Смекни!
smekni.com

Группа Блумсбери. Творчество Вирджинии Вулф (стр. 2 из 5)

Поток жизни, так легко ассоциировавшийся в модернистском сознании с огромным безбрежным морским или речным простором, символически передавал и текучую жизнь сознания, которое составляло главный предмет изображения интровертного романа. Однако эти потоки были разные у разных авторов и в разной степени они зависели от контролирующей волевой силы индивида.


Глава II. Группа Блумсбери.

Вирджиния Вулф (1882—1941) стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия: использовала понятие «модерн» для обозначения нового характера литературы, занималасьшифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве, а также провозгласила «русскую точку зрения» и русскую литературу органичной частью мирового духа и интел­лектуальной деятельности человечества. Она принесла в английский модернизм особый интеллектуальный аромат, связан­ный с группой Блумсбери. В 1904 г. после смерти отца дети — Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджиния переселились в один из центральных районов Лондона — Блумсбери. Здесь, в доме на Гордон-Сквер, невдалеке от Британскою музея, начинается новый пери­од в их жизни, связанный с возникновением в 1906 г. группы «Блумсбери», объединявшей мо­лодых людей, чьи интересы связаны с искусст­вом. В элитарное высокообразованное сооб­щество единомышленников по искусству и литературе входили писатели ЛиттонСтрэчи и Э.М. Форстер, искусствовед Роджер Фрай, ху­дожник Клайв Белл, ставший вскоре мужем сестры Вирджинии Ва­нессы, журналист Леонард Вулф — будущий муж Вирджинии, а также некоторые другие выпускникн и студенты Кембриджа. Центром груп­пы была семья Стивенов, а ее душой — Вирджи­ния. Еженедельные встречи блумсберийцев вы­ливались в продолжительные и горячие споры об искусстве, о путях его развития в современ­ную эпоху. Все были единодушны в своем взгля­де на искусство как самую важную сторону жизни общества и высшее проявление возможностей человека, приветствовали новые художествен­ные открытия и свято верили в то, что искус­ство — необходимое условие существования ци­вилизации.

Одним из своих наставников блумсберийцы считали философа Дж. Э. Мура, склонявшегося к интуитивизму и придававшего особое значение анализу ощущений. Этическая теория Дж. Мура, его книга "PrincipiaEthica" («Основы этики», 1903), в которой проникновение в сущность пре­красного и установление гармоничных взаимоотношений между людьми провозглашается важнейшими жизненными принципами, были вос­приняты ими как откровение. Члены группы "Блумсбери” решительно отвергали столь характерные для викторианскойэпохи лицемерие, притворную стыдливость, многословие и напы­щенность. Титулы и официальные знаки отличия были преданы в их среде осмеянию. В человеке ценились искренность, непосредственность, способность тонко реагировать на окружающее, непредвзятость суждений, умениепонимать и ценить прекрасное, свободно и просто излагать свое мнение в беседе, обосновывать его в дискус­сии. Блумсберийцы бросали вызов вульгарности, меркантилизму и ограниченности. Решительно осуждая утилитарный подход к жизни, они были склонны смотреть на себя как на избранных, служение искусству рассматривалось ими как своего рода священный ритуал, а упреки в эли­тарности не принимались ими но внимание, ибо в определении «высоколобые», как их нередко называли в критике и литературной среде, для них скрывался особый смысл: этим словом сами они обозначали человека, который, по словам Вулф, отличается высоким уровнем интеллекта и способностей, живет в постоянных творческих исканиях; для него идея важнее жизненного благополучия. К «высоколобым» Вулф относит Шекспира и Диккенса, Байрона и Шелли, Скотта н Китса, Флобера н Генри Джеймса.

В 1910г. в среде «блумсберийцев» появился Р. Фрай, сыгравший важную роль в культурной жизни Англии тех лет. Он содействовал органи­зации в Лондоне выставок картин французских импрессионистов и постимпрессионистов (1910 и 1912 гг.). Появление в выставочных залах британской столицы полотен Мане и Матисса, Ван Гога н Сезанна было воспринято как дерзкий вызов общепринятымвкусам. Лишь небольшая часть публики восприняла их искусство как яв­ление значительное и принципиально новое. Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, бы­ла и Вулф. Не случайно именно 1910 г. она назвала рубежом, обозначившим «изменения в англий­ском характере». Картины Мане и Сезанна онавосприняла как откровения не только в живопи­си, но и в других видах искусства. Импрессионизм присущ прозе и самой Вирджинии.

В 1912 г. Вирджиния Стивен стала женой Леонарда Вулфа, хорошо известного в те годы своими статьями по вопросим колониальной по­литики Британской империи. Он был выпускни­ком Кембриджа, провел семь лет на Цейлоне. Впечатления этих лет отразились в его книге «Деревня в джунглях». В доме супругов Вулф установилась творческая атмосфера, плодотворная для каждого из них. Круг друзей пополнился: в гостиной Вулф бывали поэты и писатели: Т.С. Элиот, Д. Г. Лоуренс, Э.Бауэн, С.Спендер, знаток античности Г. Диккинсон. Остроумная, общительная, живо всем интересовавшаяся Вирджиния все­гда была в центре, притягивала собеседников. В 1917 г.супруги В. основали издательство «Хогарт-Пресс». Большаядоля обязанностей, свя­занных с его деятельностью, выполнялась самой Вирджинией.

При том, что все эти художники были разные, всех их объединя­ло убеждение, что за поверхностью привычных вещей скрывает­ся «нечто» — сама неуловимая суть жизни, «Великая Слож­ность», явить которую миру может лишь новое искусство. И потому в их произведениях реальная, доступная привычному взгляду оболочка вещей взрывается, ко всему механическому, поддающемуся научному толкованию они относятся с недовери­ем, делая упор на постижении метафизического смысла явления.

«Блумсбери» — это особый знак времени, когда на смену традиционному представлению об искусстве приходило новое, авангардистское. «Блумсберийцы» были настоящими детьми рубежа веков: сложившиеся на разломе эпох, лишенные социальных и нравственных ориентиров, совре­менники, а иногда и участники социальных потрясений эпохи (две революции в России, 1-я мировая война), они мучительно расставались с ценностями поколения отцов, с тревогой вгляды­вались в новую, рождающуюся у них на глазах действитель­ность. Отринув старые религии, они жаждали новых. Хулители и ниспровергатели традиций, глашатаи — иногда слишком гром­кие — всего нового, «блумсберийцы» ратовали за свободное, беспрепятственное самовыражение личности, были убеждены в том, что нет ничего более нравственного, чем эстетические соображения, и что «деспотизм по своей природе ни плох, ни хорош». К середине 30-х годов кружок распался.


Глава III. Первый этап творчества Вирджинии Вулф (1915 – 1922 гг.).

История писательской карьеры В. Вулф от ее первых, традиционных по манере письма романов «Большое путешествие» (1915) и «Ночь и день» до последнего, модернистского «Между актами» (1941), ее самоубийство — тоже своеобразная летопись развития модернизма с его новациями и художественными завоеваниями, стремлением к синтезу искусств и противоречивой диалектикой. Любовь к созерцанию прекрасных предметов, особенно произведений искусства, живописи наложила отпечаток на технику В. Вулф. Процесс мышления, поток мыслей эс­тетизирован, его собственно нельзя назвать потоком, потому что поток нерасчленим и непрерываем, в то время как внутренний мир, индивидуальное сознание ее героев или героинь легко членится на атомы впечатлений. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» 0931), «Орландо» (1928), «Годы» (1937) и «Между актами» в разной степени отражают зрелость используемой ею техники.

На эстетические взгляды писательницы огромное влияние оказал Марсель Пруст, которого она очень любила и не раз выражала желание быть похожей на него в своих попытках сломать барьер между читателем и персонажем и представить внутренний мир героя наиболее полно через ассоциативный поток мыслей, познаваемый читателем без вмешательства автора-пове­ствователя. Самым главным для Вулф было создание единого целого из мельчайших частиц опыта, «моментов бытия», отра­женных в сознании как главных, так и второстепенных персона­жей, связанных в романе по принципу ассоциации. Однако такое же важное место занимали в ее сознании взгляды группы «Блумсбери» на значение искусства в период, отмеченный закатом человеческой цивилизации. Чувство отчаяния, духовного банкрот­ства, беспокойства, дезориентации, смятения и восторженное любование красотой, которой угрожает смерть, апелляция к прошлому Англии и чистому искусству, которое спасет и очистит человеческую душу, — вот тот духовный климат, в котором живут персонажи романов Вулф. Свои собственные суждения о совре­менной литературе, о романе и его эволюции Вулф изложила в двухтомнике «Обыкновенный читатель» ( 1 925) , сборнике «Собст­венная комната» и в многочисленных эссе и письмах. Шедевры мировой литературы, считала Вулф, создаются в результате коллективного мышления многих веков, и за голосом автора чувствуется опыт масс. Не отвергая дидактической цели романа, В. Вулф придавала огромное значение его форме и структуре.

Главный герой, его внутренний мир, ход его мысли показан в романах Вулф не глазами автора, а глазами других героев. В то же время цепь ассоциаций в индивидуальном сознании содержит моменты, связывающие прошлое с настоящим и разрозненные фрагменты в единый поток. Через отдельные ориентиры в этом потоке может проступать реальность, но она отгорожена довольно искусно созданной стеной идей, восприятий, впечатлений. Сюжет не имеет никакого значения.