«Видение суда» явилось острой пародией на одноименную поэму при дворного поэта Саути, лицемерно восхвалявшую английского короля Георга III. Жало своей сатиры Байрон направляет на реакционную внеш- нюю и внутреннюю политику Англии, разоблачает лжедемократию конс- титуционно-монархического строя.
Разоблачению деятельности реакционного Священного союза посвя- щена сатира «Бронзовый век» (1823).
Сатира Байрона была откликом на конгресс участников этого союза в Вероне. Перед читателем появляется галерея монархов, среди которых- русский цaрь Александр I, игравший в Священном союзе решающую роль испанский король Фердинанд VII, французский король Людовик XVIII. Их власть бессмысленно жестока и безумна, она опирается не на справед- ливость , а на силу.
Значение «Бронзового века» заключалось не только в разоблачении реакции, но и в противопоставлении реакционному лагерю прогрессив- ных сил.
В сатирической эпопее «Дон-Жуан» действие переносится в XVIII век. Герой произведения, Жуан, из Испании попадает в Грецию, затем в Турцию, Россию, Польшу, Германию, Англию… По замыслу автора, «со- вершив путешествие по Европе, испытав всякого рода осады, битвы и приключения», Жуан должен был закончить свои странствия «участием во французской революции».
По мере развития сюжета углубляется и социальный смысл сатири- ческих разоблачений Байрона.
Дон Жуан бежит из турецкого рабства и попадает под стены осажден- ного Измаила, становясь невольным участником русско-турецкой войны. Отдавая должное храбрости русских воинов, Байрон одновременно пока- зывает кровавые ужасы войны, приносящие горе и страдания миллионам простых людей; он клеймит захватнические войны.
Попав в Петербург в качестве посланца Суворова, Жуан знакомится с жизнью русского двора и светского общества. Как и в «Бронзовом веке», Байрон подчеркивает античеловечность феодально - крепостнических форм угнетения.
Мир, по которому проходит Жуан, - это мир угнетения, мир социаль- ной несправедливости, жестокости, морального падения.
Но идейный смысл этого крупнейшего произведения Байрона состоит не только в страстном разоблачении. Байрон защищает в нем идеалы свободы, рисует картину пробуждения народных сил и с надеждой смот- рит на это пробуждение.
Его мечта устремляется вперед, в светлое будущее. Он твердо верит, что наступит время, когда люди наконец добьются свободы и будут жить в «новом веке», с ужасом вспоминая а позорном прошлом, как о какой-то чудовищной допотопной поре.
До конца своей жизни Байрон остался поэтом-борцом. Когда в 1821 – 1822 годах движение карбонариев было разгромлено, он обратил свои взоры к Греции, где разгоралось национальное восстание, ставившее сво- ей целью освобождение страны от турецкого ига.
В июне 1823 года Байрон выезжает из Генуи на снаряженном им на свои средства военном корабле «Геркулес». Он останавливается на остро- ве Кефалония, затем переезжает в Миссолунги. Байрон становится одним из вождей борьбы за национальную независимость Греции, ведет боль- шую работу по сплочению сил греческих повстанцев. Современники поэ- та свидетельствуют о его блестящих способностях организатора и воен- ного руководителя. Он пользуется любовью и популярностью в народе. Байрон охвачен одним порывом служения высокому идеалу свободы.
В своем последнем стихотворении, написанном не за долго до смерти Байрон утверждает, что смысл жизни заключается в борьбе во имя свободы.
Внезапная болезнь и преждевременная смерть оборвала его общест- венную и творческую деятельность. 19 апреля 1824 года Байрона не ста- ло. Умирая, он думал о Греции и с гордостью сказал: «Я ей отдал мое время, деньги, здоровье. Что я могу ей еще дать? Теперь отдаю жизнь».
Смерть Байрона болью отозвалась в душе греческого народа, в серд- цах всех передовых людей мира. В день смерти поэта-борца, по выраже-нию Пушкина – «оплаканного свободой», был объявлен греческими по- встанцами днем национального траура.
Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев в своем стихотворении «На смерть Бай- рона» писал:
В стране, от родины далекой,
Убитый грустию жестокой,
О нем сказал Европе грек:
«Друзья свободы и Эллады -
Везде в слезах в укор судьбы,
Одни тираны и рабы
Его внезапный смерти рады».
Лучшие произведения Байрона обладают и сегодня огромной полити- ческой силой. И сегодня, в новых исторических условиях, они разят тех врагов, которых Байрон разоблачал полтора столетия назад.
Для нас, как и для всех передовых людей на земле, поэзия Байрона очень дорога. Историческое значение его творчества определяет не ме- ланхолия и пессимизм, которые появлялись в его поэзии под влиянием политической реакции, не индивидуалистические и антисоциальные на- строения отдельных его героев. Творчество Байрона, этого Прометея XIX века, понятно и близко нам, потому что оно пронизано духом боевого, ге- роического протеста против всяческого гнета и порабощения человека, вдохновенной защитой свободы и справедливости.
И вечно буду я войну вести
Словами, - а случится, и делами! -
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами. Вражды святое пламя
Поддерживать я клялся и блюсти.
Кто победит, мы плохо знаем с вами,
Но весь остаток дней моих и сил
Я битве с деспотизмом посвятил!
Неутомимый, страстный поэт-борец, Байрон имел право с чистой со- вестью так написать о себе.
1. Движение луддитов как одна из фаз классовой борьбы пролетариата против капитализма. Первый шаг Байрона как общественного деятеля. 2. Краткая биография Байрона. 3. Конфликт между молодым поэтом и реакционным английским обществом. 4. «Паломничество Чайльд Гарольда» – политическая поэма, принесшая Байрону литературную славу. 5. Бунтарская, насыщенная социально - политическим значением поэзия первого периода. 6.Поэма «Шильонский узник» – не проповедь смирения, а негодующий протест против угнетения личности. 7. Байрон как мастер политической сатиры. 8. Байрон – непримиримый поэт-борец и критик социаль- ных и моральных уродств собственнического мира. 9. Историческое значение творчества Байрона.
Реферат
на тему: Джордж Гордон Байрон --
неутомимый, страстный поэт-борец,
защитник свободы и справедливости.
Исполнитель:
ученица 9-А класса
средней школы № 10
Рудницкая Юлия
2001 год
Литература:
Ю. Кондратьев, Комментарии о Байроне, Москва, 1960 г.
Д. Бисти, Комментарии о Байроне, Москва, 1964 г.
Энциклопедия для детей, Т. 11. Зарубежная литература, О Байроне, Аванта, 1998 г.