Смекни!
smekni.com

Джордж Гордон Байрон - неутомимый, страстный поэт-борец, защитник свободы и справедливости (стр. 1 из 3)

Зима 1812 года для английского народа была полна бедствий и лише-ний. Многолетняя война с Францией истощила государственные ресурсы, в промышленности наступил кризис, сельское хозяйство в связи с неуро-жаем предыдущего года не могло обеспечить нужды страны. Народ голо-дал. Волнения охватили большинство районов Англии. Резко увеличилос число безработных. С новой силой вспыхнуло движение рабочих – разру-шителей машин.

Движение разрушителей машин началось еще в 60-х годах XVIII века в то время, когда стали появляться первые фабрики с усовершенствован- ными станками. Ремесленники разорялись; рабочие подвергались на фаб- риках тяжелой эксплуатации; они думали, что виновниками их бедствий являются не хозяева-капиталисты, а сами машины.

Разрушители машин называли себя луддитами, членами армии «гене- рала Лудда» – рабочего, который, согласно легенде, первый разбил ткац- кую машину. Рабочий класс был еще политически незрелым и не нашел правильных путей борьбы со своими угнетателями. Как указывали Маркс и Энгельс, движение луддитов было одной из ранних фаз классовой борь- бы пролетариата против капитализма.

Небывалая сила, с которой вспыхнуло движение луддитов в 1811 – 1812 годах, испугала правительство. Оно не только прибегло к помощи полицейской расправы, но ввело в действие регулярные армейские части. В английский парламент был внесен проект закона, по которому, рабочий поднявший руку на имущество своего угнетателя, приговаривался к смерт ной казни.

27 февраля 1812 года палата лордов обсуждала этот жестокий антира- бочий законопроект. Его утверждение было предрешено, но палате приш- лось выслушать в этот же день страстную речь, которая заставила насто- рожиться собравшихся. На трибуну стремительно поднялся еще никому не знакомый молодой человек. Он выступил в защиту преследуемых ра- бочих-ткачей, единственной «несомненной виной» которых, по его сло- вам, была бедность. Он уверждал, что трудящиеся Англии, презрительно именуемые «чернью», являются основой экономического и военного мо- гущества страны. В наступившей тишине оратор нервно говорил о том, что народ, торец всех национальных богатств, влачит нищенское сущест- вование, преследуется судом и полицией, гниет в тюрьмах за молейшую попытку отстоять свои права, обречен на вымирание… Отсюда, с трибу- ны палаты лордов он смело заклеймил английское правительство как ре- акционное и кровавое. Призывая избавить народ «от благодеяний штыка и виселицы» и отклонить билль о смертной казни, оратор предупреждал, что принятие бесчеловечного антирабочего закона неизбежно приведет к углублению общественного конфликта.

Это было неслыханно! Среди присутствующих повторялось имя ора- тора – «мятежного лорда» Байрона, осмелившегося с такой силой страсти бросить слова негодования здесь, в палате лордов, этой цитадели твердо- любова консерватизма.

Таков был первый шаг Байрона – общественного деятеля. В своем по-этическом творчестве он также выступил на борьбу с реакцией, отстаивая идеи политической свободы.

Байрон родился 22 января 1788 года в знатной, но обедневшей семье. Детские годы он провел в Шотландии, в небольшом городке Эбердине. Первые впечатления мальчика были связаны с дикой шотландской приро- дой, жизнью и преданиями горцев. Они послужили основой для целого ря да юношеских стихотворений, в которых воспета суровая природа горной Шотландии с ее водопадами, ущельями, с ее морем («Хочу я быть ребен- ком вольным…», «Лакин-и-Гар» и др.).

Когда Байрону было 10 лет, он унаследовал титул лорда и фамильный замок Ньюстед (в прошлом католический монастырь), пожалованный пре кам Байрона во время Реформации. Полуразрушенный замок – Ньюстедс- кое аббатство, его тенистый парк впоследствии не раз упоминается в поэ- зии Байрона.

В 1801 году мальчик поступил в школу. Местечко Харроу, где была расположена школа, с его холмами и рекой составляла полнеую противо- положность мрачному Ньюстедскому аббатству. В школе Байрон изучает латинский и греческий языки, знакомиться с историей античного мира, занимается английской литературой. Он много читает; книги становятся его страстью. Его пытливый ум начинают привлекать идеи французских мыслителей XVIII века.

В школьные годы обнаружились многие черты характера Байрона, ко торые он сохранил на всю жизнь: серьезность, способность глубоко заду- мываться над событиями окружающей жизни и вместе с тем веселость, порывистость, жизнерадостность.

В раннем детстве Байрон был малоподвижным, болезненным ребен- ком; в школе он вырос и окреп физически, с увлекчением занимался спор- том: греблей, верховой ездой, стрельбой и плаванием. Его слава спортсме на, отличного наездника и превосходного пловца утвердилась позднее, в университете, и особенно после того, как в 1810 году, во время первого путешествия, он переплыл Дарданелльский пролив. Итальянцы, друзья Байрона, прозвали его «англичанин-рыба».

В школе Байрон всегда брал под свое покровительство младших, бо- лее слабых товарищей, защищая их от нападок старших школьников. Вер ный друг и хороший товарищ – таким был он в школьные годы, таким он оставался и в течение всей своей жизни.

В 1805 году, окончив школу в Харроу, Байрон поступил в универси- тет. В годы студенчества появился первый сборник его лирических стихо- творений – «Часы досуга», в который он включил свои юношеские произ- ведения.

Официальная пресса недоброжелательно встретила первую книгу Байрона. Но юный поэт принял вызов и ответил своим противникам сати- рой «Английские барды и шотландские обозреватели». Он подверг резкой критике современную английскую литературу, связанную с интересами собственников, прежде всего ее наиболее реакционное крыло – поэтов так называемый «озерный школы»: Вордсворта, Кольриджа и Саути.

Появление названия «Озерная школа» было связано с спристрастием этих поэтов к одному из районов северо-западной Англии, где еще сохра- нялись старые, патриархальные условия жизни, воспевавшиеся реакцион- ными романтиками. В этом «краю озер» част бывали Вордсворт и его друзья. Их объединяли общие реакционные политические и литературные взгляды: страх перед революционным движением, боязнь народа, пропо- ведь искусства, враждебного передовым идеям современности. Своей са- тирой Байрон нанес сокрушительный удар признанным певцам буржуаз- но-аристократической Англии – удар, который ему не могли простить.

Когда, отпраздновав свое совершеннолетие, Байрон в 1809 году впер- вые появился в парламенте, он был враждебно встречан палатой лордов. Кофликт между поэтом и реакционным английским обществом постепен- но нарастал.

Летом того же года Байрон отправился в первое свое путешествие в страны Ближнего Востока; покидая родину, он, как и герой написанных в результате этого путешествия первых двух песен поэмы «Паломничество Чальд Гарольда», грустит о близких ему людях; среди них – мать и люби- мая сестра Августа, верная дружба которой осталась для Байрона неизмен ной опорой в течение всей жизни.

Во время путешествия Байрон посещает Лиссабон, затем вместе с од- ним из друзей верхом пересекает юго-западную Испанию, из Гибралтара отправляется на остров Мальта, странствует по Албании и Греции.

Результатом путешествия были первые две песни «Паломничества Чайльд Гарольда» – поэмы, которая принесла молодому поэту мировую известность.

«Паломничество Чайльд Гарольда» занимает особое место среди про- изведений Байрона. Эта поэма с большой и злободневной общественной темой, проникнутая глубоким лиризмом. «Паломничество Чайльд Гароль- да» – не только рассказ о судьбе романтического героя, но политеческая поэма. Жажда политической свободы, ненависть к тирании составляют главное ее содержание.

Чайльд Гарольд стал нарицательным именем романтического героя, молодого человека, разочарованного, неудовлетворенного и одинокого. Он не верит ни в возвышенные чувства, ни в привязанности; по его мне- нию, нет ни истинной любви, ни истинной дружбы. Причина разочарова- ния Чайльд Гарольда – столкновение с обществом. Общество становится для Чайльд Гарольда тюрьмой, а жизнь в Англии страшнее ада:

Он звал печаль, весельем пресыщен,

Готов был в ад бежать, но бросить Альбион.

Чайльд Гарольд отправляется в путешествие. Прощаясь с родными бе регами, он испытывает горе разлуки, но безрадостно его прошлое, у него нет надежды и на будущее:

Мне ничего не жаль в былом,

Не страшен бурный путь,

Но жаль, что, бросив отчий дом,

Мне не о ком вздохнуть.

В первых двух песнях мы видим героя в Португалии, Испании, Алба- нии и Греции – в тех странах, где побывал Байрон. Чайльд Гарольд жаж- дет личной свободы и, не находя ее в окружающем его мире «богатств и жалкой нищеты», мечтает об одиночестве. Он избегает людей, уходит да- леко в горы, слушает плеск морской волны, его восхищает разбушевав- шаяся стихия. Лишь простые люди, мужественные и свободолюбивые, привлекают к себе Чайльд Гарольда. С особой теплотой вспоминает он о сынах Албании. Албанцы – суровый и отважный народ, они надежны в дружбе, гостеприимны:

В суровых добродетелях,

Албанец твердо свой закон блюдет.

Он горд и храбр, от пули не бежит он,

Без жалоб трудный выдержит поход.

Он – как гранит его родных высот:

Храня к отчизне преданность сыновью,

Своих друзей в беде не придает

И, движим честью, мщеньем иль любовью,

За нож хватается, чтоб смыть обиду кровью.

Чайльд Гарольд неудовлетворен жизнью, но протест его пассивен: он размышляет о причинах своего недовольсва, но не стремится вмешаться в жизнь, принять участие в освободительной борьбе.

И постепенно, по мере развития сюжета поэмы, образ Чайльд Гароль да все решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и не- способного бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и бо- льше заслоняют полные драматизма исторические события, в которых сам автор начинает выступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный их участник. В поэме появляется второй, не менее важ- ный образ – образ борющегося народа.