Смекни!
smekni.com

География в жизни и творчестве А.С. Пушкина (стр. 1 из 7)

Дмитровская школа №10

с углублённым изучением предметов

Реферат

По предмету:«Литература»

На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса.

преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.

июнь 2001 год

Содержание

1. Введение………………………………………………………. 3

2. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5

3. «Россия слишком мало известна русским»…………………..6

4. Путешествие в Арзрум………………………………………...7

5. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11

6. Южная ссылка…………………………………………………13

7. Михайловское………………………………………………….14

8. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18

9. «И друг степей калмык»………………………………………19

10. Топонимика пушкинских мест

Псковская область…………..…………………….………………23

11.Приложение……………………………………………...…….26

12.Список использованной литературы…………………………28

Есть два разряда путешествий:

Один — пускаться с места вдаль,

Другой — сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский

Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить фи­лософские, публицистические, психологические и

другие задачи. Это могут быть также повествова­ния о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

Исторические вехи развития.

а) Странствующий герой ак­тивно перемещается в пространстве как наблю­датель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

— Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай.

— Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.

— Тур Хейердал, норвежский учёный-путе­шественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи.

б) При восприятии читате­лем литературного путешествия его внимание пе­реместилось на чувства и переживания стран­ствующего, внешние элементы перемещения в про­странстве уже не имели решающего значения.

— Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

— Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;

Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные ски­тания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи.

— Лермонтов. «Герой нашего времени»;

Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

— Сервантес. «Дон Кихот» — пародиянарыцарское путешествие.

— В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.

Многообразие жанровых форм.

1. Собственно путешествие (путевой дневник).

— Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

2. Разновидность поэмы, сюжетной и компози­ционной основой которой становится путешествие.

— Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

3. Роман.

— М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

4. Основная часть произведения.

— «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

5. Очерк

— Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

6. Свободное повествование.

Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, ав­торские размышления и поток сознания героя.

Основные элементы путешествия.

Что является необходимым, обязательным ат­рибутом перемещения в пространстве и времени?

— Маршрут, транспортные средства, дороги;

— пейзаж, архитектура и достопримечатель­ности городов и селений, интерьеры домов;

— люди: этнографические наблюдения,диа­логи, лица, рассказы, исповеди;

— сценки:

вкусовые ощущения.

— Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.

Следовательно, литературное путешествиеотно­сятся к художественно-публицистическим жанрам.

Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, та­кие, которые важны ему и которые, вероятно, заин­тересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путе­шествия?

— Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

— возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

С детских лет путешествия

Были моею любимой мечтой

А.С.Пушкин

«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством.

Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста.

Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником».

И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях.

Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических.

Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей.

О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено.

У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее.

В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова».

«Россия слишком мало известна русским»

Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.

А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства.

Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».

Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что?

Федор. Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса.

А вот Сибирь.

Царь. А это что такое узорам здесь виется?

Федор. Это Волга.

Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, град, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыт быстротекущей жизни.

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать

Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государ­ственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его.

За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия гео­графией и историей были оценены высо­ко: «Очень хорошие успехи, довольно при­лежен. Очень хороших дарований».