ПОЭТИЧЕСКОЕНОВАТОРСТВОН. А. НЕКРАСОВА
КогдаНекрасов начинаетсвою творческуюдеятельность,в российскомобществе ослабеваетинтерес к поэзиис ее сентиментальностьюи отрывом отсоциальнойдействительностии, напротив,просыпаетсяинтерес креалистическойпрозе и злободневнойпублицистике.Поэзия в товремя многимкажется чем-тонеуместным,ибо перестаетудовлетворятьзапросы передовойчасти общества,жаждущегоперемен. Лучшиеумы сознают,что назрелаобъективнаяпотребностьобновленияпоэзии, подчиненияее новым веяниям,новым идеям.
Первыйсборник стиховНекрасова«Мечты и звуки»,вышедший в1840 году, носилявно подражательныйхарактер иоставил равнодушнойчитательскуюаудиторию.Однако в течениепоследующихпяти лет поэтнастолько выроси созрел каксамостоятельныйхудожник, чтоего творчествополучило признаниене только учитателей,но и у профессиональныхлитераторови критиков.
Некрасов,избегая расхожихштампов, намеренносоздавал трудностидля восприятиясвоих стиховчитателем. Онрасширил поэтическийязык, ввел внего прозаизмыи низкую лексику:
Ой, бабьенеугомонное!Полно взапускиреветь!
В стихотворении«Муза» поэтговорит о ней,что она «в пеленках»у него «свирелине забыла»; ав описанииосени вводитразговорныйпрозаическийязык:
Славнаяосень. Здоровый,ядреный, Воздухусталые силыбодрит.
ИздательскаядеятельностьНекрасова немогла не повлиятьна его творчество:в его поэзиипоявляютсяинтонации иобороты, свойственныепублицистике;с этим связани интерес поэтако всякомуфакту, детали,подробности:
Вчерашнийдень, часу вшестом, Зашеля на Сенную.
Любовнуюлирику Некрасоваотличает сюжет,конкретность,которых небыло раньшев любовнойпоэзии, с еенепременнойотвлеченностьюот «низменных»бытовых теми нарочитойвосторженностьюв описании мирачеловеческихчувств. Поэтприобщает кпоэзии ежедневную«прозу», далекуюот какой бы тони было идиллии:
Еслипроза в любвинеизбежна, Таквозьмем и с неедолю счастья:После ссорытак полно, такнежно Возвращеньелюбви и участья.
Однакодля Некрасовахарактернои то, что он никогдане остаетсятолько в пределахфакта, как этоимело местоу последователей«натуральнойшколы». За обращениемк деталям, частностямв его стихахнеизменноследует поэтическоеобобщение:
Так солнцеосени без тучСтоит, не грея,на лазури, Алетом и сквозьсумрак буриБросает животворныйлуч.
Помимобогатства иновизны поэтическогоязыка поэзиюНекрасоваотличает богатствоинтонаций.Внося в стихичисто разговорныеинтонации, ончасто ломаеттрадиционнуюметрику, посколькусинтаксическаяединица несовпадает сметрической:
Деннои нощно ВсевышнегоМолит: «Грехиотпусти!»
МногиестихотворенияНекрасовавоспринимаютсякак песни, посколькупоэт намеренноиспользовалчетырехстопныйямб, частовстречавшийсяв народномпесенном творчестве:
Ой! Тени,тени черные...Вас только,тени черные,Нельзя поймать,обнять.
Некрасовискусно вплетаетв поэтическуюткань своихпроизведенийчужие голоса,тем самым даваянам возможностьсоставитьпредставлениео герое черезособенностиего речи, манеруговорить, даватьоценку:
Купчинетолстопузому!— Сказали братьяГубины, Ивани Митодор.
Длянекрасовскоготворчествахарактернообращение кновым жанрам,которые до негопочти не использовалисьв поэзии: этолирическаяи народнаяпесня, сказки,загадки, частушки.Интерес к народнойжизни и быту,к крестьянскойкультуре, традициями языку ни уодного из русскихпоэтов не проявлялсястоль сильно,как у Некрасова.Поэт частообращался кфольклору, ибостремилсякак можно болееполно выразитьособенностинародной души.Расширяя поэтическийдиапазонвыразительныхсредств, Некрасоввводит в поэзиюновые темы,например ончасто обращаетсяк фигуре падшейженщины и еегорькой судьбе:
Когдаиз мрака заблужденьяГорячим словомубежденья Ядушу падшуюизвлек...
ЗаслугаНекрасова втом, что он, дворянини аристократ,сумел не тольковоспеть красотудуши русскогонарода, но и непобоялся говоритьо бедах, суеверияхи надеждахпростого народатем же языком,каким говориликрестьяне,солдаты, городскаябеднота. Егостихи проникнутыподлиннодемократическимпафосом, и наних воспитывалисьгрядущие поколенияроссиян, жаждущихсвободы нетолько дляпривилегированныхсословий, нодля всех русскихлюдей.
Роман"Герой нашеговремени" (1840) созданв эпоху правительственнойреакции, котораявызвала к жизницелую галерею
образов,долгие годыпривычно называемыхкритиками"лишними людьми".Печорин - это"Онегин своеговремени", -
утверждалБелинский. Нобыли ли такимиуж "лишними"Онегин и Печорин?Попробуемразобраться.
Лермонтовскийгерой - человектрагическойсудьбы. Он заключаетв своей душе"силы необъятные",но на его совести
многозла. Печорин,по его же собственномупризнанию,неизменноиграет "рольтопора в рукахсудьбы","необходимого
действующеголица всякогопятого акта".Как же относитсяк своему героюЛермонтов?Писатель пытаетсяпонять сутьи
истоки трагизмапечоринскойсудьбы. "Будети того, что болезньуказана, а какеё излечить- это уж Богзнает!"
Печоринжадно ищетприложениясвоим незауряднымспособностям,"необъятнымдушевным силам",но обречёнисторической
действительностьюи особенностямсвоего психическогосклада на трагическоеодиночествои рефлексию.Вместе с темон
признаётся:"Я люблю сомневатьсяво всём: эторасположениене мешаетрешительностихарактера,напротив... явсегда
смелоиду вперёд,когда не знаю,что меня ожидает.Ведь хуже смертиничего не случится- а смерть неминуешь!"
Печоринтрагическиодинок. Неудачейкончаетсяпопытка герояобрести естественное,простое счастьев любви горянкиБэлы.
ПечориноткровеннопризнаётсяМаксимуМаксимычу:"...Любовьдикарки немногимбольше любвизнатной барыни;невежествои
простосердечиеодной так женадоедают, каки кокетстводругой". Геройобречён нанепониманиеокружающих(исключением
являютсялишь Вернери Вера), еговнутренниймир не в состояниипостигнутьни прекрасная"дикарка" Бэла,ни
добросердечныйМаксим Максимыч.Вспомним, чтопри первойвстрече с ГригориемАлександровичемштабс-капитанв силах
заметитьлишь второстепенныечерты обликаПечорина и то,что "тоненький"прапорщикнедавно находилсяна Кавказе.Не
понимает,к сожалению,Максим Максимычи глубину страданийПечорина послегибели Бэлы:"...его лицо ничегоне выражало
особенного,и мне сталодосадно: я бына его местеумер с горя..."И только повскользь обронённомузамечанию,что
"Печоринбыл долго нездоров,исхудал", мыдогадываемсяо подлиннойсиле переживанийГригорияАлександровича.
Последняявстреча Печоринас Максим Максимычемнаглядно подтверждаетмысль, что "злопорождает зло".Безразличие
Печоринак старому "приятелю"приводит ктому", что "добрыйМаксим Максимычсделался упрямым,сварливым
штабс-капитаном".Офицер-повествовательдогадывается,что поведениеГригорияАлександровичане являетсяпроявлением
духовнойпустоты и эгоизма.Особое вниманиепривлекаютглаза Печорина,которые "несмеялись, когдаон смеялся...Это
признакили злого нрава,или глубокойпостояннойгрусти". В чёмже причинатакой грусти?Ответ на этотвопрос мы
находимв "ЖурналеПечорина".
Запискам Печоринапредшествуетсообщение отом, что на путииз Персии онумер. Повести"Тамань", "КняжнаМери",
"Фаталист"показывают,что Печоринне находитдостойногоприменениясвоим незауряднымспособностям.Конечно, геройна
голову вышепустых адъютантови напыщенныхфрантов, которые"пьют - однаконе воду, гуляютмало, волочатсятолько
мимоходом...играют и жалуютсяна скуку". ГригорийАлександровичотлично видити ничтожествоГрушницкого,мечтающего
"сделатьсягероем романа".В поступкахПечорина чувствуетсяглубокий уми трезвый логическийрасчёт. Весьплан
"обольщения"Мери основанна знании "живыхструн сердцачеловеческого".Вызывая искуснымрассказом освоём прошлом
состраданиек себе, Печоринзаставляеткняжну Мерипервой признатьсяв любви. Можетбыть, переднами пустойповеса,
обольстительженских сердец?Нет! В этом убеждаетпоследнеесвидание герояс княжной Мери.ПоведениеПечорина
благородно.Он пытаетсяоблегчитьстраданияполюбившейего девушки.
Печорин, вопрекисобственнымубеждениям,способен кискреннему,большому чувству,но любовь героясложна. Так,чувство
к Верес новой силойпробуждаетсятогда, когдавозникаетопасностьпотерять туединственнуюженщину, котораяпоняла
ГригорияАлександровичасовершенно."При возможностипотерять еёнавеки Верастала для менядороже всегона свете -
дорожежизни, чести,счастья!" - признаётсяПечорин. Загнавконя на путив Пятигорск,герой "упална траву икак
ребёнокзаплакал". Вотона - сила чувств!Любовь Печоринавысока, но трагичнадля него самогои гибельна длятех, кто
еголюбит. СудьбыБэлы, княжныМери и Верыдоказываютэто.
Историяс Грушницким- иллюстрациятого, что незаурядныеспособностиПечорина тратятсявпустую, нацели мелкие,
ничтожные.Впрочем, в своёмотношении кГрушницкомуПечорин по-своемублагородени честен. Вовремя дуэлион прилагает
всеусилия, чтобывызвать в противникезапоздалоераскаяние,пробудитьсовесть. Бесполезно!Грушницийстреляетпервым.
"Пуляоцарапала мнеколено", - комментируетПечорин. Переливыдобра и зла вдуше героя -большоехудожественное
открытиеЛермонтова-реалиста.Перед дуэльюГригорийАлександровичзаключаетсвоеобразнуюсделку с собственнойсовестью.
Благородствосочетаетсяс беспощадностью:"Я решилсяпредоставитьвсе выгодыГрушницкому;я хотел испытатьего; в душе
егомогла проснутьсяигла великодушия...Я хотел датьсебе полноеправо не щадитьего, если бысудьба меняпомиловала".
ИПечорин нещадит противника.Окровавленныйтруп Грушницкогоскатываетсяв пропасть...Но победа недоставляетПечорину
радости,свет меркнетв его глазах:"Солнце казалосьмне тускло,лучи его меняне грели".
Мнекажется, чтотрагизм судьбыПечорина связанне столько ссоциальнымиусловиями жизнигероя, но и стем, что
изощрённаяспособностьк самоанализуи блестящееаналитическоемышление, "бремяпознанья исомненья"приводят человека
кутрате простоты,естественности.Даже врачующаясила природыне в состоянииисцелить мятущуюсядушу героя.
Шариков ишариковщина
Темадисгармонии,доведеннойдо абсурдаиз-за вмешательствачеловека взаконы природы,в законы развитияобщества сблестящиммастерствоми талантомраскрыты вповести МихаилаАфанасьевичаБулгакова«Собачье сердце».Эта идея реализуетсяавтором валлегорическойформе. На мойвзгляд, этаформа повествованиянаиболее удобнадля писателя.Ведь повестьзатрагивает,прежде всего,социальныевопросы и проблемы.Критикуетвласть государстванад личностью,раскрываетмногие человеческиепороки. Безтруда читательузнает в главномгерое собирательныйобраз комиссарствующегопролетария.Добродушная,простая дворнягапревращаетсяв ничтожноеи агрессивноечеловекоподобноесущество,которое подвлиянием внешнихобстоятельствстановитсяопасным дляобщества.Экспериментс этой дворнягойи положен воснову повести.
ПрофессорПреображенский,немолодой ужечеловек, живетуединенно впрекраснойблагоустроеннойквартире. Гениальныйхирург занимаетсяприбыльнымиоперациямипо омоложению.Но профессорзадумываетулучшить самуприроду, онрешает посоревноватьсяс самой жизньюи создать новогочеловека, пересадивсобаке частьчеловеческогомозга. Для этогоэкспериментаон выбираетуличного псаШарика.
Вечноголодный горемычныйпес Шарик по-своемунеглуп. Он оцениваетбыт, нравы, характерыМосквы временнэпа с ее многочисленнымимагазинами,трактирамина Мясницкой«с опипкамина полу, злымиприказчиками,которые ненавидятсобак», «гдеиграли на гармошке,и пахло сосисками».Наблюдая жизньулицы, он делаетумозаключение:«Дворники извсех пролетариев- самая гнуснаямразь»; «Поварпопадаетсяразный. Например- покойный Власс Пречистенки.Скольким онжизнь спас».Увидев ФилиппаФилипповичаПреображенского,Шарик понимает:«Он умственноготруда человек...»,«этот не станетпинать ногой».
И вотпрофессорсовершаетглавное делосвоей жизни- уникальнуюоперацию: онпересаживаетШарику гипофизчеловека отскончавшегосяза несколькочасов до операциимужчины. Человекэтот - Клим Чугункин,двадцати восьмилет, судимыйтри раза. Занималсятем, что игрална балалайкепо трактирам.В результатесложнейшейоперации насвет рождаетсябезобразноесущество. Ононаследовалопролетарскуюсущность своегопредшественника.Булгаков такописывает еговнешний вид:«Человек маленькогороста и несимпатичнойнаружности.Волосы у негона голове рослижесткие... Лобпоражал своеймалой вышиной.Почти непосредственнонад чернымикисточкамираскиданныхбровей начиналасьгустая головнаящетка». Первыепроизнесенныеим слова былиругань и «буржуй».
Споявлениемэтого человекообразногосущества жизньпрофессораПреображенскогои обитателейдома становитсясущим адом. Онустраиваетдикие погромыв квартире,гоняется закотами, устраиваетпотоп... Всеобитателипрофессорскойквартиры вполной растерянности,о приеме пациентовнет и речи. «Человеку двери мутноватымиглазами поглядывална профессораи курил папиросу,посыпая манишкупеплом...» Хозяиндома негодует:«Окурки на полне бросать - всотый раз прошу.Чтобы я болеене слышал ниодного ругательногослова в квартире!Не плевать!.. СЗиной всякиеразговорыпрекратить.Она жалуется,что вы в темнотеее подкарауливаете.Смотрите!»
Неожиданнопоявившеесялабораторноесущество требуетприсвоить емунаследственнуюфамилию Шариков,а имя он себевыбирает - ПолиграфПолиграфович.Едва сделавшисьнеким подобиемчеловека Шариковнаглеет прямона глазах. Онтребует отхозяина квартирыдокумент опроживании,уверенный, чтов этом ему поможетдомком, которыйзащищает интересы«трудовогоэлемента». Влице председателядомкома Швон-дераон тут же находитподдержку.Именно он, Швондер,требует выдачиШарикову документао проживании.Утверждая, чтодокумент самаяважная вещьв государстве.«Я не могу допуститьпребыванияв доме бездокументногожильца, да ещене взятого навоинский учетмилицией. Авдруг войнас империалистическимихищниками?»Вскоре Швондервыдает Шариковубумагу, гденаписано, чтоШарикову полагаетсяв квартирепрофессоражилплощадь.
Шариковбыстро находитсвое место вжизни. Он пристроилсяв отдел очистки.Отлавливаетбродячихживотных. Затемпишет доносна профессора.Шарикову чуждысовесть и мораль,стыд и другиечеловеческиекачества. Имдвижет лишьподлость излоба.
Да и немогло это существоиметь другуюсущность. Ведьоно было созданоиз собаки, емубыл привитгипофиз пьяницыи уголовника,неумного человека,отброса общества.
Такимобразом, мыубеждаемся,что человекообразныйгибрид Шариковявляется неудачейпрофессораПреображенского.Он и сам этоначинаетпонимать: «Старыйосел... Вот, доктор,что получается,когда исследовательвместо того,чтобы идтипараллельнои ощупью с природой,форсируетвопрос и приподымаетзавесу: на, получайШарикова и ешьего с кашей».Он приходитк выводу, чтонасильственноевмешательствов природучеловека иобщества приводитк катастрофическимрезультатам.В дальнейшемпрофессорисправляетсвою ошибку.Он превращаетШарикова всобаку. Теперьпес доволенсвоей судьбойи самим собой.Но в жизни такиеэкспериментынеобратимы,предупреждаетБулгаков.
В образеШарикова писательпоказываетнам не толькоопасностьэксперимента.Он говорит отом, что произошлои может произойти,когда к властиприходят людитипа Шарикова.Ведь все то,что произошлов квартирепрофессора,так напоминаетисторию нашегогосударства.Когда к властиприходили людинеобразованные,недалекие,а зачастую,просто преступные.И разговорыпрофессораПреображенскогоо революциии установлениинового порядка- это обличениеразрухи,несправедливости,беззаконияи того бардака,который творилсяв 20-е годы в стране.
Своейповестью «Собачьесердце» МихаилБулгаковговорит, чтосвершившаясяв России революция- это не результатестественногосоциально-экономическогои духовногоразвития общества,а безответственныйэксперимент.Именно таквоспринималБулгаков все,что происходиловокруг и чтоименовалосьстроительствомсоциализма.Писатель протестуетпротив попытоксоздания новогосовершенногообществареволюционными,не исключающиминасилия методами.А к воспитаниютеми же методаминового, свободногочеловека онотносилсякрайне стоически.Главная мысльписателя в том,что голый прогресс,лишенныйнравственности,несет гибельлюдям.
В повестипрофессоруудалось обратноепревращениеШарикова вживотное. Нов реальнойжизни шариковыпобедили, ониоказалисьживучими. Именнопоэтому мыговорим о такомявлении, какшариковщина.В основе этогосоциальногослоя стоятполуграмотные,наглые и самоуверенныелюди.
Собачьесердце в союзес человеческимразумом являетсяглавной угрозойнашего времени.Поэтому повестьостается актуальнойв наши дни, служитпредупреждениемгрядущим покопениям.
Здесьрусский дух,здесь Русьюпахнет!
В.Г.Белинский
Впоэме Гоголя"Мертвые души"дан образ нетолько помещичьейи чиновничьейРоссии, но инародной Руси.В поэме показаны
мужество,талантливость,удаль, богатырскаясила, трудолюбие,мастерствои свободолюбиерусского народа.Мертвенному
мирупомещиков ичиновниковГоголь противопоставилживую душурусского народа.Герцен писал,что "Мёртвыедуши" не
толькоистория болезни,"крик ужасаи стыда", но этопроизведениевыражает веруписателя вживые и творческиесилы
народа":"Там, где взглядможет проникнутьсквозь туманнечистых навозныхиспарений, тамон видит удалую,полную силы
национальность".Не ноздревыи плюшкины идаже не чичиковскиеСелифан и Петрушка,развращённыесвоей службойу барина,
представляютрусский народ,а те "богатыри",беглые и умершиекрестьяне,значившиесяв списках "мертвыхдуш", купленных
Чичиковым.При этом авторподчёркивает,что талантливость,удаль, богатырскуюсилу видят всвоих крепостныхдаже
помещики.Коробочкаговорит Чичикову,что у неё умерло18 человек, и срединих "кузнец,такой преискусныйкузнец, и слесарноемастерствознал". Ноздрёвже распоряжался
своимикрестьянамикак вещью. Онпроигрывалих в карты, менялна собак, лошадей.Манилова вовсене интересоваласудьба
егокрепостных,он даже не знал,сколько душу него умерло.Какой же безотраднойбыла жизнькрестьян уПлюшкина! Многие
изних числилисьв бегах. "Людиу Плюшкина, -пишет Гоголь– мрут как мухи"
Вседьмой главемы видим Чичикова,размышляющегонад спискомкупленныхкрестьян. Черезразыгравшеесявоображение
ЧичиковаГоголь показалудаль русскогокрестьянства.С Чичиковым,по словам Гоголя,происходитнечто необычное." Когда
взглянулон потом на этилистки, на мужиков,которые точнобыли когда-томужиками, работали,пахали…, а можетбыть, и
простобыли хорошимимужиками, токакое-то странноенепонятноеему самомучувство овладелоим…" Даже Чичиковвнезапно
превращаетсяв свою противоположность– в художникаи поэта, импровизируявоображаемыебиографиикупленных имрабов.
В лицеСтепана Пробки,к примеру, мывидим богатырскуюсилу человека,отличногоплотника-строителя,который " в
гвардиюгодился бы!"Печальна участьСтепана, которыйгибнет, упавиз-под церковногокупола. Сразуже за этойбиографией
идётещё одна – сапожникаМаксима Телятникова,научившегосяремеслу у немцев,но прогоревшегона заведомогнилом сырьеи
погибшегоот запоя… Многиекрестьяне засвой труд былиизвестны далекоза пределамисвоих селений.Например, окаретнике
Михеезнали даже вгубернскомгороде. И этихлюдей держалив неволе! Сноваи снова воскресаютв разыгравшемся
воображенииЧичикова молодые,здоровые, работящие,одарённые люди,похищенныеиз жизни в разгартруда и в цветелет.
Глубокоесодержаниезаключено вэтих образахкрестьян. Сноваи снова подчёркиваетавтор ту мысль,что нельзя
умертвитьдушу народа.Что останетсяот всех собакевичей?Останется, повыражениюСобакевича– " фук", ничего,а от
умершихкрестьян –навеки их труди человеческоедостоинство,переходящееиз поколенияк поколению.Поистине,только
народбессмертен!
Приэтом следуетотметить, чтоГоголь отнюдьне идеализируетнарод. Он видитвсе его недостатки– крестьянечасто
былинеграмотны,бестолковы.Странным кажетсянам разговордвух мужиково колесе в первойглаве или тех,что объясняют
Чичиковудорогу в Маниловку.Но нам понятно,что эти качествавызваны условиямиих рабскойжизни, нечеловеческоготруда.
Салтыков-Щедринв своих сказкахтоже изображаетдве противоборствующиесилы: народ иего угнетатели.Народ
выступаетздесь под маскамидобрых, беззащитныхобездоленныхзверушек, аэксплуататоры– под маскамихищников. Вовсех
сказкахприсутствуетобраз труженика,над которымиздеваютсяугнетатели.Это и Коняга,представляющийсобой символ
рабочейкрестьянскойРуси, и мужикиз "Повестио том, как одинмужик двухгенераловпрокормил".
Изображаятяжёлую жизньтрудовогонарода, Щедринсочувствуетему, но в то жевремя и скорбито его смирениии
покорности,безмерномпослушании.Горький смехчувствуетсясквозь строчкиавтора, когдаон рассказываетнам, как мужик
свилсебе верёвку.Практическиво всех сказкахписатель рисуетмужика с любовью,показывая еговеликую силуи
благородство.Народ в егопроизведенияхчестен, добр,смел и, в отличииот мужиков,представленныхГоголем, умён.Он
может сделатьвсё: и себя сбарином прокормить,и избу построить,и коня подковать,и одежду сшить,и "море-океан"без
трудаперемахнуть.
Крометого, Салтыков– Щедрин проповедуетв своих произведенияхидею освобождениякрестьян отига самодержавияв
лице помещиков.Лучше всегоэто видно всказке "Дикийпомещик", гдеавтор как бысобрал воединовсе свои мыслии идеи по
этомуповоду. Здесьособо остропоставленапроблемавзаимоотношениймежду замученнымнародом икрепостниками:"Скотина
наводопой пойдёт– помещик кричит:моя вода! Курицаза околицувыйдет – помещиккричит: мояземля! И земля,и вода, и
воздух– всё его стало.Лучины не сталомужику светецзажечь, прутане стало, чемизбу вымести".
Вовсе временатема народа,его жизнь исудьба волновалирусских писателей.Не были исключениямив этом рядуи
Салтыков-Щедрин,и Гоголь. Живяв разное время,они очень точноотметили ипоказали проблемырусского народа.
СПОРЫО ЧЕЛОВЕКЕ ВПЬЕСЕ «НА ДНЕ»
ПьесаМ. Горького «Надне» созданаболее восьмидесятилет назад. Ивсе эти годыона не переставалавызывать споры.Это можно объяснитьмножествомпроблем, поставленныхавтором, проблем,которые наразных этапахисторическогоразвития приобретаютновую актуальность.Это объясняетсяи сложностью,противоречивостьюавторскойпозиции. Повлиялона судьбупроизведенияи его восприятиев свете социально-философскихпреобразований.Пьеса - новаторскоепроизведениеГорького. Вцентре ее - нестолько человеческиесудьбы, сколькостолкновениеидей, спор очеловеке, осмысле егожизни. Ядромэтого спораявляется проблемаправды и лжи,восприятиежизни такой,какова она естьна самом деле,со всей еебезысходностьюи правдой дляперсонажей- людей «дна»,или жизнь силлюзиями, вкаких бы разнообразных,причудливыхформах они нипредставали.Этот спор начинаетсязадолго допоявления вночлежке Лукии продолжаетсяпосле его ухода.
Уже всамом началепьесы Квашнятешит себяиллюзиями, чтоона - свободнаяженщина, а Настя- мечтами о великомчувстве, заимствуяего из книги«Роковая любовь».И с самого началав этот мир иллюзийврываетсяроковая прав-* да. Не случайнобросает своюреплику Квашня,обращаясь кКлещу: «Не терпишьправды!» С самогоначала пьесымногое звучиткак спор М. Горькогос самим собой,со всей прежнейидеализациейбосяков. Вкостылевскойночлежке свободаоказываетсяпризрачной- опустившисьна «дно», людине ушли от жизни,она настигаетих. И прежнеегорьковскоежелание - рассмотретьв босяках преждевсего хорошее- отступает навторой план.Эти люди жестокидруг к другу,их жизнь сделалаих такими. Иэта жестокостьпроявляетсяпрежде всегов том, с какойнастойчивостьюони разрушаютиллюзии другихлюдей, например,Насти, умирающейАнны, Клеща сего надеждойвыбраться изночлежки, начатьновую жизнь,барона, вседостояниекоторого составляютвоспоминанияо былом величиирода и которомуНастя бросаетв ожесточенииреплику: «Врешь,не было этого!»
В средеэтих ожесточенныхлюдей появляетсяЛука. Он странник.И с его появлениемначавшийсяуже спор о человеке,о правде и лжив его жизниобостряется.Всмотримсявнимательнейв образ Луки.Прежде всегоотметим, чтоименно этотперсонаж пьесывызывает наиболееожесточенныеспоры, составляетее драматургическийнерв. Лука утешаетлюдей. Чем можноутешить этихвыброшенныхиз жизни, опустившихсяна дно ее бывшихбаронов, актеров,рабочегочеловека, потерявшегоработу, умирающуюженщину, которойнечего вспомнитьхорошего опрожитой жизни,потомственноговора? И Лукаприбегает колжи, как к словесномунаркотику, какк обезболивающемусредству. Вобитателейночлежки онвселяет иллюзии,причем егожизненныйопыт таков, чтоон тонко чувствуетлюдей, знает,что каждомуиз них важнеевсего. И безошибочнонажимает наглавный рычагчеловеческойличности, обещаяАнне покой иотдых на томсвете, Актеру- бесплатныелечебницыдляалкоголиков,а Ваське Пеплу- вольную жизньв Сибири.
Зачемврет Лука? Этотвопрос не раззадавали себечитатели икритики, размышляянад горь-ковскойпьесой. Долгоевремя в трактовкахобраза Лукипреобладалиотрицательныеоценки, егообвиняли вравнодушиик людям, в корысти.Однако есливсмотретьсяв то, что делаетЛука, вслушатьсяв его речи,понимаешь, чтомеханизм егоутешительстваи проще и в тоже время сложнее.Он просто неочерствелдушой. Нельзяне согласитьсяс оценками,которые даетЛуке Сатин:«Он врал... но- это только изжалости к вам».Лука не простообманывает,на протяжениипьесы он творитреальное, деятельноедобро: утешаетперед смертьюАнну, пытаетсяусовеститьВасилису. Именноэтот странникпредотвращаетубийство ВаськиПеплом Костылева.И в Сибирь онсоветует Пеплууйти поскорее,потому чтопредвидит,добром это делоне кончится,и предвидениеего оказываетсяправильным.Лука не простоврет Актеру,он уговариваетего: «Ты тольковот чего: тыпока готовься!Воздержись...возьми себяв руки - и терпи...»И причина смертиАктера не виллюзиях, а вих крушении,в прозрении,в сознанииневозможностивоздержатьсяи взять себяв руки.
Лука непросто утешитель,он философскиобосновываетсвою позицию.Одним из идейныхцентров пьесыстановитсярассказ странникао том, как онспас двух беглыхкаторжников.Главная мысльгорьковскогоперсонажа здесьв том, что спастичеловека можеттолько добро,не насилие,не тюрьма, атолько доброчеловека кчеловеку.
«Человекможет добрунаучить... Покаверил человек-жил,а потерял веруи удавился».
Итак, впьесе, как можноубедиться,главный
носительдобра - Лука.Он желает людямдобра, жалеетих, сострадает,стараетсяпомочь им словоми делом. Авторскаяпозиция в пьесевыражена, вчастности,сюжетно. Последнеесобытие пьесы- смерть Актера- подтверждаетслова Луки:поверил человек,затем потерялверу и удавился.
Принятосчитать, чтонастоящимоппонентомЛуки являетсяСатин. Но по-настоящемуспорит с Лукойне Сатин, а самавтор пьесы.Именно Горькийпоказывает,что спасительнаяложь никогоне спасла, чтовечно жить вплену иллюзийнельзя, а выходиз них и прозрениевсегда трагичны,а главное - чточеловек, живущийв мире утешительноймечты, убаюкивающегообмана, примеряетсясо своей убогой,беспросветнойреальной жизнью.Это приводитего к тому, чтоон соглашаетсятерпеть - этотмотив звучитв пьесе не раз,например, всловах Анны:«Коли там мукине будет... здесьможно потерпеть...можно!» или впритче о праведнойземле - жил человекплохо, но терпелв надежде найтикогда-то инуюжизнь. Вот этогопримиренияс жизнью неприемлет Горький.Спор писателяс Лукой - этово многом спорс самим собой.Недаром онуже в послереволюционныйпериод писалсценарий «Попути на дно»,где под влияниемидеологическихдогм разоблачилЛуку.
ОбразЛуки долгоевремя являлсяотрицательным.Луку обвинялив том, что онлжет из корыстныхпобуждений,что он равнодушенк людям, которыхобманывает,наконец, чтов момент преступленияон исчезаетиз ночлежки.Все эти обвинениянесостоятельны.Лука, по-моему,самый добрыйи светлый образв этой мрачной,безвыходнойпьесе. Пьесебез любви. Лукаи вносит частичкучеловеческойдоброты и любвив ночлежку,в души опустившихсялюдей. И я считаю,что это произведениегуманное, аЛука - выражениетого гуманизма,за которыйратовал Горький.
"ЛитературнымКоломбом Руси"назвал В. Г.БелинскийВасилия АндреевичаЖуковского,одного из создателейновой русской
поэзии,открывшего"Америку романтизма…".К началу XIX века,когда Жуковскийначал своё"плавание",русская литература
ужепережила расцветклассицизма.На смену емушла "эпохачувствительности"."От торжественныход у публикиуже заложило
уши,и она сделаласьглуха для них,- писал Белинский.– Все ждаличего-то нового…Тогдаявился Жуковский…"
ДетствоВасилия АндреевичаЖуковского,родившегосяв селе МишенскомБелевскогоуезда Тульскойгубернии, прошлона лоне
природы.Он понимал всюее красотудушой, чувствовалее животворнуюсилу, делилсяс ней своимимыслями, переживаниями.
Онастала главнымисточникомвдохновенияписателя напротяжениивсей его жизни.
В1822 году он пишетэлегию "Море",которая поражаетнас уже с первыхстрочек. Такпрекрасны,реальны и близкиони
каждомучеловеку, хотьраз наблюдавшемуэту величественнуюкартину.
Вкартинах природы,которые создавалЖуковский,всегда присутствуетвоспринимающийее человек.Более того –человек и
природау него даны внекоем единстве."Жизнь души"и есть подлинныйпредмет элегииЖуковского.
Авторчерез описаниеприроды показываетнам свои переживания.В элегии морскаябездна ассоциируетсяс бездной
человеческого"Я". Настроениеавтора слитос этой свободной,безграничнойстихией. Онпогружен в нее,живет вместес
ней. И когдачитаешь строчки"Ты живо; тыдышишь; смятеннойлюбовью,/ Тревожноюдумой наполненоты." понимаешь,что
здесь идетречь о чувствахпоэта, пришедшегок берегу моря,чтобы успокоитьвзволнованнуюдушу.
Вначале стихотворенияморе как будтоспит. Оно спокойное,лазурное. Поэтиспользуетприём анафоры(повторениестроки),
чтобыобратить вниманиечитателя наэто. Жуковскийолицетворяетего, и вот, переднами безмолвныйсобеседник,понимающий
малейшиепереливы чувствгероя. Поэтзадает емувопросы, накоторые нетответа, но которыевозникают привзгляде наэто
"необъятноелоно". И здесьвозникаетмотив, присущиймногим произведениямЖуковского– мотив двухмиров. Его можноярко
увидетьи в балладах,и в лирике автора.Первый из них– земной, греховный,низкий, а второй– возвышенный,небесный.
Ильтянет тебя изземныя неволи
Далекое,светлое небок себе?
Тогдаполучается,что за тем фактом,что небо отражаетсяв воде, мы видими другой, чтоморе и естьотражениетого
второго,лучшего мира(неба).
Тыльешься егосветозарнойлазурью,
Вечерними утреннимсветом горишь,
Ласкаешь егооблака золотые
Ирадостно блещешьзвездами его.
Новот мир меняется:какая-то высшаясила нарушаетустановившуюсягармонию, возникаюттемные грозовыетучи. Море,
отражаяих, становитсячерным, тревожными начинаетборьбу:
Тыбьешься, тывоешь, ты волныподъемлешь
Тырвешь и терзаешьвраждебнуюмглу…
Возможно,такая же борьбадвух начал(светлого итемного) происходити в душе поэта.Но свет всегдапобеждаеттьму,
утверждаетромантик Жуковский:
Имгла исчезает,и тучи уходят…
Ноотпечаток буриостается, иморе еще долговолнуется,вспоминая обэтом. Так и памятьчеловека, послепережитого
несчастья,нескоро забудето нем. Теперьперед читателемпредстаетсовсем другоеморе – обманчивое.И если с видуоно
такое жекрасивое испокойное, тона самом делеполно страха,смятения, и,любуясь небом,"дрожит" занего. Образморя
становитсясимволом неволи,тоски. К такомугрустномувыводу приходитавтор.
Лирическиемотивы такестественнои незаметноменяются, чтостихотворениестановитсяживым, единым.Эту идею
подтверждаети то, что ононе разделенона четверостишия,а идет однимбольшим монологом.Автор завороженпредставшем
передним видом, наодном дыханиирассказываето событии, длящемсяне один час. Онне изображаетнам видимыеявления, а
показываетдинамику чувств.Разум имеетдело лишь свидимостью.Внешняя точностьописания мешаетпостигнутьтайны
мироздания,доступныетолько интуиции,мгновенномупоэтическомуозарению инравственномучувству. ПотомуЖуковскийи
сосредоточенна чувствахдуши, что наних откликается"незримая душа"природы.
Прочитаввсе стихотворениедо конца, понимаешь,что перед тобойдействительноэлегия: грустная,печальная
действительность,разочарованиев этой стихии,в жизни. Вспомним,что фольклорнаяоснова жанра- причитающийплач над
умершими.
Языкэтого произведенияпоражает своеймузыкальностью,мелодичностью.Автор заставляетчитателя слышатьи видеть
развернувшуюсякартину.
Жуковскийв 28 строчкахвыразил всето, что было унего на душе.И в этом, бесспорно,ему помоглаприрода. В
стихотворениипреобладаютличные интонации.Здесь море –символ душичеловека. Элегиянаписана трехсложнойстопой с
ударениемна второй слог(амфибрахий)без малейшихотступлений.В стихотворениинет ни одноговосклицательногознака,
затомного многоточий,что заставляетнас читать егомедленно, тихо,задумываясьнад каждойстрочкой. Также привлекает
вниманиечасто повторяющеесяместоимение"ты". Это создаетвпечатление,что герой ведетдиалог сбезмолвным
собеседником,постояннообращаясь кнему за ответом.Заметим, чтоон говорит ему"ты", а не "вы",как близкомудругу.
Итак,мы видим, чтоприрода необходимаЖуковскомудля того, чтобыглубже понятьтончайшиепереливы "душичеловеческой".
Ядумаю, каждыйчеловек найдетв его лирикечто-то свое,личное, близкоетолько ему.Когда меняпереполняетзлость,
ненависть,в голове сразуже возникаетобраз бушующегоморя. Я заставляютучи уйти, астихию стать"безмолвной"и
"лазурной",тогда и на душестановитсятак тихо, спокойно,и хочется сновыми силамижить и игратьв лучах Солнца.
Веселовскийназвал еголирику "пейзажемдуши", Гуковскийутверждал, что"Жуковскийоткрыл русскойпоэзии душу
человеческую…",а Белинскийговорил, чтобез него "мыне имели быПушкина". Идеипоэта так жебыли развитыЛермонтовым,
Некрасовым,Тютчевым, Блоком.Значение этогоавтора великоне только длярусского романтизма,основоположникомкоторого
онбыл, но и длявсей русскойлитературы.
"Трепетобъемлет душупри мысли отом, из какогоограниченногои пустого мирапоэзии в какойбесконечныйи полный мир
ввелон нашу литературу;каким содержаниемобогатил иоплодотворилон ее…" (Белинский)
1937год. Страшнаястраница нашейистории. Вспоминаютсяимена: О. Мандельштам,В. Шаламов, А.Солженицын...Десятки, тысячиимен. А за нимиискалеченныесудьбы, безысходноегоре, страх,отчаяние, забвение.Но память человекастранно устроена.Она хранитсамое сокровенное,дорогое. Истрашное... "Белыеодежды" В. Ду-динцева,"Дети Арбата"А. Рыбакова,"По праву памяти"А. Твардовского,"Проблема хлеба"В. Подмогильного,"АрхипелагГУЛАГ" А. Солженицына— эти и другиепроизведенияо трагических30—40-х гг. XX векастали достояниемнашего поколения,совсем недавноперевернулинаше сознание,наше пониманиеистории исовременности.Поэма А. Ахматовой"Реквием" —особое произведениев этом ряду.Поэтесса смоглав нем талантливо,ярко отразитьтрагедию личности,семьи, народа.Сама она прошлачерез ужасысталинскихрепрессий: быларестован исемнадцатьмесяцев провелв сталинскихзастенках сынЛев, г-~д арестомнаходился имуж Н. Пунин;погибли близкиеи дорогие ейО. Мандельштам,Б. Пильняк; с1925 г. ни единойахматов-скойстрочки не былоопубликовано,поэта словновычеркнулииз жизни. Этисобытия и леглив основу поэмы"Реквием". Нет,и не под чуждымнебосводом,И не под защитойчуждых крыл— Я была тогдас моим народом,Там, где мойнарод, к несчастью,был... Семнадцатьмесяцев кричу,Зову тебя домой...Ты сын и ужасмой. Узнала я,как опадаютлица, Как из-подвек выглядываетстрах, Как клинописижесткие страницыСтраданиевыводит нащеках... Меняпоражает глубинаи яркость переживанийавтора. Я забываюо том, что передомной художественноепроизведение.Я вижу надломленнуюгорем женщину,мать, жену, котораясама не веритв возможностьпережить такое:Нет, это не я,это кто-то другойстрадает. Я бытак не могла...А ведь когда-тобыла "насмешницейи любимицейвсех друзей,царскосельскойвеселой грешницей..."Был любимыймуж, сын, радостьтворчества.Была обычнаячеловеческаяжизнь с минутамисчастья и огорчений.А теперь? Развете огорчениямогут сравнитьсяс происходящимсейчас?! Картины,одна страшнеедругой, возникаютпри чтениипоэмы. Вот "уводилитебя на рассвете,за тобой, какна выносе, шла..."А вот "трехсотая,с передачею,под Крестами"стояла, прожигаяновогоднийлед горячеюслезою. Вот"кидалась вноги палачу"и ждала казни.А когда "упалокаменное слово",училась убиватьв себе память,душу, училасьжить снова.Мотив смерти,окаменелогостраданиязвучит в стихахпоэтессы. Но,несмотря наличное горе,лирическаягероиня сумелаподняться надличным и вобратьв себя горедругих матерей,жен, трагедиюцелого поколения,перед которой"гнутся горы".И снова страшныекартины. Ленинград,болтающийся"ненужнымпривеском","осужденныхполки", "песняразлуки". А"высокие звездыс душами милых"стали теперьзвездами смерти,смотрят "ястребинымжарким оком".Поэтесса размышляето любимой родине,о России, котораябезвинно корчиласьв страданиях,о своих подругахпо несчастью,которые седелии старилисьв бесконечныхочередях. Ейбы хотелосьвсех вспомнить,назвать поименно.Даже в новомгоре и наканунесмерти не забудетона о них. И памятниксебе она хотелабы иметь не уморя, где родилась,не в царскосельскомсаду, где подружиласьс музой, а у тойстрашной стены,где стоялатриста часов.Устами лирическойгероини поэтессавзывает к нашейпамяти, памятисвоих современникови будущих поколений.Поэма АнныАхматовой"Реквием" —это осуждениенасилия надличностью,приговор любомутоталитарномурежиму, которыйбазируетсяна крови, страданиях,унижениях какотдельнойличности, таки целого народа.Став жертвойтакого режима,поэтесса взялана себя правои обязанностьговорить отимени пострадавшегомногомиллионногонарода. Передатьсвою боль,выстраданныев несчастьемысли помоглиАхматовой еемногогранныйталант художникаслова, ее умениевести диалогс читателем,доносить донего самоесокровенное.Поэтому поэма"Реквием" волнуетчитателей,заставляетих задуматьсяо происходящемвокруг. Это нетолько надгробныйплач, но и суровоепредостережениечеловечеству.
ОБРАЗЫПРИРОДЫ В ЛИРИКЕА. А. ФЕТА
А. А. Фет— поэт лирическийи только лирический,что было особенноненавистнобольшинствуего современников.И это удивляет,потому что приналичии самойразвитой ипередовой вмире литературыв России активносуществоваласамая реакционнаяи самая примитивнаялитературнаякритика. Единственноеположение,которым руководствовалсясредний российскийкритик, — общественнаяполезностьпроизведения.Однако несмотряна ругательныестатьи, популярностьФета в Россиибыла чрезвычайновелика. Этосвидетельствуеткак о большомего таланте,так и о необычайновысоко развитомвкусе читающейпублики. Содержаниемпоэзии Фетавсегда былакрасота окружающегомира и природыи, конечно, любовь.В этом смыследействительноглубоко правПисарев: стихиФета бесполезныпрактически.В них ничегонет, кроме нежныхдвижений человеческойдуши.
В моемсаду, в тенигустых ветвейПоет в ночивлюбленныйсоловей.
У Фетав стихах естьвсе, что должнобыть в поэзии:«любовь и кровь»,«морозы и розы».Его природаперсонифицированаи одухотворена— это роднитего с Тютчевым:
Как майскийглубокий Зефир,ты, мой друг,хороша.
У неговсе живо, вседышит, способноплакать, радоватьсяи грустить:
В небесахлетают тучи,На листах сверкаютслезы, До росышипки грустили,А теперь смеютсярозы.
Часто,чтобы ярчепредставитьсущность жизни,поэты создаютдля нее специальныеобразы. Так,Данте выписалчеловеческоезло в девятиграндиозныхкругах своего«Ада». Полонскийстянул и сжалобычное содержаниечеловеческойжизни в тесныймирок насекомых.Для Фета жизньсостоит в медленном,но беспечномсосуществованииприроды и человека:
Какойгорючий пламень
Зари втакую пору!
Кустыи острый камень
Сквозятпо косогору.
Ушли заднем послушно
Последнихтуч волокна...
О, какпод кровлейдушно,
Хотяраскрыты окна.
Поэзиядля Фета — высшийрод художества.Она по-своемузаключаетв себе элементывсех другихискусств. Какистинный поэт,он наделяетсвое слово имузыкальнымизвуками и краскамии пластическимиформами. У различныхпоэтов легкозаметитьпреобладаниетого или другогоиз этих элементов.У Фета поэзияи живописнаи музыкальна.Картины природы,нарисованныеФетом в стихах,играют всемицветами, а самистихи звучат,как хорошонастроенныйинструментв руках мастера:
Смотри,красавица, —на матовомфарфоре Румяныйрусский плоди южный виноград.Как ярко яблокона лиственномузоре! Как влагойягоды на солнышкегорят.
Мастеррисует этукартину медленными,тягучими, густымимазками. Огромноеколичествоглухих согласныхв каждой строфезамедляет речь,делает ее тягучей,созвучнойпоэтическомуязыку XXвека. Стоитвспомнитьмандельштамовское:«Золотистогомеда струя изкувшина текла...»— ритмическийи музыкальныйрисунок цитируемогостихотворениярезонируети совпадаетс фетов-скоймелодикой иритмикой.
Образыприроды, нарисованныеФетом, завораживают.Они безупречны.Но эта безупречностьтепла и полнаскрытой жизни:
Уснулиметели С печальнойзимой, Грачиприлетели,Пахнуло весной.
Широкаякарта Полночнойземли Чернеет,и марта Ручьипотекли.
Для песниполночной
Отнынеживи,
Душойнепорочной
Предайсялюбви.
Дажезапись в альбом,поэтическийпустяк он превращаетв эстетическоесобытие: «Средифиалок в царствероз / Примитеискреннийпоклон...» Его,фетовские леса«благоуханны»,тропинки «желты»,растения оннаделяет «царственноймудростью»,луговая травав его стихах«осыпана жемчугом»,а не росой, ночь«сладострастна»,а еще:
На природес каждой каплейЗеленеет всяодежда, В неберадуга сияет,Для души горитнадежда.
При всемразличии разобранныхздесь стихотворенийони сходятсяв том, что, помысли и внутреннемучувству Фета,все значениепоэзии — вбезусловномнезависимомот внешних илипрактическихцелей и намерений,самозаконномвдохновении,создающем топрекрасное,что по своемусуществу естьнравственноеи доброе.
Этимдостаточноопределяетсязначение поэзииФета, а содержаниеее раскрываетсяпри последовательномпрочтении всегоряда его стихотворений.
Образкутузова
лучшиечертынаро-
давоплощенывобразенародногополководцаМихаилаИл-
ларионовичаКутузова.Вотличиеотисторическихдеятелей
типаНаполеонаиАлександра,думающихославе,власти, ве-
личиииглубоковраждебныхчеловечеству,Кутузов, визоб-
раженииТолстого,нетолькоспособенпонять простогоче-
ловека,онсам—простойчеловек.
Сопоставимдвесцены.ВМосквуприезжаетцарь,дабы
своимприсутствиемвоодушевитьмосквичей,вдохновитьих
напатриотическиеподвиги(насамомделеподэтимпредло-
гомумныелюдипоспешилиудалитьцаряизармии,чтобы
онтамнемешал).Толпымосквичей—купчихи,дьячки, про-
давцыкваса,чиновники,мещане,дворовыедевушки, —обе-
зумев,давядругдруга,приветствуютцаря.Чувство стадного
восторга,бессмысленногоидикого,которое овладелотол-
пой,передалосьиПетеРостову.Чтобы увидеть"царя-ба-
тюшку",он"поднималсянацыпочки, толкался,щипался";
"самсебянепомня,стиснулзубы и,зверскивыкативглаза,
бросилсявперед...какбудтоон готовбылисебяивсехубить
вэтуминуту,носбоковего лезлиточнотакиежезверские
лицастакимижекриками "ура!"
СловнострашныйпризракбудущейХодынки1возникаетв
этойсцене.Энтузиазмтолпынепроизводитнанасвпечатле-
нияблизости,единенияцаряснародом.Вэтойсцене проявля-
етсяскорееглуповскоеначальстволюбие.Именно поэтомумы
видимнепросветленные,нерадостные, азверскиелица.
Отвратительнафигурацаря,которыйбросаетсбалкона
обезумевшейтолпебисквиты.Из-закаждогокусочкаэтих
бисквитовикучервподдевке,иПетя,икакая-тостарушка
готовыубитьдругдруга.'Царьспокойносмотритнасвалку,
наупавшуюстаруху,котораяпродолжаетловитьбисквиты,
лежаназемле,смотритнасвой"добрыйнарод"инепонима-
ет,какаяпропастьотделяетегоотэтойвосторженнойтолпы.
Такрисуетсявстречаимператораснародом.
Вспомнимдругуювстречу.Вморозный,ясныйдень,пос-
леКрасненскогосражения,Кутузовпроезжаетсредивойск.
Вниманиеегопривлекаютдвапленныхфранцуза,разрывающихрукамисыроемясо."Кутузовдолговнимательнопог-
ляделнаэтихдвухсолдат;ещеболеесморщившись,онпри-
щурилглазаираздумчивопокачалголовой.Вдругомместе
онзаметилрусскогосолдата,который,смеясьитрепля по
плечуфранцуза,что-толасковоговорилему.Кутузов опять
стемжевыражениемпокачалголовой".Видэтих людейпод-
тверждаетегомыслиобисторическомзначениипроисходя-
щего:победазаключаетсянетольковтом, чтоврагоконча-
тельноразгромлен,ноивтом,чторусский солдатустоялв
смертельнойсхватке,сохранивнравственноечувство,ине
склонендобиватьповерженноговрага. Люди,солдаты,народ
—вотктоинтересуетКутузова. Поэтомуондаженепонима-
ет,зачемемууказывают нафранцузскиезнамена,якобыяв-
ляющиесяглавным признакомпобеды.
В речисвоей,обращеннойкпреображенцам,Кутузовго-
воритименноовнутреннем,нравственномзначениисовер-
шившегося.Иговоритонто,чточувствуютвсе:"Сердечный
смыслэтойречинетолькобылпонят,нотосамое чувство
величественноготоржествавсоединениисжалостью квра-
гамисознаниемсвоейправоты,выраженноеименноэтим
стариковским,добродушнымругательством,—этосамое
чувстволежаловдушекаждого солдатаивыразилосьрадос-
тным,долгонеумолкавшимкриком".Восторженныекрики
солдатздесь,вэтой сцене,совсемнето,чтокрикитолпы,ло-
вившейцарские бисквиты.
В обликеКутузоваТолстойпреждевсегоотмечаетего
простоту,обыкновенныечертыстарогочеловека,"дедушки",
какегоназываетМалаша.Ничегоотповелителянародовнет
вэтомполном,рыхломстарике,вего сутулойфигуре,вего
ныряющейтяжелойпоходке.Носколько внемдобра,про-
стодушияимудрости!Вспомнимего, когдаонговоритссол-
датами:"Лицоегостановилосьвсе светлееисветлееотстар-
ческойкроткойулыбки,звездами морщившейсявуглахгуб
иглаз".Таковажеиречь Кутузова,"простодушно-стариков-
скаяречь",понятнаяи близкаякаждому(безвсякихшутоки
прибауток,какимищеголял графРастопчин).Просто,заду-
шевнообращаетсяфельдмаршалксолдатам."Пересталгово-
ритьглавнокомандующий,—замечаетТолстой,—азагово-
рилпростой, старыйчеловек,очевидночто-тосамоенужное
желавшийсообщитьтеперьсвоимтоварищам"."Человек",
"товарищ"—вотслова,определяющиехарактервзаимоотно-
шенийКутузоваисолдат.
ДляТолстогоКутузов—идеалисторическогодеятеляи
идеалчеловека."Трудновообразитьсебецель,болеедостой-нуюиболеесдпадакэщуюсволеювсегонарода",—пишет
Толстойотойщии,дсэстижениюкоторойпосвятилсебя Ку-
тузов.Противопостав.ляяегоНаполеону,писательговорит:
"...он,вообщениюгонеговорилосебе,неигралникакой ро-
ли,казалсявседасаьаымпростымиобыкновеннымчелове-
комиговориламые'простыеиобыкновенныевещи".Вся
егодеятельносвбылжнаправленаненавозвеличениесвоей
особы,анато,чтобыпобедить иизгнатьврагаизРоссии,
"облегчая,насюьковиозможно,бедствиянародаивойска".
Писательсп~ашиввает:какмогэтотстарыйчеловек"уга-
датьтакверноиичен~иенародногосмысласобытия,что ни
разувовсюсвоидеятельностьнеизменилему?"Иотвечает:
"Источникэтойиеобьячайнойсилыпрозрениявсмысл со-
вершающихсяяпенийлежалвтомнародномчувстве, кото-
роеонносилвабевсэвсейчистотеисилеего. Толькопри-
знаниевнемэтюдчув:ствазаставилонарод такимистранны-
мипутямиего,всеми.лостинаходящегосястарика,выбрать,
противволицаря,вгпредставителинароднойвойны".
ТаксоздаетЪлстспйобразвеликогоипростогочеловека.
ОбразКутуеваисторическиправдив.Однаконемало
спорноговразмышленияхписателяодеятельностизаме-
чательногополювод~да.Отрицаявоеннуюнауку,возмож-
ностьпредвиделходсраженияируководитьимпоправи-
ламэтойнауки,Толс-тойутверждает,чтоКутузовнеруко-
водилвоеннымисобытиями—онзаботилсялишьопод-
держаниибоевоюдутасолдатиофицеров.Вотчтодумает
офельдмаршал~князюАндрей—выразительмыслей авто-
ра:"вместоума"уКутузова"однаспособностьспокойного
созерцанияходюсобы-тий";"Унего небудетничегосвоего.
Онничегонепуидуммет,ничего непредпримет...ноонвсе
выслушает,вселпоминит,всепоставитнасвоеместо,ниче-
муполезномун~помешаетиничеговредногонепозволит".
Нодажевэтихслова~гБолконского—невольноепризна-
ниеактивнойрлиКутузова.КнязьАндрейсчитает,что
Кутузов"умеет~трепаться отучастияв...собь'тиях™,—но
еслион"всепоставит насвоеместо",еслион"непомеша-
ет","непозволю",значит,оннепассивныйсозерцатель,—
ондействует.
Именнотатымул:рымдеятелем,анесозерцателемри-
суетписательК~тузованаБородинскомполе.
Сидянапокатойковромлавке,спонуреннойседоюго-
ловой,Кутузоввсредоточен,спокоен,илицоегоотражает
внутреннеенапракенле.Главнаяегозабота—одухе войска,
которыйонигремитсявсемисиламиподдержать.
НаправивнапередовуюпозициюпринцаВиртембергско-
го,Кутузовотменяетсвоераспоряжение,так какпринц,еще
недоехавдоместаназначения,потребовалподкреплений.И
наСеменовскиефлешипосланхрабрый искромныйДохту-
ров.ЛожнуювестьоплененииМюрата Кутузовспешитсооб-
щитьвойскам,чтобыубедить ихвблизостипобеды,вчемони
самнесомневается.УвидевполицуЩербинина,чтоприве-
зеннаяим вестьтревожна,Кутузовнезаметноотводитегов
сторону,чтобыскрытьнеприятноеизвестиеотокружающих.
ОсобеннопоказательнагневнаявспышкаКутузова,услышав-
шегоотВольцогенаопоражении.Развеможно назватьпас-
сивнымсозерцателемчеловека,которыйтак выражаетсвои
чувства:"Вывидели?Вывидели?..Каквы... каквысмеете!..—
делаяугрожающиежестытрясущимисярукамиизахлебыва-
ясь,закричалон.—Каксмете вы,милостивьгйгосударь,гово-
ритьэтомне.Выничего незнаете..."
Далее,утверждая,чтонеприятельпобежден,Кутузовве-
литписатьприказобатакеназавтра."Иузнавто,чтоназав-
трамыатакуемнеприятеля,извысшихсферуслыхавпод-
тверждениетого,чемуонихотеливерить,измученные,ко-
леблющиесялюдиутешалисьиободрялись".
Толстойпишет:"То,чтосказалКутузов,вытекалонеиз
хитрыхсоображений,аизчувства,котороележаловдуше
главнокомандующего,такжекакивдушекаждогорусского
человека".
ВглядываясьвнимательновобразКутузова,мыещеглуб-
жеможемпонять,чтоособенноценилТолстойвлюдях, вчем
онвиделистиннуюкрасотучеловека.Величие Кутузова—ис-
торическогодеятеляопределяетсяего человеческимикачес-
твами:сердечностью,добротой,способностьюсочувствовать
людям,простоиласковоговорить сними.Ведянародкпобе-
де,он"направлялвсесвои силыненато,чтобубиватьиис-
треблятьлюдей,анато, чтобыспасатьижалетьих".
В единенииснародом,вистинномгуманизме,впросто-
те,добреиправде"раскрываетсявеличиеикрасотадуши
полководцаКутузова,какилюбогочеловека.
3 Фамусови Молчании вкомедии А.С.Грибоедова«Горе от ума».
Вкомедии А Грибоедова«Горе от ума»нет ни одногобледного, слабогообраза Наоборот,все характерырезко очерчены,у каждого героя,даже самоговторостепенного.- свой незабываемыйоблик.
Фамусови Молчалин вряду персонажейзанимают одноиз центральныхмест Фамусов единственныйгерой, которыйможет встатьс Чацким наравнеНасколькоЧацкий противостоитмосковскомумиру, настолькоФамусов зависимот него. Героинаходятся наразных полюсах,и эти полюсасоздают напряжение,конфликт РольМолчалина тожесопоставимас ролью главногогероя. Как иЧацкий. Молчалин- участник илюбовного, иобщественно-политическогоконфликта. Онне только достойныйученик Фамусова,но и соперникЧацкого в любвик Софье Различиямежду Фамусовыми Молчалинымявляются внешними,поверхностными.Павел Афанасьевич в летах, а АлексейСтепановичмолод Фамусов начальник, аМолчалин егоподчиненный.Павел Афанасьевич один из признанныхстолпов московскогообщества егослужебноеположениедостаточновысоко: он«управляющийв казенномместе» Именноот него зависятматериальноеблагосостояниеи успех множествалюдей: распределениечинов и наград,«протекции»молодым и пенсиистарикам Молчалинпока выполняетчутьлине роль прислугипри московских«тузах»: носитсобачку Хлестовой.очищает от меласукно на игральныхстолах Фамусов столичныйжитель, дворянин,а Молчалин тверской провинциалФамусов любитдочь, а его секретарьиграет рольвлюбленногоФамусов многоговорит искреннеи бурно выражаетсвои чувстваУ него «говорящая»фамилия, образованаот латинскою«fama»- молва И у Молчалинафамилия «говорит»сама за себяОн. вращаясьв высших слояхобщества, побольшей частимолчит Однакотак будет, скореевсего, до порыдо времени ВедьМолчалин -«двойник»Фамусова
Угероев существуетвнутреннее,глубинноесходство У них.несмотря набольшую разницув возрасте иобщественномположении,одинаковоемировоззрение.их жизненныепринципы иидеалы совпадают
Фамусов консерваторОн не принимаетничего нового.Герой враждебноотносится ктем, кто не разделяетего убежденийИдеал Фамусова прошлое, когдавсе было «нето. что ныне»Павел Афанасьевич убежденныйзащитник морали«века минувшего».По его мнению,жить правильно- значит поступатьво всем так.«как делалиотцы», учиться«на старшихглядя» МировоззрениеМолчалина тожекрайне консервативно;герой неукоснительноследует отцовскомузавету «угождатьвсем людям безизъятья». Дляфамусовскогосекретаря«святыми»являются только«мнения чужие»Он. как и Фамусов,считает зависимость'
Молчалин типичный «средний»человек: и поспособностям,и по уму. и пожизненным целямФамусов тоженедалекий,посредственныйчиновник Ноу них есть общий«талант» - умениеприспособитьсяк обстоятельствам,к «нужным»людямОни органичновписываютсяв московскоеобщество Главныйпуть к благамдля них - службаИстинная цельдеятельности сделать карьеру,«достигнутьстепеней известных»Фамусов невидит ничегопредосудительноюв откровенномпренебрежениислужебнымиобязанностями:А у меня, чтодело, что недело. Обычаймой такой: Подписано,так с плеч долой
ОтношениеМолчалинакслужбе совпадаетс фамусовскимон хотел бы «инагражденьябрать, и веселопожить» Кактолько Молчалин«взлетит», то,несомненно,повторит путьФамусова. Каки покровитель,он будет злоупотреблятьслужебнымположениемДля ПавлаАфанасьевичаэто уже стало«золотым»правилом: Какстанешь представлятьк крсстишкули. к местечку.Ну как не порадетьродному человечку!.
Общественноемнение дляМолчатина. каки для Фамусова,свято Некоторыеего высказывания(«А\! злые языкистрашнее пистолета».«В мои лета недолжно сметьсвое суждениеиметь») напоминаютфамусовскос:«ах. боже мой!Что станетговорить княгиняМарья Алексеевна!»
Молчалини Фамусов живутпо законам лжи.лицемерия,подобострастияОни способнына низость Обагероя одновременнопроявляют«известный»интерес к служанкеЛизе По мнениюФамусова, такиепороки людей,как разврат,пьянство,угодничество,фальш не представляютопасностиНапример ПавелАфанасьевичискренне удивляется:Ну вот! великаябеда. Что выпьетлишнего мужчина!
Асвои заигрыванияс Лизой и особотесные отношенияс докторшей,которая по его«расчету»должна родить,считает естественными для московскогобарина-вдовцаМолчалин теньФамусова Онтоже ведет игруи действуетпо традициями правилам,принятым вфамусовскомобществе поэтомуразрывПавла Афанасьевичас «секретарем»скорее всегоокажется временнымИменно этамысль звучитв заключительныхсловах Чацкого:
Выпомиритесьс ним. по размышлсньизрелом Молчалинсможет соответствоватьидеалу женихадля московскихбарышень:
Муж-мальчик,муж-слуга, изжениных пажейВысокий идеалмосковскихвсех мужей
Молчалин это «маленькийФамусов», героивоплощают одинсоциальныйи нравственныйтип, тип приспособленцев,«деловых»людей.
ЛюбовьОбломова.
ОльгаИльинская иАгафья Пшеничная.
Абыло ли у Обломовахоть раз проясн-
ениев жизни? Да ине однократно.К
жизниего возродилалюбовь. Любовь
двухженщин-одной:утончённой,неж-
ной,изящьной,идругой: хозяйственной,
простодушной,искренней.Кто может
понятьИлью Обломова?Что он ищет в
жизни,вженщине? Ведьего возлюблен-
ныебыли различныкак земля инебо.
Созреваетвопрос: почемуОбломов
осталсяс Пшеничной-"простойбабой",а
нес божественнойОльгой? Да, найтипо-
хожеев этих женщинахнельзя. Дажелю-
билиони по-разному.Ольга душевно,вы-
соко,аАгафья Матвеевна-земной,примитив-
нойлюбовью. Неземнаялюбовь Ольгивы-
раженав сирени,музыке,прогулкахпо пар-
ку,признаниях.Любовь же АгафьиМатве-
евны...этовкусный пироггорячийкофе,
белыеподушки. По-моемулюбовь Ольги
быланемного странной:то она хотела
видетьИлью Ильичаежедневно,то,напро-
тив,приказывалаему не приходитьчасто,
чтобылюди не подумалидурного. Ольге
нуженбыл "усовершенствованный",не
тотленивец-догбряк,который днямилежит
надиване. Оналюбила обломоватаким
какимхотела видетьего, нарисованногов
своёмвоображении.Она требуетискренней
любвиот Обломова;и после тогокак они
расстались,онадолго не можетпрейти в
себя,считает себяумершей. Ольгапробу-
дилав Обломовелюбовь к жизни,природе,
людямона разбудилазаснувшую душукото-
раяспособначувствовать,плакать,смеяться.
Обломовпопал в водоворотлюбви из кото-
рогоне мог выбраться!Мысль о женитьбе
просто"убивала" его:ведь для этогонадо
ехатьв имение, устраиватьхозяйство,иметь
деньгина содержаниежены; с этимимысля-
мирассеивалисьиллюзии о поэтическом
идеалесвадьбы...Обломов"испугался"Ольги,
онбоялся тойответственности,которая ля-
жетна него послесвадьбы. Толькосейчас он
началпонимать,чтоОльга не кукла,которую
можнодержать заверёвочки,аженщина с
достоинством.Место Ольгизаняла другая.
ЭтоАгафья Пшеничная-хозяйкадома,в кото-
ромпоселилсяОбломов. ЕслиОльгу мы виде-
личерез душу,глаза,тоАгафью черезтело.
Этобыла та женщина,которой Обломовумож-
нобыло толькомечтать. Еёвнешность гово-
рилаобо всём:простодушна,добра,ласкова,
приветлива,нопомимо этогоона была отлич-
нойхозяйкой. Безеё заботы всёхозяйство
рухнулобы. Она оберегалапокой Обломова,
готовилаему изысканнуюпищу,поддерживала
чистотуего комноты,заботиласьо здоровье.
Ихсимпатия перерослав любовь,женитьбю,и
обломовне испугалсясемейной жизни.Он
любилжену,сына,семейныйбыт,ему ничего
ненадо было-этобыло его счастье,котороене
смоглабы ему датьОльга. Обломовбыл счаст-
ливс Агафьей,ноон не забывалОльги. Каждую
изэтих женщинон любил посвоему.