Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: «Все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, соборы – все это не нужно, все это создавалось веками…». Одним из источника его творчества была народная речь.
В июле1911 года появился в «Русском слове» рассказ «Мертвое поле» (позднее озаглавленный «Страна содомская»).
Писал Бунин в эти дни и стихи. Вот что он писал о своих произведениях: «… В мои задачи входило изображение жизни мужиков и мещан. Меня интересуют не мужики сами по себе, а душа русских людей вообще».
Одно из ярких свидетельств буржуазной действительности – знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско», написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.
Жизнь, чувства, красота природы—вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги. Они иссушили в господине из Сан-Франциско чувство прекрасного, ослепили его.
Рассказ страшный, трагический, о самых гнусных и чреватых духовной гибелью страстях: сребролюбии и алчности, тщеславии и гордыне, чревоугодии и сладострастии, обольщении ценностями мира, где властвует культ золота, культ потребления.
Трагическая духовная слепота постигла поэта в 1917 году. Началась социальная драма писателя, жившего интересами человечества. Он не разглядел грядущего великого социального обновления России. Не поняв Октябрьской революции, охарактеризовать ее словами, читать которые было «больно и противно» (Горький), в 1920 году Бунин навсегда покинул свою родину.
Он говорил своей жене Вере Николаевне, что «не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее».
Бунин как художник постоянно рос. «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), а затем «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и многие другие произведения знаменовали новые достижения в русской прозе. Бунин сам говорил о «пронзительной лиричности» «Митиной любви». Это больше всего захватывает в его повестях и рассказах в последних трех десятилетий. В них также можно сказать словами их автора – некая «модность», стихотворность. В прозе этих лет волнующе передано чувственное восприятие жизни. Современники отмечали большой философский смысл таких произведений, как «Митина любовь» или «Жизнь Арсеньева».
В них Бунин прорвался «к глубокому метафизическому ощущению трагической природы человека».
С прежней силой раскрывалась им тема возвышенной любви. На первое место здесь следует поставить такой рассказ, как «Митина любовь». Погибает юноша, не выдержав потери любимой, недостойные люди зло сыграли на ее любви к искусству. Герой не вынес «прозы жизни». Гадким подобием любви предстала перед ним сцена: «господин в смокинге, с бескровным, бритым лицом» «снисходительно» обнимает молодую няньку. Убеждение Бунина в необходимости утверждения истинной, чистой, естественной любви осталось неизменным.
То, что писатель оставался всю жизнь верен своим лучшим убеждениям, подтверждается, в частности, его автобиографическим романом «Жизнь Арсеньева».
К. Г. Паустовский писал, что это произведение – «одно из самых замечательнейших явлений мировой литературы».
Это едва ли не самая оригинальная и необычная книга в творчестве Бунина и по жанру, и по форме (тону) повествования.
Пять книг «Жизни Арсеньева» - это своеобразная летопись душевной жизни героя, начиная с младенчества, первых проблесков сознания до юности, исполненной самых поэтических и самых тревожных дум и чувств.
Необычность жанра произведения связана, прежде всего, с тем, что многоцветная и трепетная жизнь дана одновременно в нескольких планах: в восприятии Арсеньева-ребенка и Арсеньева-рассказчика, прожившего долгую жизнь. Такое совмещение создает ту особенную многомерность изображения, действительности, которая вообще была свойственна таланту Бунина.
Размышления Арсеньева-старого и разнообразие детских и юношеских ощущений рождают в книге то богатство интонаций, которое придает многогранность сознаний и эмоций талантливого человека. В итоговой книге писатель добился той предельной раскованности повествования, к которой стремился давно, еще в рассказах в начале века. При этом автор редко навязывает читателю свое мнение. Скорее он приглашает нас вместе с ним подумать о жизни, в которой далеко не все просто, ясно, легко разрешимо. Многое осталось неясно самому художнику.
Защищая право человека на самобытность, на выявление своих способностей, художник подошел к постижению самых таинственных, интересно-психологических рубежей, которые разделяют людей, мешая их полному взаимопониманию и счастью.
В 1927-1930 года Бунин написал краткие рассказы («Слон», «Небо над стеной» и многие другие) – в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк, они вошли в книгу «Божье дерево». Профессор Софийского Университета П. Бицилли писал: «Мне кажется, что сборник «Божье дерево» - самое совершенное из всех творений Бунина и самое показательное. Ни в каком другом нет такой четкости и тонкости письма, такой творческой свободы. Это – то самое, казалось бы, простое, но и самое редкое и ценное качество, которое роднит Бунина с наиболее правдивыми русскими писателями, с Пушкиным, с Толстым, с Чеховым: честность, ненависть ко всякой фальши…».
В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за «Жизнь Арсеньева». Когда Бунин приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотографии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витринах магазинов, на экране кинематографа. Бунин надвигал на глаза барашковую шапку и ворчал:
--Что такое? Совершенный успех тенора.
Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».
«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», - эти слова из сборника «Темные аллеи» (1937-1944) могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. Эту книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны, можно назвать энциклопедией любовных драм. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что написал я в жизни…» - признавался Бунин другу Телешову в 1947 году.
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в мире.
«…Разве бывает несчастная любовь?… Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» - В этих словах Натали, героини одноименного рассказа, без нажима, музыкально передан сокровенный смысл бунинской книги. Как сказал сам Бунин, книга «Темные аллеи» повествует о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». В этих рассказах он утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие русской женщины, способной на большое самоотверженное чувство.
Основной темой цикла становится уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.
Рассказы цикла «Темные аллеи» - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.
При немцах Бунин ничего не писал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, радовался победе русских и союзных войск. В 1945 году он навсегда распрощался с Грассом, где провел шесть лет с 1939 года и первого мая возвратился в Париж. Последние годы он много болел. Все же написал книгу воспоминаний и работал над книгой «О Чехове».
Книга «Воспоминания» (1950), в ряде очерков меткая и яркая (воспоминания о Л. Н. Толстом, Чехове, Куприне, Рахманинове и др.), оказалась ядовитой и злой в тех главах, где речь шла о революции и о советских писателях – Горьком, Маяковском, Блоке, Есенине, А. Толстом.
Книга «О Чехове» осталась незавершенной.
Он вновь и вновь правил свои сочинения стилически, был на редкость взыскательным художником, составлял «Литературное завещание», обращаясь к будущим издателям с просьбой печатать только достойное и отредактированное им.
«Всякий настоящий писатель, - говорил Бунин еще в 1930 году, - конечно, может кое-что сказать о себе не хуже других, ибо непременно должен быть хорошим критиком: ведь его работа каждую минуту требует строжайшей самокритики, ума, вкуса, такта, меры, тончайшего чувствования каждого слова…».
Подводя итоги своему многолетнему литературному труду, Бунин по-пушкински ясно произнес «сам свой высший суд»: «Жить мне осталось, во всяком случае, недолго. И, приводя в порядок по мере моих уже очень слабых сил мои писания, в надежде, - тоже довольно слабой, - что они будут когда-нибудь изданы, я перечитал их уже почти все и вижу, что я не ценил их прежде так, как они того заслуживают, что они во многих отношениях замечательны по своей оригинальности, по разнообразию, сжатости, силе, по внутренней и внешней красоте, - говорю это не стыдясь, ибо уже без всякого честолюбия, только как художник».
Надежда его осуществилась. Книги его издаются и переиздаются ныне огромными тиражами. Бунина читают сейчас на всех европейских языках и на некоторых восточных.
Прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он «обновил» русское искусство и по форме, и по содержанию.
Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. Был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в склепе, в цинковом гробу. Надгробие сделано по эскизу художника А. Н. Бенуа, исполненном на фотографии, которую прислал из древнего Изборска Л. Ф. Зуров.