Тяжелая болезнь помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.
Все произведения Бунина и Куприна пронизаны тонким чувством переживания за судьбу простого человека из народа, великолепие русской природы великолепно описывается в таких произведениях как: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Золотое дно», «Олеся» и другие.
1) О. Михайлов. Вступительная статья к сочинениям в двух томах
А.И. Куприна. Худож. лит., Москва 1981г.
2) Л.А. Смирнова Русская литература XX века часть 1, Москва 1994г.
3)Л.П.Быковцева. “Русские писатели в Москве”. 1977г.
4)Очерки русской литературы конца 19 – начала 20 веков.
Госиздательство художественной литературы, Москва1952г.
5) И.Т.Крука И. А. Бунин. Собрание сочинений, Киев 1965г.
6)П.Л.Вячеславова А.И.Куприн Сочинения в 3 томах, Москва 1954г.
7)“История русской литературы конца 19 – начала 20 века”
Высшая школа. М., 1984
Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду.
Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел бурную жизнь кутилы и игрока, разорился и вынужден был поселиться с семьей на хуторе в Елецком уезде Орловской губернии. Здесь провел свои детские и отроческие годы будущий писатель. «Тут,— писал он,— в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной».
Эта жизнь на хуторе — постоянное общение с дворовыми людьми, с ближними соседями, бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком. С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал также своего старшего брата Юлия Алексеевича. Это был хорошо образованный человек, активно участвовавший в общественной и политической жизни, переживший и тюремное заключение и трехлетнюю ссылку в уездную глушь. Юлии Бунин пробудил в младшем брате любовь к литературе, под его влиянием Иван Бунин полюбил книги, «один вид которых давал мне почти физическое наслаждение»,— вспоминал он в годы зрелости.
Гимназию Бунин так и не закончил, некоторое время он жил на хуторе у родителей, колеблясь в выборе профессии. Разорение семьи чувствовалось все сильнее и сильнее, и юноша решил уехать из родного дома. Вначале он поселился в Харькове у брата, затем переехал в Орел, работал в местной газете, служил в земстве в . Полтаве. Именно к этому времени и относится появление его первых, значительных для развития его творчества, произведений в печати. В эти годы Бунин «усердно учился, писал, ездил, ходил по Малороссии», и эти странствия надолго: сохранились в его памяти и отражены в ряде его рассказов, в частности в рассказе «Лирник Родион» (в первой редакции он назывался «Псальма»), проникнутом любовью к украинскому народу, восхищением врожденной его одаренностью. В пору странствий Бунина по Приднепровью, говоря его же словами, он «был влюблен в Малороссию, в ее реки, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни и душу его».
Трудные годы, годы нужды и исканий прошли, литературная судьба Бунина складывалась счастливо, критика относилась к нему уважительно, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное прекрасному русскому языку его рассказов.
В рассказе выделяется Василь Шкуть: «А вот на горе, возле мельниц, стойт в толпе стариков старый Василь Шкуть. Он высок, широкоплеч и сутул.От всей фигуры его ещё веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо! Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат.»
«Уже почти все разбрелись по домам… Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом.»
Взволнованные встречей, засыпали они, и все думали об одном,- о далекой не известной стране на краю света, о дорогах и больших реках в пути, о родном покинутом селе.
Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами - земли, крестьянской жизни, быта, труда: тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины», запах костра, грибной сырости, «запах озябшего за ночь сада»…Целый букет – острый и многообразный – запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещчьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…
В том же «Суходоле» изображаются и дикие проявления крепостничества, и поэтому односторонней идиллии все же не получалось. Суходол – семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. Наташа – «молочная сестра нашего отца, выросшая с ним в одном доме, целых восемь лет прожила у нас в Луневе, прожила как родня, а не как бывшая раба, простая дворовая».
Ее рассказ – спокойное, отстраненное от собственной драматической судьбы повествование – по принципу : «они наши господа, а мы их рабы».Трагедия Натальи в том, что в ней убито человеческое достоинство, она сознательно утверждает свое рабство. Линия Натальи играет еще одну важную роль для Бунина: писатель ведет к мысли о кровном родстве дворян и крестьян.С одной стороны он испытывает боль за Наталью, со злостью говорит о самодурстве помещиков, присвоивших себе праворешать судьбы людей, с другой – соглашается с ней насчет родства, и его злость смягчается досадой: «Мы ли не чувствовали, что Наталья, полвека своево прожившая с нашим отцом почти одинаковой жизнью,- истинно родная нам, столбовым господам Хрущевым! И вот оказывается, что господа эти загнали отца ее в солдаты, а мать в такой трепет, что у нее сердце разорвалось при виде погибших индюшат!» Объективные картины, созданные в повести, беспощадно обнажают нравственную и психологическую одичалость крепостников.
Это крестьянин Евсей Бодуля, которому выпала доля быть своеобразным спутником Натальи на ее скорбных дорогах.Это и с любовью изображенная семья украинца Шарого, приютившая Наталью в ее изгнании.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отцец его, умер от холеры, когда мальчику был всего год. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома.
Корней (кучер, молодой загорелый мужик с умными, слегка прищуренными глазами) рассказывает о тех изменениях, которые произошли. Во второй главе герой вспоминает рассказы о старике Кологривове.
Проезжая по местности, герой любуется природой «И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…»
За тем герой решает , проезжая Батурино, посетить продающийся дом. «Сад еще до сих пор густ и живописен, и, как на идиллическом пейзаже, стоит за ним серый большой дом под буро, ржавой крышей… Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения! От варка остались только стены, от людской избы – раскрытый остов без окон, и всюду, к самым порогам, подступили лопухи и глухая крапива… Темно, душно, стены закопчены дымом махорки… окна с радужными от старости стеклами… А я медленно прохожу в большой гулкий зал, где в углах свалены книги, пыльные акварельные портреты, ножки стулов…Галка вдруг срывается с криво висящего над ломберным столиком зеркала и на лету ныряет в разбитое окно…Вздрогнув от неожиданности, я отступаю к стеклянной двери на рассохшийся балкон, с трудом отворяю ее…»
Перед посещением усадьбы герой обращает внимание на ее владелицу «…я вижу растерянное, старческое лицо, виноватую улыбку голубых кротких глаз…»
Перед нами проходят командир полка тучный Шульгович, который при обходе взводов «ругался матерными словами с особенной молодеческой виртуозностью», посылая в адрес солдат слова типа «дурак», «собачья душа», тыкая их пальцами в губы и приводя в ужас и оцепенение; подполковник Рафальский, кажущийся добрейшей душой и чудаком, но способный выбить горнисту зубы; подполковник Лех,вечно пьяный, ведущий в таком состоянии разговоры об офицерской чести; капитан Стельковский, развратный, совращающий «неопытных крестьянских девчонок»;сгорбленный и обрюзгший ротный командир Слива, не прочитавший за всю свою жизнь ни одной книги и газеты, бивший солдат «жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами» капитан Осадчий,поборник «свирепой, беспощадной войны» и «дуэлей с тяжелым исходом», палочной дисциплины и «кровавой жестокости»; штабс – капитан Плавский, ведущий жизнь скряги и ростовщика, дающий товарищам деньги «под зверские проценты», штабс – капитан Липский, который держит себя среди офицероов шутом.
«Великолепная повесть! - заявил в беседе с корреспондентом «Биржевых ведомостей» М. Горький, - Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм».