Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения в сознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти люди поднимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. В Морозке А Фадеев показал обобщенный образ человека из народа, перевоспитания людей в огне революции и гражданской войны, «переделку человеческого материала», дал историю выработки нового сознания, пережитого миллионами людей в первые годы новой власти.
А. Фадеев писал: «Морозка – человек с тяжелым прошлым. Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог грубо обойтись с женщиной, очень много в жизни не понимал, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности». В этом и была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром», который и сейчас дает возможность обратиться к вопросу о революционном гуманизме, который, вобрав прогрессивных идей прошлого, явился новой степенью нравственного развития человечества.
Подведя итог всему выше сказанному, можно отметить, что писатель в романе «Разгром» утверждал торжество революционного дела, связывая его с правдивым, исторически-конкретным воспроизведением действительности, которую изображал со всеми ее противоречиями, показывая борьбу нового со старым, проявляя при этом особый интерес к показу процесса рождения нового человека в условиях нового времени.
Характеризуя эту особенность романа, К. Федин писал: «… в двадцатых годах А. Фадеев был одним из первых, кто поставил себе задачу коренной важности для всей литературы – создание положительного героя – и выполнил эту задачу в романе «Разгром»…»
Конкретизируя эту мысль, можно привести высказывание самого А. Фадеева, который, характеризуя свой творческий метод, говорил, что он стремился прежде всего полнее «передать процессы изменения в ________, происходящие в людях, в их желаниях, стремлениях, показать, под влиянием чего происходят эти изменения, показать, через какие этапы совершается развитие, формирование нового человека социалистической культуры».
«Разгром» явился знаменательным событием в истории ранней советской прозы, став на время средоточием горячих споров о дальнейших судьбах литературы. Успех романа Фадеева, новаторского произведения, основывается на высоких идейно-художественных достоинствах. Талантливо изобразив процесс становления нового человека, в революции и гражданской войне, Фадеев зарекомендовал себя как превосходный мастер психологического анализа, вдумчивый проникновенный художник, воспринявший традиции классической литературы.
1.2. Свойственные жизни противоречия эпохи классовой борьбы, изображаемые в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
«Я хотел бы, чтобы мои книги
помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждать
любовь к человеку, стремление активно
бороться за идеи гуманизма и прогресса человечества».
М.А. Шолохов
М.А. Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества в накале и трагедиях классовой борьбы. Его романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» получили единодушное и широкое признание миллионов людей как правдивая художественная летопись исторических судеб, социальных стремлений и духовной жизни народа, совершившим революцию, построившим новое общество. Писатель стремился воплотить героику и драматизм революционной эпохи, раскрыть силу и мудрость родного народа, донести читателям « очарование человечности, и отвратительную сущность жестокости и вероломства, подлости и стяжательства как страшного порождения порочного мира.
В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. После окончания гражданской войны Шолохов работает каменщиком, чернорабочим, статистиком, счетоводом.
Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция и гражданская война.
В ²Тихом Доне² Шолохов выступает, прежде всего, как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. ²Тихий Дон² охватывает период в десять лет - с 1912 по 1922 год. То были годы небывалой исторической насыщенности: Первая Мировая Война, февральский переворот, Октябрьская революция, гражданская война. Со страниц романа вырисовывается целостный образ эпохи величайших перемен, революционного обновления. Герои живут той жизнью, которая является идеалом миллионов и миллионов людей. Кто же они? Казаки, труженики, земледельцы и воины. Все они живут в хуторе Татарском, расположенном на высоком берегу Дона. Немалое расстояние отделяет этот хутор от ближайшего города, не сразу долетают вести из большого мира до казачьих куреней. Но именно хутор с его укладом и традициями, нравами и обычаями, именно мятущаяся душа, «простой и бесхитростный ум «Григория Мелехова, пламенное сердце Аксиньи, нетерпеливая и угловатая натура Мишки Кошевого, добрая душа казака Христони явились для художника тем зеркалом, в котором отразились события большой истории и перемены в быту, сознании и психологии людей».
В «Тихом Доне» развеяна легенда о сословной монолитности, социальной и кастовой замкнутости казачества. На хуторе Татарском действуют те же закономерности социального расслоения, классовой дифференциации, что и в любом месте крестьянской России. Повествуя о жизни хутора, Шолохов, по существу, дает социальный срез современного общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями.
Неотвратимо «шагает» по страницам ²Тихого Дона² история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре ²Тихого Дона² не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. «Наша эпоха – эпоха обострения борьбы за Мелеховых…в условиях всемирной популярности шолоховской эпопеи особенно бросаются в глаза неточность и ограниченный подход к образу Мелехова как образу отщепенца, морально деградирующего человека, которого ждет, якобы, неизбежная гибель. Это противоречит отношению к нему самого автора и большинства читателей. Шолохов учит мудрому соединению политической проницательности и принципиальности с гуманностью и чуткостью», - эти слова принадлежат А.И. Метченко, который высоко оценил роман-эпопею Шолохова в своих статьях « Великой силой слова» и «Мудрость художника». Шолохов с шекспировской глубиной лепит образ, нигде и никогда не теряющий такого человеческого качества, как очарование личности. А.И. Метченко утверждает, что перед нами не только образ заблудившегося на перепутьях истории донского казака, но и тип эпохи и та распространенная психологическая и политическая ситуация, при которой человек должен сделать свой выбор: прошлое или будущее, уже испытанное и пережитое или неизвестное, неясное.
В последнее время высказывается мнение, что «воспитательное воздействие образа Мелехова возрастает». В чем же состоит оно, прежде всего? Наверное, в исступленном правдоискательстве, в этической бескомпромиссности. На наш взгляд эта книга тем поучительна и важна молодым читателям , что напоминает о праве и обязанности каждого на свой выбор. При всем том, что Григорий Мелехов тяжело ошибается в поступках, он никогда не кривит душой. Величие Мелехова состоит в том, что в нем нет «второго человека».
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа.
Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых русских женщин.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони». Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.