Смекни!
smekni.com

Авторская песня в Красноярске (стр. 2 из 3)

Евгений Паклин уверенно называет датой восстановления клуба 1976 год, а среди постоянных членов клуба - Юрия Бендюкова, Игоря Попова, Сергея Попова, Владимира Хаскина, Людмилу Ким, Людмилу Ершову, Татьяну Александрову, Нину Рыгалову (Теплых).

Очевидно, отдельные группы любителей авторской песни так или иначе продолжали встречаться. Не исключено, что некоторые из них могли считать себя клубами. Но более вероятно, что единого организующего центра не было, и все эти группы действовали самостоятельно.

Наиболее активно в эти годы проявил себя клуб самодеятельной песни в Красноярском политехническом институте во главе с заведующим кафедрой, опытным альпинистом Борисом Соустиным. Ему удалось организовать во второй половине 70-х годов выступления в Красноярске Евгения Клячкина, Юрия Визбора и Александра Дольского.

Новое возрождение городского клуба самодеятельной песни (КСП) в Красноярске произошло в 1979-1980 годах.

Людмила Воеводина (Григорьева) относит воссоздание клуба к осени 1979 года. На втором этаже городского Дворца культуры два раза в неделю по вечерам стали собираться человек 10-12 авторов и исполнителей самодеятельной песни. Среди них Елена и Александр Альшанские, Елена Большакова, Александра Костерина (Дарьянова), Евгений Паклин, Ольга Ненилина и другие. По выходным дням все дружно ходили на "Столбы", где в гостеприимных избах пускали гитару по кругу и пели до утра. Пели песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Юрия Кукина, но прежде всего - "столбистские". Очевидно, дух "столбизма" преобладал над духом КСП.

Уже в декабре 1979 года взявший на себя функции руководителя Михаил Угай договорился с дирекцией Дома работников просвещения, куда клуб и перебрался в течение 1980 года. Опытные Юрий Бендюков и Владимир Хаскин некоторое время со сдержанным любопытством наблюдали за усилиями молодежи, в известной степени дистанцируясь от нее. Но когда в течение 1980 года КСП сформировался как организационная структура, они начали активно участвовать в его работе. Клуб был включен в число творческих коллективов Дома работников просвещения, и человеку, выполнявшему обязанности руководителя, выплачивали небольшую зарплату. На протяжении 80-х годов президентами КСП формально числились Людмила Воеводина, Юрий Бендюков, Светлана Якатова, Елена Воронина, Сергей Попов, Владимир Хаскин.

С 1980 года клуб установил тесные контакты с Красноярским крайкомом комсомола. Это сотрудничество было вполне взаимовыгодным. КСП по заданиям крайкома устраивал концерты на комсомольских собраниях, на избирательных участках, на встречах ветеранов, в студенческих и рабочих общежитиях и т.п. В свою очередь комсомольские органы оплачивали поездки членов КСП на бардовские фестивали, которые в то время стали очень модными и проводились во многих городах страны. Только в 1980-1983 годах красноярцы побывали на нескольких Таймырских фестивалях в Норильске, в Усть-Илимске и Алма-Ате, Челябинске и Владивостоке.

К этому времени в рядах любителей авторской песни в Красноярском крае появились новые люди, которым было суждено в ближайшем будущем сыграть важную роль в развитии бардовского движения. В Красноярск приехал из Казани физик Евгений Савельев. Пришли в клуб музыкант Лариса Ялынская и милиционер-журналист Валерий Кузнецов. Начал работать на заводе экскаваторов Виктор Аникеев, имевший опыт работы в КСП Ленинграда и Белоруссии. Все чаще участвовала в концертах будущий президент Дивногорского КСП Валентина Пономарева. В Шарыпово обосновался демобилизовавшийся из армии Геннадий Васильев.

В Норильске клуб самодеятельной песни возник еще в 1978 году. Тогда же был проведен I Таймырский фестиваль авторской песни, который сразу же стал ежегодным. Активное участие в работе норильского клуба принимал Владимир Лялин, позднее переехавший в Красноярск. Далеко за пределами края пользовался известностью лучший квартет норильского КСП: Валерий Соловов, Владимир Клепалов, Валентина Смарыга и Елена Истратова. Норильчане были лауреатами знаменитого Грушинского фестиваля под Самарой.

Конечно, в то время Таймырские фестивали, как и любые другие, были в значительной мере идеологизированы. Так, V фестиваль в ноябре 1982 года был посвящен 60-летию образования СССР и именовался фестивалем "самодеятельной патриотической туристской песни". Его проводил, в частности, Таймырский окружной комитет профсоюзов во Дворце культуры Норильского горно-металлургического комбината. Девизом фестиваля были строки известного поэта Дмитрия Сухарева:

- А песня готова на бой,
А песня на плаху готова,
Покуда в ней каждое слово
Оплачено нашей судьбой.

В Шарыпово осенью 1980 года состоялся I фестиваль самодеятельной песни. В конкурсе поэтов победил Геннадий Васильев. Вскоре из Москвы приехали имевшие опыт организации бардовского движения Борис Берхин и Сергей Гандкин. Фестивали проводились ежегодно, а в 1984 году при Шарыповском горкоме ВЛКСМ возник клуб "Дети подземелья", оборудовавший для себя один из заброшенных подвалов.

Клубы самодеятельной песни появились в Красноярске-26 (Железногорске), Абакане, Сосновоборске, Дивногорске, Саяногорске, Назарово, Бородино и некоторых других городах края. В Красноярске же время от времени появлялись новые или продолжали действовать старые небольшие клубы (или группы), практически не связанные с городским клубом: альпинистов политехнического института (Сергей Ченцов), филологов университета (Игорь Ким), геологов города (клуб "Триас") и другие. В то же время городской КСП в 1983-1985 годах переживал некоторый спад, вызванный отходом от бардовского движения части активистов начала 80-х, которые ушли с головой в свои домашние, семейные проблемы.

И опять ситуацию переломила "старая гвардия" - Юрий Бендюков, Владимир Хаскин, Сергей Попов и другие. В Доме работников просвещения стали проводиться так называемые "последние четверги", то есть ежемесячные концерты с участием всех любителей авторской песни по принципу "открытого микрофона".

Но главной идеей, позволившей довольно быстро преодолеть спад, стала идея организации красноярского фестиваля самодеятельной песни. В ходе подготовки к I фестивалю с помощью комитетов комсомола были организованы районные и городские конкурсы самодеятельной песни. Местом проведения фестиваля был избран остров Сосновый.

I Красноярский межрегиональный фестиваль проходил в конце мая 1987 года. Вели его Людмила Воеводина и Наталья Потехонченко (Попова). С агитпоездом ЦК ВЛКСМ приехали известный путешественник Дмитрий Шпаро и эстрадный автор и исполнитель Игорь Николаев. Большую лепту внесли альпинисты Сергей Баякин, Валерий Балезин. В жюри работали Юрий Бендюков, художник Михаил Молибог и другие. Среди лауреатов фестиваля - Геннадий Васильев, только что перебравшийся из Шарыпово в Красноярск, Светлана Филиппова, Сергей Баякин, Игорь Ибрагимов, Евгений Осипов. Фестиваль вызвал огромный интерес и прошел с большим успехом.

В "Песне о городах" лауреат фестиваля Геннадий Васильев своеобразно использовал тот факт, что город Шарыпово после смерти К.Черненко недолго носил его имя:

- Раньше времени не морщи лба,
Не грызи ни локоть, ни коленку:
Нам с тобою выпала судьба
Жить в прекрасном городе Черненко.

Вполне удался и II Красноярский фестиваль на Сосновом в 1988 году. В дальнейшем фестивали стали проводиться один раз в два года по четным годам, а по нечетным красноярцы собирались на фестивалях в Шарыпово. Несколько раз председателем жюри работал известный московский бард Борис Вахнюк, с которым красноярцы познакомились в Норильске.

Казалось бы, что кризис преодолен, но на самом деле в конце 80-х годов он принял новые формы.

Отчасти это было связано с общей ситуацией в стране. Наступила эпоха гласности, и собственный голос авторов-исполнителей начал тонуть в общем хоре, растворяться в нем. Возле бардовского движения появилось много случайных людей, для которых пьяные "тусовки" были важнее авторской песни. А число истинных ценителей и энтузиастов заметно сократилось. Когда "старая гвардия" попробовала что-то планировать, учить новичков игре на гитаре, многие просто возмутились. Ведь они приходили в клуб "для души", а тут их пытаются поставить в какие-то рамки!

С другой стороны, вчерашние единомышленники вдруг по-разному начали оценивать не только плоды "перестройки", но и предназначение КСП. По клубам страны прокатилась волна "расколов", захватив и ряд сибирских городов: Новосибирск, Иркутск, Норильск и другие. В Красноярске в конце 80-х годов прямого раскола еще не произошло. Возможно, в силу некоей аморфности, расплывчатости организационной структуры КСП. Хотя идея об отделении группы ведущих авторов-исполнителей не раз обсуждалась. В то же время "творческая" часть КСП начала дистанцироваться от "нетворческой". Сменился руководящий состав клуба: президентом стал журналист Геннадий Васильев, членами совета физик Евгений Савельев, программист Марина Тарасова и другие.

В это время начались ремонт и реставрация Дома работников просвещения, растянувшиеся на несколько лет. КСП потерял помещение. Но полоса скитаний по городу оказалась недолгой: сначала бардов приютил Дворец культуры "Текстильщик", а затем Дворец культуры железнодорожников.

В ДКЖД удалось использовать хороший зал, получить свое помещение, помощь и поддержку директора Галины Молчановой. И часть КСП задержалась там на несколько лет. В Красноярске прошли концерты известных бардов Юлия Кима, Александра Мирзояна, Михаила Щербакова (Москва), Владимира Ланцберга (Туапсе), Владимира Туриянского и Леонида Сергеева (Москва). С сольными концертами выступали и красноярские авторы: Валерий Кузнецов, Геннадий Васильев, Лариса Ялынская и Евгений Савельев.

С помощью администрации ДКЖД были организованы индивидуальные приглашения зрителей на бардовские концерты на открытках с домашними адресами. При вместимости зала в 250 мест в картотеке клуба было около 600 адресов. Концерты проводились довольно часто, но средств все равно не хватало.