, и его насмерть зашибла лошадь копытом. Дом опустошается. Умирают все соседи и их сверстники. Доживающие здесь свои дни – Тоня, Наташа, Клавдия – коротают вечера в молчании. Никто уже не помнит, кто где захоронен, все позабыли Хрущевых.
В центре повести - судьба рода дворян Хрущевых.Расказведетсяот первого лица, одним из отпрысков Хрущевых, и создается ощущение, что рассказчик – Бунин. Особенностью композиции повести является то, что в ней есть «рассказ в рассказе»: особую нить повествования ведет крепостная Хрущевых, а она же и их жертва Наталья. Ее рассказ – спокойное, отстраненное от собственной драматической судьбы повествование – по принципу : «они наши господа, а мы их рабы».Трагедия Натальи в том, что в ней убито человеческое достоинство, она сознательно утверждает свое рабство. Линия Натальи играет еще одну важную роль для Бунина: писатель ведет к мысли о кровном родстве дворян и крестьян.С одной стороны он испытывает боль за Наталью, со злостью говорит о самодурстве помещиков, присвоивших себе праворешать судьбы людей, с другой – соглашается с ней насчет родства, и его злость смягчается досадой: «Мы ли не чувствовали, что Наталья, полвека своево прожившая с нашим отцом почти одинаковой жизнью,- истинно родная нам, столбовым господам Хрущевым! И вот оказывается, что господа эти загнали отца ее в солдаты, а мать в такой трепет, что у нее сердце разорвалось при виде погибших индюшат!» Объективные картины, созданные в повести, беспощадно обнажают нравственную и психологическую одичалость крепостников. На фоне полной деградации дворян прослеживается тема народа, его нравственного здоровья, естественной доброты. Это крестьянин Евсей Бодуля, которому выпала доля быть своеобразным спутником Натальи на ее скорбных дорогах.Это и с любовью изображенная семья украинца Шарого, приютившая Наталью в ее изгнании. Особую тему повести – тему трагедии народа, искалеченного крепосничеством, ведет образ Натальи. Бунин прибегает к своему излюбленному приему – яркой детали. Деталь эта, вынесенная в конец повести,играет роль скорбного обобщения: «Когда случилось нам отдыхать от городов в тихой и нищей глуши Суходола, снова и снова рассказывала Наталья повесть своей погибшей жигни… И все вспоминался мне грубый образ святого, весевшей в углу лакейской старого нашего дома. Обезглавленный, пришел святой к согражданам, на руках принес свою мертвую голову – во свидетельство своего повествования…»
Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема родного человеку места, тема родины.Как и в «Антоновских яблоках», герой-рассказчик вспоминает о прошлом, он не может забыть то прекрасное, что осталось у него в памяти. Корней (кучер, молодой загорелый мужик с умными, слегка прищуренными глазами) рассказывает о тех изменениях, которые произошли. Во второй главе герой вспоминает рассказы о старике Кологривове. Проезжая по местности, герой любуется природой «И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…»
За тем герой решает , проезжая Батурино, посетить продающийся дом. «Сад еще до сих пор густ и живописен, и, как на идиллическом пейзаже, стоит за ним серый большой дом под буро, ржавой крышей… Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения! От варка остались только стены, от людской избы – раскрытый остов без окон, и всюду, к самым порогам, подступили лопухи и глухая крапива… Темно, душно, стены закопчены дымом махорки… окна с радужными от старости стеклами… А я медленно прохожу в большой гулкий зал, где в углах свалены книги, пыльные акварельные портреты, ножки стулов…Галка вдруг срывается с криво висящего над ломберным столиком зеркала и на лету ныряет в разбитое окно…Вздрогнув от неожиданности, я отступаю к стеклянной двери на рассохшийся балкон, с трудом отворяю ее…»
Перед посещением усадьбы герой обращает внимание на ее владелицу «…я вижу растерянное, старческое лицо, виноватую улыбку голубых кротких глаз…» Несмотря на вид усадьбы Батурина, наверника немало лет проведшая здесь, испытывает огромную боль от того, что у нее могут отнять последнюю частичку своего прошлогшо.
Хотя Бунин иногда тщеславился своей «голубой кровью», род их уже разорился, семья обеднела, его детство прошло на хуторе Бутырки под Ельцом, в «подстепье», посреди хлебов. С ранних лет Бунин проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы народа. Сама его личная жизнь напоминала жизнь трудящегося разночинца с ее вечными нехватками.
В 1892 году Иван Алексеевич Бунин, живший тогда в Полтаве, собрался поехать в Москву, но поездка не состоялась
Первые московские впечатления нашли превосходное воплощение в повести «Лика», являющейся частью во многом автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», законченного Буниным уже в 30-е годы. В следующие свои приезды И. А. Бунин познакомился со многими другими литераторами той поры — с В. Я. Брюсовым, А. П. Чеховым, Н. Н. Златовратским, И. А. Эртелем, К. Д. Бальмонтом. «В Москве Бунин и Перцов,—записал в дневнике в начале 1900 года Брюсов,—с Буниным виделся раза три. Он гораздо глубже, чем кажется. Иные размышления его о человечестве, о древних египтянах, о пошлости всего современного и позоре нашей науки — даже сильны, производят впечатление. В жизни он, кажется, очень несчастен».
Иван Алексеевич Бунин всегда стоял на позициях реализма и был противником модернистских влияний в литературе.
В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повесть Бунина «Деревня».
В этой повести поднимаются такие актуальные проблемы тех лет, как исторические судьбы крестьянства, своеобразие национального русского характера, пути и перепутья русской жизни, задачи реалистического отображения действительности. Это сделало книгу самой животрепещущей среди произведений тех лет. Замыслу автора отвечал особый жанр – повести хроники, выводящий на первый план мужицких персонажей и оставляющий на периферии повествования свидетелей со «стороны». Задаче писателя соответствовал и сюжет произведения, лишенный интриги, неожиданных поворотов, четко выраженной развязки, фабульного развития, кульминации и завязки. Все в «Деревне» погружено в стихию медленно текущей жизни, сложившегося, закостенелого быта. Однако каждая из трех композиционных частей повести открывает все новые и новые стороны деревенской действительности, оставляя читателя потрясенным всем увиденным. Это касается прежде всего предыстории и истории рода Красовых крестьян Акима, Иванушки, Дениса, Молодой, Якова и других. Они живут в деревне с емким и выразительным названием Дурновка. Столь же ужасающе безрадостной и губительной показана жизнь мужиков и в соседних селах: Казакове, Басове, Ровном. Все в жизни Дурновки носит аналогичный характер, оказывается лишенный смысла, выходит за пределы нормы. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад жизни. Деревня гибнет быстро и неуклонно, и автор с душевной болью повествует об этом. (Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад – экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.
Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно. Итак, деревня предстаёт перед нами, прежде всего, очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести. Рассмотрим описание одного из сел из «Деревни»: «Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной – густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голый мужик». Поражают эта «серость» и бедность «поселения» российской глубинки, но ведь и быт людей того времени можно охарактеризовать словами скучный, «серый», бедный, …