Но с годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности.
Анализ стихотворения «Капитаны».
Это стихотворение относится к одному из первых сборников Гумилева, когда «муза странствий еще не покинула его». В этом стихотворении он прославляет мужество силу и доблесть «открывателей новых земель», образ этот у него сочетает в себе капитана военно-морского флота и испанского пирата. Его капитаны – это люди, жившие во времена , когда открывали Америку , поэтому образ капитана напоминает героев тогдашних романов.
Очень ярко здесь проявляются многие особенности его раннего творчества : экзотичность, буйство красок: «золото с кружев», «…розоватых …манжет» ; Набор чувств, любовь к пышному внутреннему и внешнему убранству, строгость формы.
Подчеркивается мужество лирического героя , который пытается найти свое счастье за чертой бытия.
Гумилев в этом стихотворении выступает как романтический поэт , многое здесь идеализированно и преувеличенно.
Это стихотворение очень понравилось нам своей экзотичностью и особенно полюбился лирический герой , напоминающий искателя приключений.
Анализ стихотворения «Невольничья»
Стихотворение написано Гумилевым под впечатлением полученным им в путешествии по Африке по Абиссинии. Гумилев был поражен положением коренных жителей этой страны, в ней все еще существовало рабство, и именно положение угнетенных негров послужило поводом к написанию этого стихотворения. Поэтому и тема здесь: угнетенные и угнетатели.
Особенностью стихотворения является то , что повествование ведется от лиц лирических героев – рабов. Они рассказывают о своем угнетенном несчастном положении:
Мы должны чистить его вещи
Мы должны стеречь его мулов,
А вечером есть солонину,
Которая испортилась днём.
Как бы в противопоставление им становится другой лирический герой – «европеец» , рабовладелец:
Он садится под тенью пальмы,
Обвернув лицо земной вуалью,
Ставит рядом с собой бутылку виски ,
И хлещет пенящихся рабов.
Его с насмешкой называют храбрым, потому что его сила, храбрость заключена только в острые сабле и «хлещущем биче» и «дальнобойном оружии». Через слова рабов, чувствуется, что Гумилев осуждает, призирает этого надменного, бездушного, злого труса, который может почувствовать себя сильней, только угнетая бессильных.
К особенностям стихотворения можно отнести и почти полное отсутствие эпитетов. А так повествование ведется от лица угнетенных, то по моему мнению этим автор хотел подчеркнуть, что рабы не могут ничего чувствовать , кроме гнева и сильной ненависти к «европейцу» , которая под конец стихотворения переливается в угрозу:
У него [ европейца ] нежное тело
Его сладко будет пронзить ножом.
В этом-то и заключается идея стихотворения. Гумилев говорит о том , что не пройдут бесследно те унижения, которым подверглись коренные жители и, рано или поздно, они отомстят не прошеным гостям из Европы, и вернут себе свободу.
Заключение.
Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.
Литература
1) Г. Месняев "Возрождение" 1981-82 гг. "В панцире железном".
2)“Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы”.
В.К.Лукницкая.
3)“Русская литература XX века”. Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко и др.
4) Советский Энциклопедический Словарь.
5) “Таганцевское дело”. В.Хижняк. (“Вечерняя Москва”).