Смекни!
smekni.com

Владимир Высоцкий Я к микрофону встал, как к образам (стр. 1 из 3)

ученицы 11Б класса

УВК 1681

Корзунович Лидии

Владимир Высоцкий

(25/ I / 1938-25/ VII / 1980)

2001

"Я к микрофону встал, как к образам"

Поэт в России - больше, чем поэт.

В России суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух

гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Я весь в поту, доступен всем глазам.

Я приступил к привычной процедуре:

Я к микрофону встал, как к образам.

Хотя как знать, быть может - к амбразуре.

И микрофону я не по нутру.

Да, голос мой любому опостылет…

Уверен - если где-то я совру-

Он ложь мою безжалостно усилит!…

Я освещен, доступен всем глазам.

Чего мне ждать? Затишья или бури?

Я к микрофону встал, как к образам…

Нет-нет, сегодня точно- к амбразуре!…

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Мать его Нина Максимовна - переводчица с немецкого языка. Отец, Семен Владимирович Высоцкий - кадровый военный, окончил Академию связи имени Подбельского, воевал, одним из первых вошел в Берлин.

Час зачатья я помню неточно.

Значит память моя однобока.

Но зачат я был ночью порочно

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе:

Девять месяцев - это не лет…

Первый срок отбывал я в утробе,

Ничего там хорошего нет

Ходу, думушки резвые, ходу!

Слово, строченьки милые, слово!

В первый раз получил я свободу

По указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил -

Отыгрался бы на подлеце.

Но родился, и жил я, и выжил -

Дом на Первой Мещанской, в конце…

22 июня 1941 года началась Велика Отечественная война.

Отец ушел на фронт.

… Не боялась сирены соседка.

И привыкла к ней мать понемногу.

И плевал я, здоровый трехлетка,

На воздушную эту тревогу.

Да, не все то, что сверху , от бога…

И народ зажигалки тушил,

И, как малая фронту подмога, -

Мой песок и дырявый кувшин…

Самое тяжелое для страны, для столицы время - 1941 и 1942 годы - Нина Максимовна с маленьким Володей прожили в Москве, тогда - прифронтовом городе.

В сентябре 1945 года Володя поступил в первый класс Московской школы № 277. В 1947 году Володя с отцом уезжает в Германию, где Володя закончил начальную школу и начал заниматься музыкой.

В 1949 году он вернулся в Москву. Семья поселилась в Большом Каретном переулке. Володя продолжил учебу в школе № 186.

Когда Володе было 16 лет, в его жизни появилась первая гитара. Примерно в это же время он начал заниматься в драмкружке.

Где мои 17 лет?

На большом Каретном.

Где мои 17 бед?

На Большом Каретном.

А где мой черный пистолет?

На Большом Каретном.

А где меня сегодня нет?

На Большом Каретном.

В 1955 году Владимир закончил 10-й класс и поступил на механический факультет МИСИ. Однако инженером не стал. В конце первого семестра он ушел из МИСИ, сдавал экзамены в театральные ВУЗы столицы и поступил в Школу-студию МХАТ.

Так начинался артист Владимир Высоцкий. Во время учебы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях.

В 1960 году Владимир Высоцкий закончил Школу-студию МХАТ и был направлен в Московский театр имени Пушкина, но вскоре ушел оттуда в Театр Миниатюр. 1960-1964 годы - это период накопления Высоцким жизненного опыта.

В это же время он начал писать свои первые песни, - "дворовые".

Сперва играли в фантики,

В пристенок со скорог ворами-

И вот ушли романтики

Из подворотни ворами.

"… В то время, когда я начал писать свои песни, я впервые посмотрел спектакль "Добрый человек из Сезуана" и вдруг увидел, что это довольно точно соответствует моим представлениям о том, какой должна быть песня и как она должна использоваться в спектакле. И я попросился на 50 % в этот театр из-за того, что увидел, как бережно там используется авторская песня…"

В 1964 году Высоцкий дебютировал в Театре на Таганке в пьесе Бертольда Брехта "Добрый человек из Сезуана". С тех пор до самой смерти имя Владимира Высоцкого было неразрывно связано с Театром на Таганке. Актер нашел свой театр.

"… Многие из нас пишут и музыку, и тексты, и стихи. И даже пьесы для нашего театра. Поэтому работать необыкновенно интересно…

Когда меня спрашивают - уйду ли я из театра на эстраду или в кино - я могу абсолютно серьезно сказать - НЕТ! Этого никогда не произойдет…"

В 1965 году, в октябре, театр показал новый спектакль - "Поэтическое представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой" - "10 дней, которые потрясли мир". Этот спектакль стал классикой молодого театра.

Яркий, праздничный спектакль начинался еще не улице. В "10 днях…" Высоцкий сыграл 5 ролей сразу: Керенского, Артиста, Анархиста, Солдата революции и Часового. А поначалу многое казалось просто забавным, непривычным. Среди актеров, поющих в фойе на спектакле "10 дней…", был морячок с гитарой. Могло показаться - знакомый тип "братишки", которому театр поручил установить "свойское" общение с залом. Но у тех, кто пробовал с ним перемигнуться, ничего не получалось. Этот морячок и вышел из толпы, и стоял в толпе и пел для нее, до него можно было даже дотронуться рукой - но любую фамильярность пресекало его лицо. И гитару он держал так, что было ясно- ударь, не отдаст.

Спектакль "Павшие и живые" - любимый спектакль Высоцкого. Он был поставлен в 1965 году. Спектакль о молодых поэтах и писателях, которые участвовали в войне. В этом спектакле Высоцкий играл 3 роли: Гитлера, Чарли Чаплина и поэта Михаила Кульчицкого.

Кто-то высмотрел плод, что неспел,

Потрусили за ствол - он упал.

Вот Вам песня о том, кто не спел,

И что голос имел - не узнал.

Может были с судьбой нелады,

Иль со случаем были дела,

А тугая струна на лады

Незаметным изъяном легла

Он начал робко с ноты "ДО"

Но не допел ее не до…

Не дозвучал его аккорд

И никого не вдохновил,

Собака лаяла, а кот

Мышей ловил…

Высоцкого навсегда ранила мысль о поэте, судьба которого неотрывно связана от народной судьбы, а ранний уход - трагичен.

Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт.

А если полный срок, то в полной мере.

На цифре "26" один шагнул под пистолет.

Другой же в петлю слазил в "Англетере".

А в 33 Христу - он был поэт, он говорил:

"Мол, не убий. Убьешь- везде найду, мол".

Но… гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

И гвозди в лоб , чтоб ни о чем не думал .

С меня при цифре" 37" в момент слетает хмель.

Вот и сейчас - как холодком подуло.

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре "37" коварен Бог-

Ребром вопрос поставил: или-или.

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние как-то подскочили.

Дуэль не состоялась, или перенесена,

А в 33 распяли, но не сильно,

А в 37 мне кровь, да что там - кровь, и седина

Испачкала виски не так обильно .

Слабо стреляться! В пятки, мол, давно ушла душа.

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души!

Работы Высоцкого в первых спектаклях Театра на Таганке показали незаурядный актерский талант его, одержимость и полную самоотдачу на сцене.

Пьеса Брехта "Жизнь Галилея" была поставлена специально "на Высоцкого".

В течение ряда лет он был единственным исполнителем роли Галилея . В 1969 году

На международном фестивале "Театральные встречи" в Польше Высоцкий за эту роль был удостоен диплома 1-й степени.

"… Спустя какое-то время мне очень повезло, и я начал сниматься в картине Виктора Турова "Я родом из детства". Там я сыграл роль капитана, танкиста, который горел в танке, полгода лежал в госпитале и пришел домой седой и искалеченный человек в тридцать лет. В этом фильме я впервые в жизни писал профессионально песни…"

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и грящий Рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

"Для меня война - огромное потрясение, поэтому я так много пишу о ней. Мои песни - не военные песни, просто у нас на совести неспокойно, что не пришлось там поучаствовать. И поэтому в своих песнях мы как бы довоевываем.

Это песни о войне, песни человека, который живет сейчас, про те времена…"

Я кругом и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.

И хотя мы живыми до конца долетели,

Жжет нас память и мучает совесть того,

У кого она есть…

Кто сказал:"Все сгорело до тла,

Больше в землю не бросите семя?"

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время.

Материнство не взять у земли

Не отнять, как не вычерпать моря,

Кто поверил, что землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы траншеи легли,

И воронки как раны зияют

Обнаженные нервы земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет.

Не записывай землю в калеки!

Кто сказал, что земля не поет?

Что она замолчала навеки…

"… Я старый поклонник гор. Дело в том, что летом 1968 года мне довелось сниматься в фильме "Вертикаль" Я не предполагал совсем писать песни для этого фильма, а просто, когда мы прибыли на место, у меня от избытка впечатлений онт получились сами собой. После выхода фильма эти песни стали очень популярными, потому что в них, как говорили альпинисты, горный дух ухвачен. Я знаю, что во многих альплагерях эти песни поют до сих пор…"