Лит-ра XIX-XX вв.
Þ влияние Пушкина на Серебряный век – гуманное отношение к человеку:
® Ахматова создаёт свою «пушкиниану» - исследования Пушкина;
® Брюсов – 130 статей о Пушкине;
® жизнь и творчество Блока – постоянный диалог с Пушкиным.
Þ «жизнь» произведений (как и авторов) зависит от непрекращающейся их трактовки. Каждое поколение видит произведения по разному.
Þ наиболее популярными и значительными были символистические журналы (Брюсов «Весы», «Золотое руно»);
Þ главные темы начала XX в.:
® время, начала века;
® противостояние веков;
® прозревание прекрасных далей;
® ощущение итоговости;
® пересмотр ценностей.
Þ Мандельштам считал это время враждебным себе;
Þ Ницше и Соловьёв – влиятельные лица на русскую философию;
Þ Пересматривалось отношение к классическому наследию;
Þ на первый план выходят Пушкин, Гоголь, Лермонтов;
Þ обвинение поколения 60-ников;
«Воспитание в себе сверхчеловека через преодоление человека» /Ницше/
«Мне нет никакого дела до сверхчеловека, до народных масс» /Бальмонт/
«Я люблю Ницше» /Горький/
Þ Основное, что было общим в философском, поэтическом, эстетическом, лингвистическом настроении России начала века, общий знаменатель, под который можно подвести и символизм, и футуризм, общественную жизнь – умонастроение утопии.
Þ Процесс мифологизации и обращения к архетипам. Бинарность человека:
® богоносец / богоборец;
® Аполлон / Дионис;
® дух / плоть;
® быт / бытие;
® массовое / индивидуальное начало.
«На рубеже веков возникает новое поэтическое Я, которое хочет вобрать в себя мир, сделать его собою и раствориться в нём» /Анненский/
Þ Доминирующие течения:
® символизм;
® акмеизм;
® футуризм.
Þ Стили:
® импрессионизм;
® экспрессионизм;
® орнаментальная проза;
® юмористическая литература;
® неокрестьянская лирика.
Сологуб
«Безвремёнщина – доминанта русской истории» /Соллогуб/
«Мелкий бес»
Þ роман о вырождении и измельчании жизни;
Þ ряд мифов носят индивидуальный хар-р, сочиненных самим Перидоновым;
® мотивы огня:
® огонь двойственен;
® солнце – дракон;
® солнце злое, губительное, но очищающее;
Þ с семантикой огня связаны символы пыли и дыма;
Þ мысль о бесконечном повторении круга;
Þ как неуничтожима в мире реальность, так неуничтожимо и зло;
Þ носитель зла – человек;
Þ Перидонов – антиличность:
® распад хар-ра и художественного образа;
® постоянные мелкие пакости;
® он не только ничтожество, но и мелко бесовская личность, которую боятся.
Þ образная основа романа – быт, произрастающий инфернально;
Þ Недотыкамка – привидение, преследующее главного героя:
® [недо] – мир пошлый, недоделанный, полуживой, полумёртвый, полусумасшедший.
Þ каждые 3-5 лет пересматривал свою позицию, иногда менял её кардинально;
Þ С. серьёзно повлиял на символистов философией всеединства;
Þ фраза «Красота спасёт мир» - говорит о всеединстве любви, добра и красоты;
Þ стадии жанра (по Соловьёву):
® зародышевое единство всех элементов;
® обособление и самовыявление элементов;
® новое воссоединение элементов на свободной основе.
«Материальный мир – необходимое условие для существования мира духовного»
Þ С. дал религиозную концепцию истории в периодическом развитии;
Þ определил конечную цель исторического движения – достижения всеединства (бога-человека)
Þ Соловьев придумывает псевдоним "Андрей Белый"
Þ под влиянием религиозных раздумий Соловьёва произошло превращение Бориса Бугаева в Андрея Белого
Þ Символизм – познание внерассудочных форм, внепричинности;
[Брюсов // Священная жертва]
Þ задача символистов:
® выразить свои переживания, единственные доступные нашему сознанию;
® познать во временном вечное.
Þ символическое творчество – закономерное следствие реалистической школы;
[Лосев // О символе в реалистическом искусстве]
Þ реалисты – простые наблюдатели;
Þ символисты – мыслители;
Þ для новой поэзии свойственно многозначие;
Þ аллегория всегда однозначна;
Þ символ многозначен и каждый может добавить своё значение, исходя из своего кругозора;
«Символизм – взгляд вглубь» /А. Белый/
Þ пафос реалистического символизма в лозунге «От реальности к реальности реальнейшей», в его теургической попытке утвердить, познать, выявить в действительности иную, более действительную действительность -.
[Иванов // Поэт и чернь]
Þ символ только тогда истинен, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём сокровенном языке намёка и внушения нечто неизглаголимое, неадекватное внешнему слову;
Þ символ многолик, многомысленен и всегда тёмен в последней глубине;
Þ аллегория – учение; символ – ознаменование;
Þ отчасти приблизиться к пониманию смысла и природы символа можно открыв его связь с народными мифологическими представлениями;
Þ символы – переживания утерянного народной душой -
Þ поэт хочет быть одиноким и отрешённым, но его внутренняя свобода – причина возвращения и приобщения к родимой стихии.
Þ материальный мир наполнен не только соответствиями мира понятийного, но и искаженными откликами, логичными подобиями истинных ценностей, что и создаёт многочисленные варианты злых личин /Блок/
Þ мотив образа маски (Блок // Снежная маска);
Þ для младо символистов характерна сакрализация творчества;
Þ философ -
Þ считает, что русская литература воспитала нигилизм и способствовала распаду семьи;
Þ Татьяна (из «Онегина») – ложный идеал в становлении семьи;
Þ идеал человека – в семье;
Þ «Анна Каренина» и «Евгений Онегин» посвящены апофеозу бесплодной любви и страдальчеству в семье;
Þ пол (м., ж.) гораздо более связан с Богом, нежели ум;
Þ мужское и женское начала сакральны, высокодуховны и божественны;
Þ духовный мир – мистическое общение со своим Богом;
Þ главное в литературе не идеи, а отражение того, что в глубине человека, его души;
Þ огромное значение придавал стилистическим и синтаксическим неточностям;
«Кто не любит человека в радости, тот не любит ни в чем» /Розанов/
Þ Розанову свойственно многоголосье (~ полифония Достоевского);
Þ вводит в литературу самое мелочное и мимолётное;
«Смысл не в вечном, смысл в мгновениях» /Розанов/
Þ подсмеивался над символистами;
«Я бездарен, да тема моя талантлива»
Þ у Розанова уникально литературное пространство;
Þ у Розанова парадоксальность антиномического мышления;
Þ мерцающая стилистика Розанова:
® сочетание исповедального фона с мальчишеской задиристостью;
® сочетание лиричности с обывательскими домашними разговорами;
® сочетание мечтательности с циничностью и едкостью.
Þ несовпадение стиля, предмета и темы повествования;
«Как только демократия начинает философствовать и морализаторствовать, она превращается в мошенничество»
«Апокалипсис нашего времени»
Þ революция заставила пересмотреть его взгляды;
Þ 10 выпусков «А.н.в.»;
Þ цель – объяснить, что случилось с Россией, её крах;
Þ виноваты нигилизм литературы, сатира Щедрина, смех Гоголя и т.д.
Þ нельзя зло исцелить ещё большим злом (о революции);
«Русская литература – мерзость, гадость, стыд»
Þ переход в социализм – переход в полный атеизм;
Þ атеизм произошёл от нигилизма;
Þ текст у акмеистов – это и повествование о событиях и переживаниях, и повествование о принципах повествования -
Þ характерно автописание;
Þ формирование собственной поэтической биографии;
Þ читатель привлекается к сотворчеству.
Þ считала, что написала 7 книг -
Þ связь поэзии Ахматовой с современной поэзией (традиции психологической прозы):
® особая функция деталей;
® предметность;
® лаконизм;
® «пушкинская» простота;
® интимность тем (в основном любовь);
® отсутствие «Я», присущего символистам;
® отношения с миром Я«ТЫ, Я«ОН (ТЫ – чаще всего ближайшая реальность)
® Ахматова ушла из символизма («преодолела символизм»);
® поэтическая речь Ахматовой максимально упрощена;
® Ахматова преобразует слова благодаря художественной детали и контексту;
® Детали весьма бытовые и психологические;
«Деталь – косвенная символика эмоций Ахматовой» /Виноградов/
Þ поэт, переводчик, драматург, критик, педагог;
Þ Анненский начинает выступать в печати в 80 гг. со статьями по филологии и педагогике в основном в «Журнале Министерства народного просвещения»;
Þ Начиная с 90 гг. в журнале «Русская школа» появляются статьи А. о творчестве русских писателей: Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Майкова. В 90 - 900 же гг. начинают выходить его переводы трагедий Еврипида.
Þ Первое опубликованное художественное произведение А. - трагедия «Меланиппа-философ» (1901), вторая трагедия «Царь Иксион» появляется в 1902 г., в 1904 г. А. под псевдонимом Ник. Т-о. выпускает первый стихотворный сборник, куда входят стихотворения разных лет и стихотворные переводы («Тихие песни »). В 1906 г. он печатает трагедию «Лаодамия» и издает сборник литературно-критических статей «Книга отражений». «Вторая книга отражений» была выпущена А. в 1909 г. В 1906 г. выходит первый том переведенных А. пьес Еврипида ( «Театр Еврипида» ) с вступительными статьями переводчика. Второй сборник лирики А. «Кипарисовый ларец» и трагедия «Фамира-кифарэд» были опубликованы уже посмертно. В 1923 г. сын поэта В. Кривич издает сборник «И. Анненский. Посмертные стихи», куда вошли все стихотворения, не печатавшиеся ранее.