Тема деревни в современной литературе
ученика 11 класса «М»
средней школы № 274
Ромащенко Владимира
Москва
1999 г.
1. Биография Александра Исаевича Солженицына
а) юность
б) каторга
в) жизнь в селе Мильцево
2. Солженицын-портретист
3. Матренин двор
а) окружающий мир Матрены
б) судьба героини
в) отношение к ней окружающих
4. Облик русской деревни
5. Гибель Матрены
а) обряд прощания
б) личность Фаддея
в) гибель Матрены – обрыв нравственных связей
6. Идейная нагрузка первоначального названия произведения
7. Влияние Солженицына на литературу
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В 1924 году вместе с матерью Таисией Захаровной ( отец погиб за полгода до рождения сына ) переехал в Ростов.
Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского университета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденную в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицын параллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ ( Московский институт философии, литературы и истории ). Кроме того, учился на курсах английского языка и уже серьезно писал.
В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году и прошел со своей «звукобатареей» ( выявляющей вражескую артиллерию ) от Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженной цензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н. Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он был арестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы он провел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ ( «шарашке» ), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана. После освобождения из лагеря – вечное поселение в Кок–Терек на юге Казахстана ( оно длилось три года ), а затем – переезд в Рязанскую область и работа учителем математики в школе в одном из сел ( этот момент изображен в рассказе «Матренин двор» ) и в Рязани.
Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор» можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, его близость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русской деревни.
В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию от первых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никто другой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениного двора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. «То, что Солженицын принес в литературу, – не узкая правда, не правда сообщения. …Солженицын не просто сказал
правду, он создал язык, в котором нуждалось время, – и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим
языком»1.
В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.
В основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую» тему.
Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2.
Солженицын – отличный портретист, если считать портрет, одежду героя средоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или уже завершенных «сюжетов» жизни, дорог героя.
В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»3.
Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большойрусской печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.
–––––––––––––––
1Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243
2 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 187
3 ...там же, с. 153
Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум
океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»1.
Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь–болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.
Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок – «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе… И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Сам председатель колхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось», – на той же ироничной ноте заканчивает писатель.
«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней
–––––––––––––––
1Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 180
родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие матрениным бескорыстием.
Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково отношение к ней окружающих? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок к Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая ( ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд ). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей»1. Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне»2,– в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.
Неуютно и холодно Матрене в своем государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших.
Продолжим эту мысль. Можно сказать о том, что Матрена близка герою другого рассказа Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». Оба они – личности соборные, то есть несущие в себе народные начала, подсознательно чувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том или даже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но они
отвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система подавила их за чертой милосердия, обрекла на уничтожение. Уже не