В этом заключался понятный им обоим смысл. «Невестой» Ч. как и «невестой» Лопухова в романе «Что делать?», была революция. – Я хочу иметь такого мужа, каким будете вы. – говорила Ольга Сократовна. 29 апреля состоялась скромная свадьба, и в начале мая молодые уехали в Петербург. Уезжая, Ч. стремился к научной и литературной работе и, при всех условиях, к политической деятельности. Весной 1853 года Ч. приехали в Петербург. Снова петербургская жизнь оказалась трудной. Ч. служит преподавателем в кадетском корпусе, но этот заработок был ничтожен, его едва хватало на квартиру. Жили более чем скромно.
Летом 1853 года Ч. начал работу над магистерской диссертацией. Весною 1855 года, книга Ч. на степень «магистра русской словесности» наконец вышла в свет.
С весны 1855 года вся его деятельность сосредоточилась в «Современнике». Участие Ч. в «Современнике»вызывало все более ожесточенные нападки со стороны умеренно либеральной и реакционной прессы. Под руководством и при участии Ч. «Современник» становился самым читаемым журналом России. В стране назревала революционная ситуация. Главной проблемой эпохи стал крестьянский вопрос. В то же время ширились ряды русской революционной демократии, те, кто был крепче духом, теперь уже могли встать под знамя, поднятое Ч., включиться в движение, возглавляемое им. Ч. стремился революционным путем избежать ужасов капитализма. Он верил в то, что русское крестьянство совершит социалистическую революцию и утвердит социалистический строй, минуя капитализм. Статьи Ч. по крестьянскому вопросу вызывали ожесточение в правительственных кругах. Статья «О новых условиях сельского быта» (1858) крайне озлобила Александра II. Статью было запрещено где бы то ни было упоминать. Имя Ч. начинало становится ненавистным царю.
После реформы политическая обстановка внутри страны накалилась до предела. Уже в 1861 г. полиция начала следить за каждым шагом Ч. В 1862 г. за квартирой Ч. было установлено постоянное наблюдение полиции. Положение становилось очень серьезным. Не оставалось смысла дальше подвергаться систематической полицейской слежке. Решили переехать в Саратов. Теперь там многое изменилось. Матери и отца Ч. давно уже не было в живых. В это страшное лето 1863 г. когда он отправил семью в Саратов, сам Ч. задержался в Петербурге. На четвертый день после отъезда семьи, 7 июля около 3 часов раздался резкий звонок. Вошел незнакомый офицер, приземистый, немолодой, с корявым лицом, он явился арестовать Ч. Ч. был заключен в 11-ю камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости.
20 мая 1864 года автор «Что делать?» был отправлен в телеге под охраной двух жандармов из Петропавловской крепости в Сибирь.
Неделю Ч. провел в Тобольске, в секретной камере ссыльнокаторжной пересыльной тюрьмы. Тобольский губернатор был настолько обеспокоен прибытием к нему необычного узника, что отправил Ч. до Иркутска на постовых лошадях за счет казны.
Путь был невероятно тяжелым. По мучительным дорогам, часть которых летом становилась непроезжей, месяцами кружили не только из-за трудностей пути. Долго не мог решиться вопрос, где Ч. будет отбывать каторгу. Он уже добрался из Иркутска в Усалье и снова был возвращен в Иркутск, откуда «без малейшей остановки» отправлен к китайской границе, в глухое селение Кадаю на рудники.
Полгода тяжело больной Ч. провел в лазарете.
В письмах к родным Ч. ни словом не обмолвился о своей болезни.
Ольга Сократовна собиралась ехать к мужу повидаться. Она выехала из Петербурга в Сибирь в начале мая 1866 г. взяв с собою Мишу – младшего сына. Она получила разрешение на свидание, но «с тем, чтобы во время нахождения ее в Нерчинских заводах учрежден был за нею надлежащий надзор…».
Там Ольга Сократовна пробела три дня. Свидания с горячо любимой женой стали для Ч. источником непереносимых мучений. Сам Ч. рассказывал: «Мне было очень тяжело и встречать, и провожать их … Я уговаривал ее, чтобы она не приезжала больше».
В середине сентября 1866 г. Ч. перевели из Кадаи в Александровский завод. Время, проведенной в Александровском заводе он впоследствии вспоминал как лучшие годы из прожитых в Сибири.
Пришел долгожданный июль 1870 г. Срок каторги, собственноручно вписанный в приговор самим царем, истекал.
Но в середине июля последовало совсем другое распоряжение: Ч. снова заключили в тюрьму и притом с гораздо более строгой изоляцией, чем прежде; не только по вечерам, а даже по воскресеньям он не мог видеться с товарищами. Без всякого суда и следствия срок его каторги был продлен.
Ч. был одень болен. Редкое его письмо домой обходилось без фразы: «Я совершенно здоров». А между тем он страдал тяжелым сердечным заболеванием, мучительным ревматизмом, заболеванием щитовидной железы, хроническим заболеванием желудка и цингой.
Но сила духа его была необыкновенной. Он справедливо гордился той закалкой, которую сам заставил себя пройти в юности.
Вся его жизнь сосредоточилась в сумрачной, промозглой камере вселюстского острога. Днем он лежал, окруженный книгами, и читал с утра до вечера. Ночью писал. Утром сжигал написанное.
1 марта 1881 года народовольцы убили Александра II. С новым царем они вступили в переговоры и обещали ему, что коронация пройдет спокойно только в том случае, если он даст слово освободить Ч. Согласие было получено.
В 1883 году (вместо 1870 года) он был наконец переведен на поселение. Он вошел в тюрьму 34-х лет, в расцвете сил, и вышел из нее 55-ти лет, тяжело больным, неестественно постаревшим, но с прежним неугасимым стремлением к труду.
В 1889 году Ч. разрешили переехать в родной Саратов. Разрушительные болезни, невероятное переуталение, тяжелые нервные потрясения, брожение могучих творческих сил, замурованных, запрещенных, не имеющим выхода, - это были убийцы, призванные русским самодержавием в его борьбе с Ч. Он боролся долго, боролся героически.
Но смирительный клубок заболеваний в соединении с тяжелым нервным переутомлением сделал свое дело. В середине октября 1899 г. Ч. слей. В первый и последний раз в своей жизни он не смог работать. Начал терять сознание.
Ч. скончался в ночь с 16 на 17 октября 1899 года. Память о нем нетленна. Его голос звучит, подвиг его жизни не будет забыт никогда.
Роман «Что делать?» стал воспитателем новых поколений, под его влиянием сотни людей становились профессиональными революционерами. В романе чествуется присутствие самой горячей любви к человеку, в нем собраны и подвергнуты анализу пробивающиеся проблески новых и лучших стремлений. Автор смотрит в даль с той сознательной полнотой страстной надежды, которой нет у наших публицистов, романистов. Достоинства и недостатки этого романа принадлежат одному Ч., на остальные русские романы он похож только внешней своей формой: он похож на них тем, что сюжет его очень прост и что в нем мало действующих лиц. Роман «Что делать?» не принадлежит к числу сырых продуктов нашей умственной жизни. Он создан работой сильного ума; на нем лежит печать глубокой мысли. Умея вглядываться в явления жизни, Ч. умеет обобщать и осмысливать их.
Вся симпатия Ч. лежит безусловно на стороне будущего, симпатии эти отдаются безраздельно теми задатками будущего, которые замечаются уже в настоящем.
В начале пятидесятых годов живет в Петербурге мелкий чиновник Розальский. Жена этого чиновника, Марья Алексеевна, хочет выдать свою дочь, Веру Павловну, за богатого и глупого жениха, а Вера Павловна, напротив того, тайком от родителей выходит замуж за Медицинского студента Лапухова, который чтобы жениться, оставляет академию за несколько недель до окончания курса. Живут Лопуховы 4 года мирно и счастливо, но Вера Павловна влюбляется в друга своего мужа, медика Кирсанова, который также чувствует к ней сильную любовь. Чтобы не мешать их счастью, Лопухов официально застреливается, а на самом деле уезжает из России и проводит несколько лет в Америке. Потом он возвращается в Петербург под именем американского гражданина Чарльза Бьюмонта, женится на очень хорошей молодой девушке и сходится самым дружеским образом с Кирсановым и его женой Верой Павловной, который конечно, давно знали настоящее значение его самоубийства. Вот весь сюжет романа «Что делать?».
Если бы Ч. пришлось изображать новых людей, поставленных в положение Базарова, то есть окруженных всяким старьем и тряпьем, то его Лапухов, Кирсанов, Рахметов стали бы держать себя почти совершенно так, как держит себя Базаров. Но и Ч. нет никакой надобности поступать таким образом. Он знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как горячо стремятся к тому времени и тому порядку вещей при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому. Под рукой Ч. новый тип вырос и выяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышается в великолепных фигурах Лопухова, Кирсанова и Рахметова.
Новые люди считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое существенное различие между старыми и новыми людьми. По-видимому, тут нет ничего особенного. Кто же отказывает труду в уважении? Кто же не признает его важности и необходимости? Для них труд действительно необходим. Труд и наслаждение сливаются в одно общее понятие. Без наслаждения они могут обходиться очень долго; без труда для них не мыслима жизнь.
Размышляя часто и серьезно о том, что делается кругом, новые люди с разных сторон и разными путями приходят к тому капитальному заключению, что все зло, существующее в человеческих обществах, происходит от двух причин: от бедности и от праздности; эти две причины берут свое начало из одного общего источника, который может быть назван хаотическим состоянием труда. Труд и вознаграждение находятся теперь в обратном отношении: чем больше труда, тем меньше вознаграждение. От этого на одном конце лестницы сидит праздность, а на другом – бедность. И та и другая порождает свой ряд общественных зол. От праздности происходит умственная и физическая дряблость, стремление создавать себе искусственные интересы и увлекаться ими; потребность сильных ощущений преувеличенная раздражительность воображения, разврат от нечего делать, поползновения помыкать другими людьми, мелкие и крупные столкновения в семейной и общественной жизни, бесконечные раздоры равных с равными, старших с младшими, младших с старшими, словом, - весь бесконечный рай огорчений и страданий, которыми люди угощают друг друга без малейшей надобности и которых существование может быть объяснено только выразительной поговоркой: «с жиру собаки бесятся». От бедности идут страдания и материальные, и умственные, и нравственные, и какие угодно: тут и голод, и холод, и невежество, из которого хочется вырваться, и вынужденный разврат, против которого возмущается природа самых загрубелых созданий, и горькое пьянство, которого стыдится сам пьяница, и вся ватага уголовных преступлений, которых нельзя было бы совершить преступнику.