Во время пребывания в Испании Байрон стал свидетелем знаменатель ных событий. Наполеон I в 1808 году, стремясь захватить страну, ввел в ее приделы свои войска и, пользуясь поддержкой испанского дворянства, объявил королем Испании своего брата, Жозефа Бонапрта. Национально- освободительное движение охватило значительноую часть страны.Испан- ские партизаны, герильясы, начали народную войну. Одним из самых ге- роических эпизодов ее явилась оборона Сарогоссы. Жители в течении восьми месяцев обороняли свой город. Другой твердыней сопротивления стал город Кадикс.
Об этих событиях рассказывает Байрон в первой песне своей поэмы. С необычайной поэтической силой рисует он картины народного патрио- тического подъема, уровнявшего в отваге женщину и закаленного бойца. Он создает образ нежной испанской девушки, которая становится бесст- рашной народной героиней, « Сарагосской девой»:
Та, кто, иголкой палец уколов
Или заслышав крик совы, бледнело,
По грудам мертвых тел, под лязг штыков
Идет Минервой там, где дрогнуть Марс готов!
Байрон подчеркивает решимость восставших довести борьбу до кон- ца. Он приводит ответ одного из генералов народной армии, заявившего врагу, что испанцы будут сражаться с зазватчиками «хоть на ножах».
В центре второй песни поэмы – порабощенная Греция, утратившая свою свободу и былое величие. Байрон клеймит колонизаторскую деятель ность Англии, которая вместе с феодальной Турцией наложила на гречес- кий народ двойные цепи рабства. Так, в первых двух песнях «Паломничес тва Чайльд Гарольда» Байрон приветствует выступления прогрессивных сил, подъем народных масс, в защиту свободы.
Последующие, третья и четвертая песни отделены от первых двух несколькими годами. Они непосредственно связаны с пребыванием Байрона в Швейцарии и Италии, где он жил в 1816 – 1823 годах, окончательно по- кинув Англию.
В третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байрон касается важно го вопроса – об отношении к французской революции конца XVIII века. Говоря о засилье в анархической реакции, особенно после образования Священного союза в 1815 году, он твердо убежден, что идеалы свободы, провозглашенные революцией, непременно должны восторжествовать; человечество многому научилось, поверило в свои силы, и пусть тираны, ныне оказавшиеся у власти, знают, что их победа временно и час распла- ты не за горами.
В заключительных строфах четвертой песни Байрон рисует образ мо- ря и образ отважного пловца – поэта, с детства сроднившегося с вольной стихией. Разбушевавшаяся и непокоренная морская стихия олицетворяет неисчерпаемые силы народов и как бы содержит в себе предупреждение Байрона всем тиранам:
Нет, не ему поработить, о море,
Простор твоих бушующих валов!
Твое презренье тот узнает вскоре,
Кто землю в цепи заковать готов.
Сорвав с груди, ты выше облаков
Швырнешь его, дрожащего от страха,
Молящего о пристани богов,
И, точно камень, пущенный с размаха,
О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.
Это одна из тех совершенных картин, которая позволила Пушкину сказать о Байроне:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим.
Прогрессивные, свободолюбивые мотивы четвертой песни поэмы вы- соко оценили итальянцы-патриоты. Австрийское правительство изъяло итальянский перевод песни и подвергло преследованию переводчика. Еще больший успех мели поэмы «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина», появившиеся между 1813 и 1816 годами. Байрон создает особый жанр романтической поэмы и характер- ный образ романтического героя. Поэта интересуют острые драматичес- кие события прошлого, жизнь экзотических стран Востока.
Герои романтических бунтарских поэм Байрона не имеют положите- льных идеалов. Они борются, не веря в победу, они понимают, что не мо- гут победить общество, которое сильнее их, но до конца остаются ему враждебны. «Лучше быть змеей, - говорит Конрад, - чем червем». Герои Байрона остаются бунтарями-одиночками. В них привлекают сила про- теста, непримиримый дух борьбы, но отсутствие связи героя с массой, на- рода, с общими интересами, индивидуализм героя – свидетельство слабос ти самого Байрона.
Байрон – вдохновенный певец природы. С большой поэтической си-лой он раскрывает личные чувства человека, и все-таки Байрон прежде всего блестящий мастер политической, гражданской лирики.
Бунтарская, насыщенная социально-политическим значением поэзия Байрона была главной причиной организованной травли поэта со стороны реакционных кругов английского общества. Против него ополчилась вся реакционная печать.
Байрон решил покинуть родину. В 1816 году он уезжает в Швейца-рию, затем в Италию. Враг официальной Англии, ее лицемерия ханжества пресловутых буржуазных «свобод», продажной буржуазной печати, он продолжает глубоко интересоваться судьбами родины, судьбами своего народа.
Где бы поэт не находился – в Швейцарии, Италии, Греции, - полити-ческая и литературная борьба, происходящая на родине, неизменно вол-нует его.
Байрон с нетерпением ждал революционного подъема в Англии и не раз заявлял, что в этом случае он вернулся бы на родину, чтобы принять личное участие в борьбе.
Уехав из Англии, Байрон вначале поселился в Швейцарии, близ Же-невы. Здесь он встретился и сблизился с поэтом и передовым английским общественным деятелем Шелли. Творчество обоих поэтов получило при-знание у демократического читателя. «Байрона и Шелли, - писал Энгельс, читают почти только низшие сословия; ни один «респектабельный» чело-век, если он не желает заслужить самой ужасной репутации, не смеет дер-жать сочинения Шелли на своем столе».
Дружба связала обоих поэтов, и Шелли оказал благотворное влияние на формирование мировоззрения Байрона. Тяжело пережил Байрон преж-девременную смерть Шелли, который погиб во время морской прогулки летом 1822 года в Италии.
В Швейцарии, помимо третьей песни «Паломничества Чайльд Гароль да», была написана поэма «Шильонский узник». Почти закончена драма «Манфред», созданы такие стихотворения,как «Сон»,«Тьма»,«Прометей».
По сравнению с поэмами первого периода «Шильонский узник» – не проповедь смирения, а негодующий протест против угнетения личности. Она пробуждает ненависть к деспотизму, лишающему человека самого дорогого – свободы.
В стихотворении «Прометей» звучит призыв к сопротивлению тира- нии, возвеличивается благородный подвиг титана – защитника и покро- вителя людей.
Пессимистическая оценка действий деятельности в «Манфреле», и в стихотворении «Тьма» была кратковременной. Непосредственное участие в национально-освободительной борьбе народов Италии и Греции помо-гают Байрону в ближайшие годы постепенно преодолевать мотивы песси- мизма в своем творчестве.
В Швейцарии Байрон пробыл недолго. В конце 1816 года он переехал на север Италии, в Венецию, откуда вскоре совершил путешествие в Рим.
Северная Италия изнемогала под пятой Австрии; центральная и юж- ная ее части были раздроблены на ряд деспотических государств, в кото- рых господствовали феодальные порядки. Байрон сближается с членами тайного общества карбонариев, при участии которого готовилось воору- женное восстание. «Италия заряжена, у многих чешутся руки дернуть за спусковой крючок», - сообщает Байрон в одном из писем. Он принимает самое активное политическое участие в карбонарском движении, помога- ет итальянским патриотам деньгами, в его доме прячат оружие, готовясь к восстанию. Освобождение Италии для Байрона становится «великим де- лом». В «Стансах», написанных в 1820 году он выразил свое горячее стремление стать участником этой борьбы:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
За греков и римлян в далеком краю
Он буйную голову сложит.
За общее благо борись до конца,
И будет тебе воздаянье.
Тому, кто избегнет петли и свинца,
Пожалуют рыцаря званье.
В жизни и творчестве поэта наступает период подъема. Здесь, в Ита- лии, он создает свои крупнейшие произведения: драмы «Марино Фалье- ро» и «Каин», сатирические поэмы «Беппо», «Ирландская аватара», «Ви- дение суда» и «Бронзовый век», пишет сатирическую эпопею в стихах «Дон-Жуан».
К числу наиболее зрелых творений Байрона принадлежит его мисте- рия «Каин». Это произведение обладает большой силой философского обобщения, касаясь как бы судеб всего человечества и вместе с тем оно проникнуто острой политической злободневностью.
Написанный в 1821 году, в пору разгула политической и церковной реакции в Европе, «Каин» был смелым вызовом официальному и общест- венному мнению.
Борьба Байрона против политической и идеологической реакции на- шла особенно яркое выражение в его сатирических произведениях.
Байрон был мастером политической сатиры.Сатирическая направлен- ность его творчества проявляется со всей силой именно в годы пребыва- ния в Италии. «Шутливая» поэма «Беппо» резко разоблачает пороки бур- жуазного общества. Она наносит удары церкви, реакционной литературе Англии. «Беппо» открывают блестящую серию сатир Байрона.
Призывом возмущения звучит «Ирландская аватара», написанная в 1821 году. Само название ее сатирично: «аватара» в древнейшей мифоло- гии – воплощение бога в образе человека. Байрон иронически отождеств- ляет Георга IV, безжалостного угнетателя ирландского народа, с богом, сошедшим на землю. Георг IV – «четвертый дурак», носящий имя Геор- га, - «подлец и тиран».Этот едкий политический памфлет смог полностью появиться в печати только в 1831 году, через 10 лет после его написания.