Смекни!
smekni.com

География в жизни и творчестве А.С. Пушкина (стр. 6 из 7)

Османы — старинное название турок (по имени турецкого султана XVI в. Осма­на I — основателя Османской империи).

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку —

так вспоминает поэт свое участие в сраже­нии под Арзрумом,о чем умалчивает в «Путешествии в Арзрум», поместив только рисунок, на котором изобразил себя на коне с пикой. Этому есть свидетельство очевидца Н.А. Ушакова: «Перестрелка 14 июня 1829 г. замечательна потому, что в ней участвовал славный поэт наш А.С. Пуш­кин... Схватив пику одного из убитых каза­ков, он устремился против неприятельских всадников. Можно поверить, что донцы наши были чрезвычайно изумлены, увидев перед собою незнакомого героя в круглой шляпе и бурке. Это был первый и после­дний дебют любимца муз на Кавказе» . Между прочим, получив от автора книгу, в которой описан этот эпизод, А.С. Пушкин отвечал ему в июне 1836 г.: «С изумлением увидел я, что Вы и мне даровали бессмер­тие — одною чертою Вашего пера».

Этот эпизод навеял Пушкину стихотво­рение «Делибаш».

Вот его начало:

Перестрелка за холмами;

Смотрит, лагерь их и наш;

На холме предказаками

Вьется красный делибаш.

Адехи — от самоназвания «адыге» трех родственных народов — кабардинцев, чер­кесов, адыгейцев,которых раньше также называли черкесами.

Не для бесед и ликований,

Не для кровавых совещаний,

Не для расспросов кунака",

Не для разбойничьей потехи

Так рано съехались адехи

На двор Гасуба-старика.

«Тазит»

Сарачины (у поэта в форме сорочины), или сарацины, первоначально (у античных историков) название кочевых племен Ара­вии, а затем вообще всех арабов, а иногда мусульман. Собственно сарачины — запад­ные половцы.

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

Примечательно еще пояснение А.С. Пушкина об «арабах» и «арапах» в письме к П.А. Вяземскому (вторая половина 1835-1856 гг.): «Араб (женского рода не имеет) житель или уроженец Аравии, аравитянин. Караван был разграблен степными арабами.

Арап, женск. арапки, так обыкновенно называют негров и мулатов. Дворцовые арапы, негры, служащие во дворце. Он выезжает с тремя нарядными арапами"

Названия разных народов у А.С. Пушкина органично вплетаются в ткань произведений, в которых даются меткие характеристики и определения, одним-двумя словами создающие их зримые образы: "Молдаван в усах и бараньей шапке".

А.С. Пушкин был горячим поборником равноправия народов, их дружбы и, естественно, не считал зазорным принадлеж­ность человека к тому или иному народу лишь бы порядочным он был.

Поэт гордился своим предком (по мате­ринской линии) — Ганнибалом, выходцем из Африки, «арапом» Петра Великого

А сердце поэта беспокойно билось в тревогах за судьбы больших и малых на­родов, за будущее человечества.

Дружба свободных народов — это мир на Земле, чего страстно желал А.С. Пушкин, предвидя его в грядущем.

А.С. Пушкин вместе с великим польским поэтом А. Мицкевичем был убеждён, что наступит время,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

Топонимика пушкинских мест

Псковская область

Окрестности знаменитого Михайловского в Псковской области имеют древнюю историю, которая интересовала Пушкина и нало­жила отпечаток на его творчество. Попробуем проследить историю названий пушкинских мест.

Усадьба Михайловское,где Пушкин отбывал ссылку и кудаприезжал в разные годы, была заложена в середине XVIII века на месте деревни Зуево прадедом поэта Абрамом Петровичем Ганни­балом. В одном из писем 1828 года Пушкин именует Михайловское Зуевым. Название восходит к неканоническому личному имени (прозвищу) Зуй, ср. в Словаре В. И. Даля зуй - «провор, бойкий ребенок», «арх. мальчишка, прислужник промышленников, каше­вар; морс. юнга».

В XVIII веке топонимическая система только формировалась, и часто один населенный пункт имел несколько названий. Деревня — предшественница Михайловского была известна под двумя на­званиями, различными по происхождению,— Зуево и Устье. Если первое имеет в основе личное имя, то второе — географический термин. В районе Михайловского Сороть вытекает из озера Кучане, и устье здесь - это «исток, выход реки из водоема». Такое значе­ние термина устье, противоположное современному, зафиксирова­но в старинных актах и сохранилось в некоторых псковских гово­рах.

Усадьба на месте деревни Зуево (Устье) стала центром владения Ганнибалов - Михайловской губы (т. е. «округа», «волости»). Административная единица и через нее усадьба Михайловское ве­дут свое название от монастыря архангела Михаила (монастырь существовал здесь до XVII века). Принцип называния усадеб и округов по соседним церквам и монастырям типичен для окрест­ностей Михайловского. Например, наименование одной из усадеб Ганнибалов в Михайловской губе Воскресенское связано с назва­нием приходской церкви Воскресения Господня на Воронине, Егорьевская губа - владение соседей Пушкина Осиповых-Вульфов - обязана своим именем Егорьеву монастырю, некогда здесь располагавшемуся.

Интересующий нас Михайловский монастырь упоминается в писцовой книге 1585 года с указанием его местоположения: «Ми­хайловский монастырь с Городища». Подобные названия-ориентиры часто встречаются в псковских и новогородских писцовых книгах XV—XVI веков: деревня у Погоста, деревня на. Белом Лугу. В на­шем случае обращает на себя внимание выбранный ориентир — городище «остатки древнего поселения». В славянских языках суф­фикс -ище оформлял первоначально слова со значением «место, где что-либо происходило, находилось», то есть городище — это место, где располагался город. О каком же городе здесь идет речь? Об одном из укреплений средневекового «пригорода» Пскова - Воронича. В летописных источниках и актах начиная с XV века при­водятся различные варианты его названия: Воронин, Воронач, на­конец, Воронеч/Воронич.

В первоначальном заглавии трагедии «Борис Годунов», написанной Пушкиным в годы Михайловской ссылки, мы читаем: Ко­медия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче».

Известен рисунок Пушкина, изображающий характерный пейзаж Тригорского, поместья соседей и друзей поэта Осиповых-Вульфов; городище Воронин в ряду трех близлежащих холмов, которые в местном говоре, да и по всей Центральной России зовутся гора­ми. Отсюда и название усадьбы: Тригорское — усадьба, расположенная на трех горах.

В годы ссылки поэт часто упоминал Тригорское в письмах:

«Адрес мой: в Опочку, в село Тригорское...». Указанный здесь го­род Опочка известен с XV века как псковский «пригород», в пуш­кинское время был центром уезда. Название происходит от слова опопа — др.-русск., ст.-слав. «скала, обломок скалы»; «известняк, глина»

Пребывание Пушкина в Псковской губернии связано, в основ­ном, с Михайловской ссылкой. После ее окончания в 1826 году начинаются годы странствий Пушкина, когда он часто посещал тверские земли, лежащие по дороге из Петербурга в Москву. В та­ких древних городах, как Тверь, Торжок, Старица, Пушкин бывал проездом, но названия их упоминаются в его переписке, а в поэти­ческих произведениях становятся символом путешествий его и его героев, входят в образ «государевой дороги» из Петербурга в Москву:

Тоска, тоска! спешит Евгении

Скорее далее: теперь

Мелькают мельком, будто тени,

Пред ним Валдай, Торжок и Тверь.

На верхней Волге есть места, где Пушкин не только бывал проездом, но и останавливался подолгу, где он много и плодо­творно работал. Это тверские имения его соседей по Михайлов­скому Осиповых-Вульфов — Малинники, Павловское, Берново.

В пушкинских местах идет естественный процесс появления «вторичных» названий, связанных с поэтом. Так, в окрестностях Михайловского появилось название Три Сосны. Оно восходит к стихотворению Пушкина «Вновь я посетил...» (1885 г.). Действи­тельно, на границе Михайловского стояли рядом две сосны, а одна «поодаль», впервые их объединил Пушкин в поэтическом образе, и теперь не только это место, но и близлежащая стоянка авто­бусов носят название Три Сосны.

С образами пушкинской поэзии связано и наименование горки Парнас в парке Бернова, а старинный дуб в соседнем Павловском местные жители называют Пушкинским дубом.

Так имя Пушкина и образы его поэзии переходят в названия пушкинских мест, знаменуя собой сохранение в народе памяти о нашем великом поэте.

Мы познакомились с географией самых известных пушкинских мест и убедились, что все эти места воспеты звонкой пушкинской строкой.

А.С. Пушкин открыл и по-настоящему воспел Россию.

Таковы некоторые штрихи, показывающие, насколько близка была поэту география, ее раз­личные аспекты.

Дом Пушкина

Бездомность Пушкина извечна и

горька,

Жилья родного с детства он не помнит.

Лицейский дортуар без потолка,

Сырые потолки наёмных комнат.

Угар вина и карточной игры,

Летит кибитка меж полей и леса,

Дома — как постоялые дворы,

Коломна. Кишинёв или Одесса.

Весь скарб нехитрый возит он

с собой:

Дорожный плащ, перо и пистолеты.

Имущество опального поэта,

Гонимого стремительной судьбой.

Пристанищам случайным нет конца,

Покоя нет от чужаков суровых,