Смекни!
smekni.com

Правовое государство (стр. 4 из 8)

Признак правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный признак носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человеккак разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного признака обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого признака состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Признак правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые моменты. Это:

1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

Признак единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

Признак правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству, и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

В плане содержания указанным признакам соответствуют три составляющих: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент[10].

Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.

Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.

Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.

Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.

Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно - складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.

Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и деятельностью всех властей.

Правовое государство принято сопоставлять с государством полицейским. Рассмотрим сопоставление, которое приводит Темнов Е. И.: сопоставление правового государства с полицейским[11].

Таблица 1 - Сопоставление правового государства с полицейским

Правовое государство Полицейское государство
Граждане живут по принципу:"разрешено то, что не запрещено" Граждане живут по принципу:"разрешено то, что разрешено"
Законы позволяют гражданам делать все, что не нарушает деятельность государственных служб, прав других граждан Законы позволяют администрации, властным структурам делать все, что не нарушает права человека
Государство проводит либеральную политику, выполняя роль "ночного сторожа" Государство занимает активную позицию, не ограничивается обеспечением безопасности
Полицейское вмешательство в деятельность граждан возможно только при нарушении юридических запретов Полицейское вмешательство имеет тенденцию к расширению под различными разумными предлогами
Права и свободы граждан могут быть ограничены только в той мере, в которой это необходимо для защиты других (всех) Права и свободы не отрицаются, но администрация их контролирует (разрешительный порядок, лицензирование и т.п.)
Граждане исходят из презумпции: власть, администрация склонны злоупотреблять полномочиями Государство, власть исходят из презумпции: граждане склонны злоупотреблять свободой
Господствует конституция, правовые законы, на которых основываются все постановления администрации Конституция, законы существуют, но распоряжения и приказы властей стоят на первом месте
Закрепление в конституции, законах естественных прав человека рассматривается как важная юридическая гарантия Закрепление прав, свобод, безопасности граждан является чисто формальным, гарантирует же права высокое должностное положение, крупная собственность
Государство само не нарушает фундаментальные права граждан и обеспечивает их эффективную защиту от злоумышленников Государство защищает свободу, жизнь, собственность граждан от посягательств преступников, но не от государственных структур
Разделение властей преследует цель отделить силовые органы от органов властных, политических Разделение властей (если оно имеет место) преследует цель прозаического делового разделения труда
На первом месте стоят права и свободы, законные интересы человека На первом месте стоят интересы государства, его бюджета, безопасности и т.д.

Реалии сегодняшнего дня предполагают не "народный" характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно "мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в "винтиков" и "население", либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда "винтиками" обязаны быть государственные чиновники". Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному "зрителю" может показаться реальностью[12].