Смекни!
smekni.com

Тема чайки в комедии А.П. Чехова (стр. 11 из 11)

Заключение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изучение творчества А.П. Чехова, его пьесы "Чайка", актуально.

При изучении данной темы мы достигли поставленной темы: раскрыли образ "чайки" в одноименной комедии А.П. Чехова.

Данную цель исследования мы достигли решив следующие задачи:

1.Изложили литературно - эстетические взгляды А.П. Чехова, его нравственный кодекс.

2.Раскрыли проблему жанра.

3.Объяснили символику названия пьесы.

4.Вскрыли образ - метафору воды и образ Нины Заречной.

5.Показали драматургическую традицию А.П. Чехова в пьесе М.А. Булгакова "Дни Турбиных".

Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку или проведению факультативных занятий.

Достигнув поставленной цели при помощи решения выше названных задач, мы пришли к следующим выводам:

1.Ситуация в культуре конца 19 века складывалась под влиянием ряда факторов как социального так и культурного характера.

2."В человеке все должно быть прекрасно…" - нравственный кодекс А.П. Чехова.

Требованием морально - эстетического кодекса писателя является вера в человека, которому предстоит самостоятельно жить, делать самостоятельный выбор: "жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю…" (А.П. Чехова).

3.схема действия пьесы "Чайка" не типична для драматического произведения и скорее соответствует эпическому, и аналогией здесь являются "Мертвые души" Н.В. Гоголя.

Чехов назвал "Чайку" комедией.

В "Чайке" - "отклонение от нормы" в отношениях людей, в искусстве. Не от "правил", ибо они уродливая норма, а от естественного, подлинного состояния. Поэтому Чехов создает "трагикомедию".

4.Название пьесы "Чайка". Образ Чайки восходит к народно-поэтическому представлению о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.

5.Озеро в пьесе - это больше, чем пейзаж, театральная декорация, это не просто обозначение место действия, бытовая подробность, оно играет определенную роль в сюжете произведения.

6.Нина Заречная - мечтательница, художественно одаренная, артистичная натура.

7.Основной конфликт в драме И.А. Булгакова "Дни Турбиных" строится по чеховской схеме. Его источником является противоречие между "данным" и "желанным", представлениями героев об идеальном мироустройстве и жесткой реальностью. В конфликтном сложении пьесы отсутствует конкретный носитель "драматической" вины. Конфликтообразующие начала складываются за пределами художественной системы.

В основе построения художественных миров булгаковской и чеховской пьес лежит общий принцип совмещения реального и символического планов изображения. Единство действия в булгаковской пьесе "по-чеховски" скрепляют сквозные образы-символы.

Связью с эпическими источниками обусловлена повествовательная природа булгаковской и чеховской пьес, которая проявляется в обилии ремарок, развернутых монологах действующих лиц, стремление авторов к эпически многомерному изображению характеров в драмме.

Чеховское влияние обнаруживается в способе обрисовки характеров действующих лиц "Дней Турбиных". Булгаков стремится избежать одноплановости и однолинейности в изображении своих героев. Их характеры построены по чеховскому принципу совмещения разнородных качеств, парадоксального сочетания не сочетаемых свойств.

Литература.

1.Александров Б.И. Симинарий по Чехову. Пособие для вузов. -М.,1957.

2.Афанасьеф Э.С. Пьеса или повесть? Эпический контекст в драматургии А.П.Чехова //Русская речь. - 1996. - №1, с.3-8.

3.Баталина Т.С. Брак и семья в произведениях А.Н. Толстого и А.П. Чехова // Баталина Т.С. Демография в литературе и искустве. - М.: Мысль, 1986 с.12-32.

4.Белик А.П. о своеобразии нравственно - эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. - №12, с.127-137.

5.Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М.: Худ.лит,1986.

6.Бердников Г.П. Художник и общество. Вновь о "Чайке" А.П. Чехова //Москва. - 1971. -№3, с.183-202.

7.Бердников Г.П. Чехов - драматург. - М., 1972.

8.Бердников Г.П. Чехов в современном мире //Вопросы литературы. - 1980. - №1, с.65-97.

9. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. - М. Худ.Литература, 1984.

10. Бердников Г.П. А.П. Чехов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

11.Берковский Н. Чехов - повествователь идраматург// Берковский Н. О русской литературе. - Л.:Худ.литература, 1985, с.215-339.

12.ондарев Ю. Романы Чехова //Бондарев Ю. Поиски истины. - М: Современник, 1979, с.98-100.

13.Булгаков Михаил. Дневники. Письма.1914-1940. М., 1997.

14.Белый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // Истрия русской драматургии 2 половины 19 века - начала 20 века до 1917 г. - Л., 1987, с.441-481.

15.Вишневская И. Золотые цепи // Вершины. – М.: Дет. лит., 1981, с. 243-258.

16.Гейденко В.А. Магия краткости и простоты (Заметки о мастерстве Чехова - рассказчика) // Вопросы литературы. - 1973 - №7, с.168-183.

17.Гейденко В.А. Чехов и Иван Бунин. - М., Сов. Писатель, 1987.

18.Головачева А. О тех, кто читает Спенсера: Чехов и его герои накануне 20 века // Вопросы литературы. - 1998. - №4, с.160-178.

19.Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. - М., 1958.

20.Громов М. Книга о Чехове. – М.: «Современник», 1989.

21.Гроссман Л. Роман Нины Заречной // Прометей: Альманах издательства ЦКВЛКСМ "Молодая Гвардия", 1967. С.218-289.

22.Гус М. Во имя человека. - М.: Сов.писатель, 1976.

23Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. - М.: Сов.писатель, 1959.

24.Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. - М.: Сов.писатель, 1981.

25.Драбкина В.Б. Мертвая чайка на камне… Этюд о магии чисел // Драбкина В.Б. Мертвая чайка на камне… Этюды, фрагменты. - М., 1997, с.46-56.

26.Ермилов В.В. А.П. Чехов. - М., 1953.

27.Есин А.Б. О чеховской системе ценностей // Русская словесность. - 1994. - №6, с.3-8.

28.Журвлева А.И. Становление жанра драмы и повествовательная проза // Русская драма и литературный процесс 19 век. От Гоголя до Чехова. - М.: Издательство Московского университета. 1988, с.139- 142.

29.Залогин С.П. Май поэт (О творчестве Чехова). - М.: Сов.Россия, 1971.

30.Иезуитова Л.П. Комедия А.П. Чехова "Чайка" как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. -Л.: Издательство ленинградского университета, 1988, с.323-347.

31.Калмановский Е.С. "Кто я, зачем я, неизвестно…" // Калмановский Е.С. "Путник запоздалый. Расказы и разборы. - Л.: Сов.пис., 1985, с.151-176.

32.Калмановский Е.С. Три пьесы и вся жизнь // Калмановский Е.С. "Путник запоздалый. Рассказы и разборы. - Л.: Сов.пис., 1985, с.87-100.

33.Кондидов А.В. А.П. Чехов в Богимове. - Калуга. 1991.

34.Карасев Л.В. Пьесы Чехова //Вопросы философии. 1998. - №9, с.72-91.

35.Катаев В.Б. литературные связи Чехова. - М.: МГУ, 1989.

36. Колобаева Л.А. Факторы, формирующие и деформирующие личность в художественном мире А.П. Чехова // Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков. - М.: Издательство МГУ, 1990, с.29-61.

37.Кузнецов С.Н. О функциях ремарки в чеховской драме // Русская литература. - 1985. - №1, с.140-155.

38.Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова. - Томск: Издательство Томского университета. 1978.

39.Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. – М.: Дет. лит., 1985.

40.Линьков В.А. Скептицизм и вера Чехова. - М.: МГУ, 1995.

41.Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

42.Мышковская Л. О мастерстве писателя. - М., 1967.

43.Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991.

44.Основин В. В. Новаторство драматургии Чехова // Основин В. В. Русская драматургия II половины XIX века. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980, с. 132-184.

45.Оснос Ю.А. В мире драмы. - М., 1971

46.Отродин М.В. "Бесприданница" А.Н. Островского //Анализ драматического произведения. -Л.: Издательство ЛГУ, 1988, с.226-242.

47.Паперный З. А.П. Чехов - М.: Художественная литература, 1954.

48.Паперный З. С. «Чайка» А. П. Чехова. – М., 1980.

49.Паперный З. Стрелка искусства. - М., 1986.

50.Переписка А.П. Чехова в 2-х томах - М.: Художественная литература, 1984.

51.Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: движение художественной мысли. - М., 1979.

52.Реализм Чехова второй половины 80-х годов. - М.: Худ.Литература.. 1958.

53.Ревякин А.И. о драматургии Чехова. - М.: Издательство Знания, 1960.

54.Серегов В.А. Чехов в 80-е годы. - Ростов н/д., 1991.

55.Семанова М.Л. Чехов -художник. - М.: Просвещение. 1976.

56.Сендерович М Антон Чехов: драма имени // Русская литература. - 1993 - №2, с.30-41.

57.Смелянский А.М. Михаил Булгаков в художественном театре. М.. 1989.

58 Степанов Ю. "Помогай бедным, береги мать, живи мирно…" Моральный кодекс Чехова // Литература. Ежегодное приложение к газете "Первое сентября". - 1998, - №9, с.1-4.

59.Творчество А.П. Чехова. Особенности художественного метода. Республиканский сборник научных трудов. Выпуск 4. - Ростов н/д, 1979.

60.Течение мелиховской жизни. А.П. Чехов в Мелихове. 1892-1899 годы. - М.: Планета, 1989.

61Титкова Н.Е. Три драмы михаила Булгакова. Аспект русской литературной традиции. - Арзамас, 2001.

62. Угрбмов А.А. Русские имена. Западное книжное издательство. 1970.

63.Ульянов Н.И. Мистицизм Чехова // Русская литература. - 1991, №2, с.86-93.

64.Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. - М.: Издательство Наука, 1986.

65.А.П. Чехов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература., 1986.

66.Чеховские чтения в Ялте: Чехов в меняющемся мире. Собрание научных трудов /Министерство культуры России, Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Российская Гос. Библиотека. - М., 1993.

67.Чудаков А.П. Мир Чехова; возникновение и утверждение. - М.. 1986.

68.Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. – М.: Просвещение, 1987.

69.Щербаков К. Восхождения к Чехову //Щербаков К.С. С желанием истины. М.: Сов.писатель, 1988. С.57-126.

70.Юшманова Н.Е. А.П. Чехов: уроки нравственности. - М., 1985.