Посмотрите, когда станете читать повесть за повестью, какие похожие, какие родственные души Саня Буртиков («Ты приходи к нам, приходи»), учитель рисования Пётр Петрович («Рисунки на асфальте») и, конечно, папа-музыкант («Мой добрый папа»).
Правда, Голявкин взял папу, и Петра Петровича, и Саню не из литературы – из самой жизни. Поэтому они сильно нас трогают, и смешат, и печалят.
Кажется, папа такой мягкий, не сильный, не стальной. Но он упрямо, несгибаемо вовсе и не хочет стать иным! Всё бы ему защищать да радовать других – от того и самому радоваться. Он совершает настоящие подвиги, только обычные, ежедневные, как бы некрупные. И совершает их не потому, что могуч и за плечами у него крепчайшая крепость, а просто из-за того, что иначе не может.
Папа так ведь и не стал «великим». Не сочинил, как хотел, хорошей музыки. Может, просто не успел. Но добр он был всегда. Это ему удалось.
А то, что нет славы и мало денег, так это перенести можно. Ну, наживёшь, допустим, а тогда что? Что дальше?
Здесь есть над чем подумать, что всем сердцем пережить.
Разумеется, каждый человек, взрослый он или ребёнок, не станет любить одинаково всё, что прочтёт. Одному будет самым дорогим, допустим, «Мой добрый папа», другому – маленькие рассказы, третьему – ещё что-нибудь.
Один из рассказов В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел» есть в учебнике по чтению «Родная речь» кн.3 ч.2. К сожалению, в других учебниках по чтению для младших классов я не нашла его рассказов, поэтому советую на уроках внеклассного чтения взять его произведения, например, во 2 классе – рассказы из серии «Тетрадки под дождем», а в 4 классе – повести «Мой добрый папа» и «Полосы на окнах». На мой взгляд, эти произведения будут наиболее интересны детям.
Ю.В.Сотник
Юрий Вячеславович Сотник родился в 1914 году во Владикавказе в семье художника.
Первый успех к писателю пришел рано: уже в 4 классе его рассказ занял первое место на школьном конкурсе (он был написан в форме дневника котенка). Первая публикация – рассказ «Васька-Клоп» появился в детском выпуске газеты «Безбожник», по признанию автора, рассказ был ужасным, главный герой – вылитый Павлик Морозов. Занятия в драматургической мастерской при Центральном доме художественной самодеятельности дали Сотнику некоторые профессиональные навыки, им были написаны две комедии и тут же поставлены. До настоящего творческого дебюта было еще очень далеко: несколько лет Сотник ездил по стране – был на Кольском полуострове, на Ленских золотых приисках, по возвращении участвовал во объединениях молодых литераторов, был ответственным секретарем многотиражки. Только в 1939г. в журнале «Пионер» напечатали рассказ «Архимед» Вовки Грушина», с тех пор началось сотрудничество Сотника с этим журналом. Работа над другими произведениями шла довольно медленно, и первая повесть «Про наши дела» появилась в 1946г. За ней последовали «Невиданная птица» (1950), «Приключение не удалось» (1960), «Машка Самбо и Заноза» (1965), «Эликсир Купрума Эса» (1978), «Ясновидящая или эта ужасная «улица» (1983) и «Дом при школе» (1986). Вступив на литературный путь новеллистом, в дальнейшем писатель предпочел жанр повести, причем художественная форма последовательно усложнялась, а проблематика произведений углублялась от типично приключенческих до повестей-предупреждений с фантастическим элементом.
Все повести и рассказы Ю.Сотника остросюжетны, в них сочетаются комические, трагикомические, драматические и лирические элементы (например, рассказ «Человек без нервов»). Часто, начавшись как комический, сюжет стремительно обретает драматические, реже – лирические очертания, причем смешное и серьезное могут существовать в рамках оного произведения, дополняя друг друга, в результате чего повествование обретает многоразмерность смысла.
В основе комизма Ю.Сотника – юмор возраста, юмор характера и юмор положения. Ю.Сотник редко прибегает к «юмору смешных фраз» и выражений («я предпочитаю танцевать от характеров», - утверждает он). В большинстве его рассказов действуют подростки, считающие себя взрослыми и не понимающие ограниченности своих возможностей. Конфликт стремлений с невозможностью их реализовать создает основание для появления комической ситуации, формирующейся по принципу «Что будет, если…». Что будет, если трусоватый мальчик попробует поразить своей смелостью девочку («Человек без нервов»); что будет, если в процессе игры героине придется столкнуться с испытанием, находящимся на грани ее человеческих сил («Белая крыса»), и т.п.
Его любимый герой – подросток, увлеченно изучающий окружающий мир и себя самого, собственную натуру и характер. Все подростки Ю.Сотника стремятся к подвигу, и это стремление поддерживается не только ожиданием подходящей ситуацией, но и постоянной работой над собой, подготовкой к подвигу, самовоспитанием. И почти во всех произведениях писателя читатель становится свидетелем настоящего подвига – преодоления самого себя юным героем, даже если внешне это выглядит вполне обыденно. Преодолевает свой страх Таня Закатова, стремясь помочь друзьям, попадает в трудное положение Леша Тучков, проявляет самообладание и достоинство Лодя.
Писатель убежден в том, что дети в основной своей массе лучше, чем это кажется взрослым, поэтому нередко Ю.Сотник строит свое произведение на откровенном несовпадении «детской» и «взрослой» версии развития событий («Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда» и др.) Опровергая «взрослые» представления о поведении подростков, его истинным мотивах и целях, Сотник откровенно иронично, даже сатирично обрисовывает тетю Соню, неудачную «воспитательницу», супружескую чету Грабовых, Брыкина-старшего («На тебя вся надежда»), мать Феди, Вари и Вовки («Приключение не удалось»). Вообще взрослые в рассказах и повестях Ю.Сотника появляются редко, почти все время находясь по воле автора в отсутствии и оставляя детей в одиночестве. Возможно, это определяется замыслом писателя, показать ребенка наедине с самим собой, но не исключено, что Сотник принимает во внимание обыкновение всего необычного и смешного происходит именно тогда, когда взрослые куда-то отлучаются. Известно, что почти все описанное в произведениях писателя, так или иначе имело место в жизни самого писателя в детские отроческие годы. Юрий Сотник никогда не пишет о том, чего не испытал или не знает, и всегда выступает противником всех форм приблизительности в искусстве. Любой парадокс, с которым сталкиваешься в его произведениях, всегда психологически обоснован и соответствует логике поведения подростка. Ю.Сотник никогда не смешит, чтобы «просто рассмешить», не склонен подшучивать над своими героями, уважая их самобытность и активную жизненную позицию. Он серьезно относится к праву героя на ошибку, право на приобретение необходимого жизненного опыта. Смех – это органическая составляющая его писательского дара. Может быть, именно поэтому книги Ю.Сотника не стареют и не утрачивают читательской любви со временем.
К сожалению, в начальной школе мало внимания уделяют произведениям Ю.Сотника. Лишь в учебнике Романовской З.И. «Живое слово» (учебник для 3 класса трехлетней начальной школы кн.1) я нашла один из его рассказов, а именно, «Гадюка». Поэтому я советую на уроках внеклассного чтения в 4 классе взять некоторые из его произведений. На мой взгляд, детям этого возраста наиболее интересны будут такие рассказы как «Человек без нервов» и «Как я был самостоятельным».
Список использованной литературы:
1. В.В. Голявкин
2. Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева «Детские писатели» (справочник для учителей и родителей) , М.: «Баллас», «С-Инфо», 1995
3. Советская детская литература (учебное пособие под ред. В.Д. Разовой), М.: «Просвещение»,1978