Смекни!
smekni.com

Авторская песня в Красноярске (стр. 3 из 3)

В то же время часть давних активистов КСП осталась в Доме работников просвещения, несмотря на все трудности, связанные с ремонтом и реставрацией. В октябре 1989 года там возник ансамбль авторской песни "Ау". Его костяк составили работники завода "Красмаш" Валентин Бережных и Евгений Паклин, геологи Наталья Попова и Михаил Фасхиев, инженер Сергей Попов. Позднее к ним присоединились студенты Елена Евдокимова и Анастасия Виноходова. Трудности в подборе репертуара, связанные с большой разницей в возрасте участников ансамбля, компенсировались их сплоченностью, энтузиазмом, стремлением не только петь, но и играть на сцене, превращая известные песни в игровые миниатюры. И здесь барды тоже пользовались пониманием и финансовой поддержкой со стороны директора Дома работников просвещения Аллы Фроловой. Но их связи с городским КСП остались лишь номинальными.

Новым явлением стали так называемые "бардсплавы" по реке Мане. Ключевую роль здесь играли энтузиасты из Сосновоборского КСП "Кедр" во главе с Владимиром Бортниковым. Первый сплав состоялся в 1988 году, и с тех пор они проводятся ежегодно.

Красноярцы приняли участие в работе бардлагеря "Борзовка" под Керчью. Сначала там побывал дуэт Ларисы Ялынской и Евгения Савельева, а позднее вместе с ними - Валерий Кузнецов и Светлана Филиппова.

Творчество Валерия Кузнецова пронизано юмором, но это юмор с горчинкой: "Ох, бичей на Руси, ох, бичей!". Герой ряда его песен совхозный конюх Фелетер Лазаревич, степенно рассуждающий то о демократии, то об искусстве диалога, сродни герою песен А.Галича мастеру цеха Климу Петровичу:

- Не пугайтесь вопросов в упор,
Бейте в лоб, невзирая на сплетни.
Что с того, что ваш Первый был вор?
Он не первый вор и не последний.

В начале 90-х годов процессы брожения в красноярском КСП не прекратились. Спонтанно произошло разделение на "стариков" и "молодых". "Старики" не участвовали в организационных делах, но отношения между членами обеих групп оставались вполне хорошими. Они устраивали совместные концерты, провели в июне 1992 года IV Красноярский фестиваль авторской песни (получивший статус I Сибирского фестиваля), а в ноябре отметили 25-летие авторской песни в Красноярске.

Преобразование красноярских фестивалей в сибирские означало признание заслуг красноярцев в развитии авторской песни в России. Так, на II Сибирском фестивале авторской песни, проходившем в июне 1994 года в Красноярске и на острове Сосновом, членами жюри, руководителями творческих лабораторий и почетными гостями были Борис Вахнюк, Юрий Лорес, Леонид Сергеев, братья Мищуки. Через творческие мастерские этих авторитетных бардов прошли более 50 красноярских авторов и исполнителей.

Учитывая новые экономические условия, группа Геннадия Васильева - Евгения Савельева решила образовать ассоциацию бардов и открыть собственный счет в банке. 12 октября 1994 года управление юстиции администрации Красноярского края зарегистрировало Устав ассоциации красноярских бардов "КРАБ". Целями ассоциации были названы: содействие развитию авторской песни, оказание помощи в деятельности членов ассоциации, ведущих авторов и исполнителей, поддержка начинающих бардов, содействие развитию культуры в Красноярском крае.

Учредителями ассоциации выступили 14 человек - ученые, журналисты, геологи, инженеры. Здесь легко прослеживается желание объединить и тех, кто начинал бардовское движение в Красноярске (Виталий Крейндель, Адольф Мельцер, Юрий Бендюков, Николай Еремин, Борис Соустин), и тех, кто зарекомендовал себя в последние годы (Валерий Кузнецов, Наталья Попова, Лариса Ялынская, Виктор Аникеев, Светлана Филиппова и другие). Президентом ассоциации был избран доцент университета Евгений Савельев, вице-президентом - журналист Геннадий Васильев. В концерте красноярских бардов, посвященном созданию КРАБа, принял участие мэтр авторской песни Александр Городницкий, поздравивший сибиряков от имени ассоциации российских бардов (АРБА).

Благодаря усилиям большого любителя и знатока авторской песни, председателя краевого отделения общества "Мемориал" Владимира Сиротинина в культурно-историческом центре Красноярска состоялись две выставки, посвященные истории бардовского движения: весенний вернисаж "Наполним музыкой сердца" в апреле 1994 года и "Песни 60-х" в июне 1996 года. Выставка 1996 года дала старт III Сибирскому фестивалю авторской песни. А через три недели после фестиваля, 28 июня 1996 года, в селе Выезжий Лог Манского района состоялось открытие памятного знака Владимиру Высоцкому. Здесь летом 1968 года проходили съемки художественного фильма "Хозяин тайги", и Владимир Высоцкий выступал со своими песнями перед сибиряками.

В середине 90-х годов КРАБ организовал ряд концертов в Красноярске ведущих бардов страны: Юлия Кима, Александра Городницкого, Александра Дулова, Михаила Щербакова и других. Активную концертную деятельность вели и сами красноярцы. Им удалось выпустить два магнитных альбома. Один из них записал в Москве дуэт Ларисы Ялынской и Евгения Савельева, а другой - известный альпинист и предприниматель Сергей Баякин. В одной из песен Сергея Баякина есть строки, созвучные чувствам нескольких поколений красноярцев:

- Мне говорили: "На "Столбах" ты хватишь перца.
Куда ты лезешь? Разобьешься в прах!"
Но я упрямо лез. Стучало сердце:
"Меня ничто не испугает на "Столбах"!"

В 1997 году у красноярских бардов появился еще один центр - Красноярский гарнизонный Дом офицеров, который возглавил большой энтузиаст и любитель авторской песни подполковник Сергей Нефедов. В результате только за один год в зале Дома офицеров выступали Александр Дольский , Сергей Никитин, Юрий Лорес, Леонид Сергеев, Владимир Болотин и Владимир Брусенцов, Роман Рольгейзер и Александр Церпята (Новосибирск), Зинур Миналиев (Днепропетровск). Прошли концерты местных бардов, состоялись вечера памяти Булата Окуджавы и красноярца Владимира Хаскина, погибшего в автокатастрофе. Летом 1997 года состоялись Шарыповский фестиваль авторской песни и бардсплав по Мане.

Несомненно, перечень весьма внушительный, хотя в нынешних экономических условиях красноярским бардам приходится нелегко. Их негромкое искусство не привлекает нуждающихся в рекламе бизнесменов. У авторской песни - своя аудитория, не очень большая, но, безусловно, интеллигентная и думающая.

В средствах массовой информации Красноярска в последние годы благодаря усилиям КРАБа постоянно уделяется внимание истории авторской песни в стране и в регионе. В 1992-1996 годах Валерий Кузнецов, а затем сменивший его Геннадий Васильев вели на канале гостелерадиокомпании Красноярска ежемесячную часовую радиопрограмму "Менестрель". Параллельно Валерий Кузнецов организовал на телевидении программу "Бурлески" (иногда она выходила в эфир под названием "Встречи друзей"), для которой готовились клипы с записями песен красноярских бардов и лучших исполнителей авторской песни. С ноября 1996 года на популярном канале "Авторадио" Геннадий Васильев ведет еженедельную передачу "40 минут с бардами".

Не все программные цели КРАБа реализованы, хотя сделано немало. И все же одна проблема волнует красноярских бардов больше других, больше финансовых затруднений. Она заключается в отсутствии молодого пополнения. Казалось бы, для ее решения делается все возможное, но уже в течение длительного времени серьезных успехов добиться не удается.

Например, красноярский Дворец детства организует работу кружка "Гитарная песня" и краевые фестивали для школьников, а в рамках ежегодных фестивалей "Студенческая весна" проводится конкурс бардов. Участников, как правило, много, а уровень очень невысокий. И даже лучшие из молодых авторов и исполнителей практически не приходят в КСП. Их больше привлекают современные музыкальные направления, где зачастую за бешеным ритмом прячутся убогость текстов и примитивизм музыкального мышления.

И все же 30-летняя история развития бардовского движения на Красноярской земле дает основания надеяться на то, что лучшие традиции будут сохранены и приумножены. Есть люди, которые бескорыстно и преданно служат авторской песне, и есть огромный пласт российской культуры, без которого уже невозможно представить себе ни наше недавнее прошлое, ни наше обозримое будущее.