«Ангелочек»
Þ В рассказе «Ангелочек» для Ивана Саввича, бывшего статистика, отца Сашки ангелочек - это мечта о чистой любви и счастье со Свечниковской барышней, мечта, служащая для героя разрывом «круга железного предначертания», куда он попал под воздействием «рока», но и не без собственных усилий. Для Сашки в ангелочке сосредоточилась не только и не столько иллюзия счастья, сколько «бунт», несогласие «с нормой» жизни.
«Петька на даче»
Þ Петька, как и взрослые, воспринимает в качестве нормы жизни прозябание в парикмахерской. Дача для него – та же иллюзия, только временный разрыв кольца. Но, как и для Сашки ангелочек, она – не только мгновение, озарение, случай; она – реальность, естественность, желанное, противоречащее норме и закону. Образ ребенка как носителя «естественного» начала весόм в рассказах Андреева. И в Сашке и в Петьке, и в других детях есть энергия чувства, ненависть, протест, жизнь.
––––––
Þ дальнейшее творческое развитие Андреева предопределило не только его верность реализму и гуманистическим заветам русской классики. Он тяготеет и к созданию отвлеченно-аллегорических образов, выражающих по преимуществу авторскую субъективность, «одно голое настроение», как отозвался М. Горький;
Þ В марте 1900 состоялось личное знакомство Андреева с Горьким. Взволнованно Горький рассказывал об этом свидании, о своем разговоре с Андреевым: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его показалось мне малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Не помню его слов, но они были необычны, и необычен был строй возбужденной речи… Мне показалось, что это здоровый, неземно веселый человек, способный жить, посмеиваясь над невзгодами бытия. Его возбуждение было приятно…
Þ Отношения между М. Горьким и Л. Андреевым приняли характер «сердечной дружбы», и это сыграло решающую роль в литературной судьбе молодого писателя. М. Горький привлек его к сотрудничеству в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь», органе демократически настроенных писателей-реалистов, ввел в литературный кружок «Среда».
Þ Также Горький организовал на собственные средства издание первой его книги
«Рассказы» (1901)
Þ Первый том «Рассказов» был отмечен общественностью как крупное литературное событие. О молодом авторе сразу же «во весь голос» заговорили критики;
Þ Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы.
«Жизнь Василия Фивейского»
Þ антихристианская повесть;
Þ мир, как вместилище зла, бесчеловечности;
Þ отец Василий – несостоявшийся Иов и неудавшийся Христос;
Þ бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, запьет с горя попадья – священник, «скрипнув зубами» громко повторяет: «Я – верю». У него сгорит дом, умрет от ожогов жена – он непоколебим! Но вот в состоянии религиозного экстаза он подвергает себя еще одному испытанию – хочет воскресить мертвого. «Тебе говорю, встань!» - трижды обращается он к покойнику, но «холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп». Отец Василий потрясен: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах?»
Þ Сюжет восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога;
Þ рассказ дышит стихией бунта и мятежа, - это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение»;
Þ Вася бунтует против мировой пустоты и тяготеющего над ним рока;
Þ в обезбоженном мире результаты бунта не видны – они в самом Васе, который становится личностью ценой жизни;
Þ «Я убежден, - писал Андреев, - что не философствующий, не богословствующий, а искренне, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо. Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справедливости и смысле. Если самому «смиренному», наисмиреннейшему, принявшему жизнь, как она есть, и благословившему бога, доказать, что на том свете будет как здесь: - он откажется от бога. Уверенность, что где-нибудь да должна быть справедливость и совершенное знание о смысле жизни – вот та утроба, которая ежедневно рождает нового бога. И каждая церковь на земле – это оскорбление неба, свидетельство о страшной неиссякаемой силе земли и безнадежном бессилии неба»;
Þ центральная гротескная сцена воскрешения передаёт сущность Андреева;
Þ повесть – путь от наивной веры до самоопределения;
Þ Психологический метод Андреева - не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает авторскую результативную характеристику.
Þ мотив солнца и огня:
® после смерти сына, мать стала бояться солнца и каждого прихода лета;
® когда у Васи сгорел дом и умерла жена, Вася увидел на окне обожённых бабочек, одна из которых не могла улететь и искала тьмы и ночи, но отовсюду на неё лился губительный свет;
® Вася просил жену зажигать в доме побольше свечей и лампад, чтобы было светло и празднично;
® Вася бежит в конце на запад к голубой полоске неба;
® Солнце – мотив смерти и возрождения.
Þ Мотив рока:
® повторения в тексте (варьирование);
® Вася вышел из дома после смерти жены – вокруг него падали с деревьев червивые яблоки;
® воплощение рока в чёрной бороде старосты и в нём самом;
® Вася шёл по полю и под ногами хлюпала вода;
® центральное воплощение рока – образ идиота-сына;
® идиот клеит коробочки, а за окном бушует метель, и Вася возле окна между идиотом и метелью;
® удвоение, утроение имён (мать, дочь – Настя, сын, сын, отец - Вася);
Þ Пространства отца Василия:
® церковь (холодная, как нежилые дома);
® Бог и вера упоминаются на открытом пространстве;
® «спали люди, поля и животные» - поле, как буфер между людьми и животными с сакральным смыслом;
® во время каких-л. событий в жизни Васи упоминается лес;
Þ как только в произведении появился идиот, сразу возникают неопределённые местоимения и наречия;
Þ Мотив смеха, как явно чего-то нехорошего;
Þ идиот – полуребёнок-полузверь;
Þ со смехом связана ирония – всеразрушающая и всеуничтожающая;
Þ тишина – из категории смеха;
Þ ситуативные повторы;
Þ в итоге, Вася сошёл с ума и умер в поле на дороге, когда бежал к полоске голубого неба.
«Иуда Искариот»
Þ апокриф;
Þ это взгляд А. на евангельский текст;
Þ образ Христа распадается на две части (в отличие от единства в Евангелии):
® тишина, бестелесность, бессилие любви;
® неспособность своей жертвой изменить мир
Þ в Иуде живёт «Я», изолированное от Христа, которое знает о грешной природе человека, которое имеет обличительную силу;
Þ божественная красота Иисуса и ужасная безобразность Иуды;
Þ формируется образ «Иуды-Христа»;
Þ у Иуды – жуткий бугристый череп;
Þ Христос постоянно молчит;
Þ Иуда и Христос – две жертвы: высокая и низкая;
Þ Иуда и Христос одинаково значительны для толпы;
Þ толпа – бесовское начало;
Þ Голгофа выявила:
® христианство создано на крови;
® церковь основали предатели;
® крест – символ церкви и орудие убийства;
Þ А. смотрит на это всё иронически;
Þ одна из главных мыслей – двойничество;
Þ Иуда-Христос – личность имеет размах от божественного до скота;
Þ Иуда провёл эксперимент над собой, учениками, Христом и народом – все оказались предателями;
Þ предатель – тот, кто не способен защитить свою веру;
––––––––
Þ «Мысль», «Призраки», «Иуда Искариот» - тема испытание разумом;
«Каждый человек в какой-то степени безумен» /Андреев/
Þ максимальная нравственная ответственность человека – обязательное условие целостности личности, её зрелости;
Þ в ряде произведений миф как сюжетная основа («Елиазар», «Иуда Искариот»);
Þ а иногда, миф – внутренняя структура, подтекст, позволяющая современному человеку увидеть логику, символику христианского мифа;
Þ Стремление к объединению социально-психологического и философского аспектов изображения отличало в эпоху между двух революций творчество писателей-реалистов;
Þ Универсализация темы, выявление соответствий между бытовой стороной происходящего и его общечеловеческим смыслом вызывало использование аналитической многоаспектности повествования, активных композиционных приемов (построение рассказа, основанное на принципах лейтмотива и контрапункта, контраста и диссонанса. Все это характеризовало такие высокие достижения реализма нового времени, как «Братья» и «Господин из Сан-Франциско» Бунина;
Þ Наряду со стремлением к глубинному осмыслению социально-исторического кризиса эпохи в творчестве Андреева ощутима тяга к мифологизации действительности, изображению «вечных» образов и ситуаций, что диктовалось подходом к проблемам человеческой деятельности и сознания как проблемам извечным. Это дает объективные основания соотносить творчество Андреева с творчеством писателей-символистов, в частности рассказами В. Брюсова и Ф. Сологуба;
Þ После разгрома в Финляндии Декабрьского вооруженного восстания и красной Гвардии наступает полоса глубокого идейного и психологического кризиса Андреева. К нему возвращаются мысли о роковой предопределенности людских судеб, о бесплодности сопротивления извечным законам жизни, его пессимизм принимает «космический» (Горький) характер.