Смекни!
smekni.com

Философская лирика Твардовского (стр. 3 из 3)

Язык Твардовского при всей его кажущейся простоте - сложное явление. И проникнуть в эту сложную простоту нелегко. «Как будто современно бесхитростный, безыскусственный язык лирики Твардовского построен на самом деле очень хитро и искусно и тщательно скрывает большую творческую работу поэта над словом. Это по своему существу золотой сплав наиболее выразительных средств живого народного слова и самых дорогих ценностей русской художественной речи». Лирика Твардовского нуждается в «замедленном чтений», «чтобы за фасадом хорошо известных нам фактов современного русского языка не просмотреть полученные или под пером поэта смысловые и стилистические приращения, их стилистическую новизну и свежесть».

Источником образности в поэтическим языке Твардовского нередко становится хорошо известная пословица, поговорка, фразеологизм. Будучи важными деталями, в поэтическом арсенале Твардовского, эти единицы не выглядят в его стихах как иностилевые разговорные «цитаты». Они органично входят лирическую строку, даже если речь в ней идет о самом высоком поэтическом предмете. Особая выразительность и одновременно экономия стихового пространства достигаются за счет структурной контаминации нескольких устойчивых языковых единиц. Так, в восклицаний «Но, боже мой, и все-таки неправда, что жизнь с годами сходит вся на клин» немногословно и потому энергично отрицается семантика безысходности пословицы – «куда ни кинь – везде клин» (нет выхода из создавшегося положения) и фразеологизма «сойти на нет» (исчезнуть вовсе, до конца)

Поэт использует стилистические контрасты, чтобы с их помощью выделить главное. В его стихах органично соединяются поэтические тропы и прозаизмы. Вот запоминающаяся характеристика ранней осени:

Еще земля с дернинкою сухой

Не отдает нимало духом тленья,

Хоть, наизнанку вывернув коренья,

Ложиться под лопатой на покой.

Еще не время непогоди сонной,

За сапогом не волочится грязь…

А глубоко философскую, по сути, зарисовку сосен, стонущих от ветра в больничном парке, поэт завершает строками, в которых не выглядят грубыми или неуместными ни разговорное слово «мычать», ни просторечное «психи»:

Еще они, былую вспомнив пору,

Под ветром вдруг застонут, заскрипят,

Торжественную песнь родного бора

Затянут вразнобой и невпопад.

И оборвут, постанывая тихо,

Как пьяные, мыча без голосов…

Но чуток сон сердечников и психов

За окнами больничных корпусов.

Самые высокие рассуждения, самые возвышенные картины в стихах Твардовского отмечены скромностью, даже какой-то застенчивостью. Неизбежный, казалось бы, пафос, поэтическая торжественность – производные от жанра философской лирики незаметно устраняются легкой шутливостью, мудрой усмешкой человека, не боящегося самоиронии. Так, кажущаяся сентиментальность строк, на сыщенных словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

На дне моей жизни,

На самом донышке.

Захочется мне посидеть на солнышке,

На теплом пенушке, -

Устраняется официально – деловитыми, почти протокольными фразеологизмами «подвести черту», «отметиться галочкой». Такой стилистический диссонанс придает легкую ироничность всему высказыванию, маскирует прорвавшуюся грусть и одновременно оттянет фольклорную основу начальных строк стихотворения.

2.4 Неизбежности смерти, философские рассуждения.

Народная языковая стихия по-разному проявляется в каждом произведений Твардовского. Фольклорные традиций в его философской лирике ощущаются, например, а том, что в ней редко встречается прямые номинации таких понятий, как старость или смерть. (Но все же встречаются: «Ты дура, смерть…») Глубоко национальный поэт помнит о традиционных табу, потому и прибегает к таким обычным эвфелизмам, как «человек в летах», «возраст пенсионный»; высокое «последний час» соседствует с иронический переосмысленным медицинским термином «летальный исход», превратившийся в «час летальный». Так, с помощью этого трансформированного термина и однокоренного слова «отлет» поэт обыгрывает библеизм «душа отлетела» в слегка озорных строках:

Хоть про сейчас, хоть про запас,

Но делать так работу,

Чтоб жить да жить,

Но каждый час

Готовым быть к отлету.

И не терзаться – ах да ох, -

Что, близкий или дальний, -

Он все равно тебя врасплох

Застигнет, час летальный.

По словам многих людей, близко знавших Твардовского, он говорил, что о самом высоком, даже о трагичном надо писать спокойно, не надрываясь, не надсаживаясь, не вставая на цыпочки, не вытягиваясь даже перед смертью. Поэтому его поэтические рассуждения о жизни и смерти нередко закачиваются шутливыми строчками, например такой:

Аминь! Спокойно ставь печать…

В этой фразе намеренно сочетаются церковное «Аминь» и канцелярское «ставь печать». В таком отношений к смерти демонстрируются не безрассудство, не показное, граничащее с глупостью, ухарство, не бесшабашность, не шутовство, а повторяется запечатленное в фольклоре и подтверждающее всем жизненным укладом народа отношение к «безносой», к неумолимой «старухе с косой».

Глубинная связь поэзии Твардовского с устным народным творчеством просматривается и в выборе рифмы. Поэт признавался: я люблю рифмы типа «реки – орехи». Не «реки – веки», а так чтобы аукался звук не тождественный и равный по происхождению: «к – х».

Отмечая связь лирики Твардовского с традициями не только фольклора, но и русской философской лирике, многие упрекали поэта в традиционализме, даже консерватизме. Например, И. Сельвинский начисто отказывал стиху Твардовского, в какой либо новизне, считал, что он всего лишь повторяет поэтов прошлого и вообще ему «бог не дол смелости». На самом деле безусловная творческая смелость А. Т. Твардовского состоит в том, что о самых серьезных проблемах, о самых сокровенных и жгучих мыслях и чувствах, о самых высоких поэтических «предметах» он сумел сказать, не прибегая к вычурным литературным формулам. О старости, о жизни и смерти, о смысле бытия поэт рассуждал без позерства, без желанного нытья, а просто, мудро, мужественно.

Поэзия Твардовского приблизила к человеку темы, проблемы, образы классической философской лирики, ничуть не обеднив ее содержания, не превратив высокое поэтическое обобщение в прозаическое бытописательство. Следуя традициям русской классической литературы, обращаясь к народному опыту, закрепленному в метком слове, наш современник А. Т. Твардовский выполнил высокое предназначение поэта: в своих стихах он сумел

Так со своей управится судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

3. Заключение.

Путь Твардовского – лирика не был триумфальным. На протяжении тридцати лет своей творческой деятельности, при неуклонном росте своего мастерства поэт, наряду с созданием шедевров, бывало, опускался до среднего (а случалось – и ниже) уровня, но он шел по своей стезе с редким упорством, работал над словом неутомимо и долго, познал и муки, и радость творчества, знал спады и подъемы, мучительные сомнения и – на четвертом десятке своей писательской жизни достиг того высокого поэтического искусства, каким отмечена его лирика 60-х годов.

Поэзия Твардовского продолжает свою жизнь не только в его собственных стихах: подобно тому как Шолохов, не гадая о том специально, создал целую плеяду видных поэтов, «хороших и разных», считающих себя прямыми учениками Александра Трифоновича Твардовского.

4. Список используемой литературы:

1) Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980

2) Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы литературы №7, 1979

3) Кондратович А. «Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979

4) Бортник Г. В. «Но пусть все пето, – перепето» (Традиций и новаторство в философской лирике А. Т. Твардовского), РЯШ №3, 1995