Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местом
России — Одессой, где он жил до августа 1824 г., а уезжая, написал замечательное стихотворение — настоящий гимн Черному морю.
В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России.
Он узнал, что такое успех и слава. А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшом пространстве, можно увидеть удивительное сочетание «глуши лесов сосновых», и светлых, живописных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных», соединенных «тихоструйной речкой». Указом Елизаветы от 12 января 1742 г. прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками.
Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончания Лицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл его поэтический талант.
Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником его творческого вдохновения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе название — "аллея Керн". Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелёные беседки.
В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моей обитель», как называл её поэт. Рядом с ним под сенью большого двухвекового клёна стоит маленький деревянный флигелек. Это знаменитый домикняни, утопающий в зелени кустов.
Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них «остров уединения»— любимый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатыймостик. Дорожка отсюда ведёт в яблоневые сады.
Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкина горка, увенчанная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро и парк, усадьбу илуга.
А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты:
Везде следы довольства труда…
Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последний приют. Еще в 1829г. писал поэт:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
По широким ступеням каменной монастырской лестницы идут и идут люди, почитатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеет надмогильный памятник поэту. Здесь остро чувствуешь и понимаешь Пушкина, призывавшего Отчизне посвящать «души прекрасные порывы».
Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта.
Пушкин хорошо зналисторию России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «Евгений Онегин».
На тверской земле поэт черпал впечатления от русских пейзажей, исторических памятников, от усадеб с парками и аллеями и неизменными преданиями и легендами.
Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание:
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…
«Зимний вечер»
И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
«Ночной зефир»
Что значит зефир и эфир?
Зефир, по древнегреческой мифологии, - это бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий, теплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство. «Тихо веющий зефир...» - так определил поэт его в одном из ранних стихотворений («Блаженство»). «Зефир скользит и веет», — говорит он в другом стихотворении («Земля и море»). Зефир - это аллегоричное название приятной свежести, прохлады:
«Кудавы? за город конечно,
Зефиром утренним дышать…»
«Чиновник и поэт»
Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зефир струит эфир» значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир — символ чистоты. «Она чиста была душою, как эфир», - говорит поэт в поэме «Анджело».
Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей.
Аквилон - северный холодный ветер у древних римлян (его название в латинском имеет тот же корень — aquilo, что и слово — «орел»). Не случайно у А.С. Пушкина есть
такие слова:
Таков поэт: как Аквилон,
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает...
«Египетские ночи»
Борей (итальянская форма - бора) -северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине:
Смотри, какой здесь вид:
избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины, скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса,
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца, и то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить,
лишь только ждут Борея.
«Румяный критик мой»
В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние греки называли юго-восточный теплый ветер (то же, что у итальянцев широко распространившееся название его - сирокко): «Порфирная колоннада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим...» («Мы проводили вечер на даче».)
В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра - эол (повелитель ветров у древних греков, которого они изображали со скипетром в руке, восседающим на вершине скалы, подкоторой в пещере были заключеныветры):
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
«Обвал»
Или:
Летит, как пух от уст Эола»
«Евгений Онегин»
В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури-метель, вьюга, буран, вкладывая в них определенный смысл, ибо между понятиями метель и вьюга, с одной стороны, и буран -с другой, есть некоторое различие.
Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, дана классическая картина
этого явления природы: «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею».
Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии - вьюга:«Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Метель и вьюга - названия-синонимы:
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.
«Весна, весна, пора любви...»
Буран (от тюркской основы бур - крутить, вертеть) означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока (в частности, в Приуралье), откуда еще несколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит под Оренбургом: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».
Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других.В стихотворении о туче говорится:
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Хотя над А.С. Пушкиным в жизни много промчалось бурь, но в этом стихотворении, имеющем точную дату написания — 13 апреля 1835 г., он едва ли имел в виду конфликт почти годичной давности.
Поэтический образ грозной силы природы появляется в последних строках последнего стихотворения поэта, посвященного 25-й годовщине Царскосельского лицея:
«Была пора: наш праздник молодой...», которое, по свидетельству очевидца, на собрании лицеистов первого выпуска он не мог дочитать — столь сильно был взволнован. Вот они, незавершенные строки: