Теперь поговорим о князе Мышкине. В чистоте его помыслов и наивности взглядов не приходится сомневаться не на один миг. Правда, у него нет «высокой цели», подобно герою «Хитроумного идальго…», но есть бесконечное сострадание и христианское всепрощение. Та наивность, с которой он без гроша в кармане приходит в дом к Епанчиным, или делает предложение Настасье Филипповне говорит о чистоте его молодой души и о не испорченности светом. Он нравится всем, не смущает даже болезнь, в которой он сам нередко признается. Обаяние чистоты и правды привлекает к князю множество сердец. Даже неприступная, гордая Аглая не остается равнодушной к Мышкину. Мне кажется, ее покоряет его необычность, особенно в сравнении с почитателем красавицы, Гаврилой Ардалионычем. Даже увлеченность князя Настасьей Филипповной играет на пользу любви Аглаи. Похоже, она единственная, кому в душе жалко несчастную женщину. Недаром, практически в конце романа, красавица Епанчина идет на встречу с последней. По моему мнению, Аглая в общем – то похожа на Настасью Филипповну, в обеих женщинах как – будто сидит дьяволенок, обе горды, но и обе несчастны. Если бы когда –либо, Аглая пережила трагедию, постигшую душу и тело Настасьи Филипповны, я думаю, ее судьба сложилась бы так же как и у нее. Такое сходство женщин и привлекает Мышкина к ним обоим. Даже трудно сказать, кого на самом деле князь любит больше. В процессе чтения романа, у меня сложилось впечатление, что все же больше он любит Аглаю. Чувство, испытываемое им к ней, больше похоже на любовь. Но и к Настасье Филипповне князь испытывает огромное чувство. Здесь все совсем сложно, влечение к ней как к женщине переплетается с огромной жалостью к ее несчастной судьбе и предчувствием неумолимого рока, висящего над этой женщиной. Мышкин уверен, что без него, а в особенности с Рогожиным, Настасья Филипповна погибнет. Как выясняется, он оказывается прав. Но и Аглая гибнет без него. Конечно, не так скоропостижно, но так же безысходно и одиноко. Окончательное помешательство князя бросает ее в омут. Вопреки воле родителей, Аглая выходит замуж за польского графа – эмигранта, а вскоре еще и становится членом какого – то заграничного комитета по восстановлению Польши и принимает католичество. Конечно, с самого начало ясно, что несмотря на взаимную симпатию Мышкин и Аглая никогда не будут вместе. Слишком много между ними различий и горя. Да и с Настасьей Филипповной князю невозможно было быть. Предыдущая жизнь несчастной женщины и ее благородство заведомо перечеркивали всякую возможность счастливого исхода. Настасье Филипповне стало проще продаться Парфену Рогожину за сто тысяч и уехать с ним, чем сломать жизнь и погубить душу наивного Мышкина. Еще и внутреннее благородство объединяет Настасью Филипповну и Аглаю. Их мировосприятие схоже. Если первая бросается в омут развлечений, денег и кутежей, то вторая, как я уже отмечала выше, отдает всю силу своей души католической вере и борьбе за независимость и восстановление Польши. Таким образом, князь любит обеих женщин, но разной любовью.
В «Идиоте» описан сильнейший эпилептический припадок главного героя, чуть не стоявший ему жизни, но в то же время, и спасший ему жизнь. Я имею в виду неудачное покушение Рогожина. Так и первая часть «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» заканчивается указанием о его смерти. Однако, автор преподносит это таким образом, что читатели не относятся к этой смерти всерьез, ожидая новых встреч с наивным героем.
Вторая часть «Хитроумного идальго…» несет на себе некий отпечаток зависимости главного героя от воли других людей. Также и вторая половина «Идиота» делает Мышкина скорее пассивным наблюдателем происходящих событий, чем активным участником, которым он был в начале повествования.
У Сервантеса, хитрый оруженосец Дон Кихота Санчо Панса внушает своему рыцарю, что повстречавшаяся ими на дороге крестьянка на ослице, не кто иная, как Прекрасная Дама и покровительница храброго сердца Дон Кихота, Дульсинея Тобосская, заколдованная злыми волшебниками. Тем самым, Панса добивается того, что все последующее время рыцарь посвящает мыслям о том, как ему расколдовать свою Даму. А у Достоевского, влюбленный князь следит за развитием ситуации как с Настасьей Филипповной, так и с Аглаей. Даже о запланированной встрече двух женщин, Мышкин узнает практически в последнюю минуту.
Одним из центральных эпизодов второй части приключений Дон Кихота, является его спуск в пещеру Монтесиноса. Где, то ли в настоящем, то ли в вымышленном сне он оказывается в окружении множества героев рыцарских романов. По словам идальго, на дне пещеры, он становится свидетелем торжественной церемонии, посвященной выносу сердца храброго рыцаря Монтесиноса. Интересным эпизодом второй части романа становится встреча Дон Кихота со своей Дульсинеей. Когда она просит у него денег, предлагая в залог свою канифасовую юбку. Подобная, сугубо бытовая деталь, как и некоторые другие моменты романа, постепенно приводят нас к мысли о том, что устойчивость рыцарского мифа в голове героя, ослабла. И вскоре, реальный мир начинает восприниматься им не как некая таинственная, волшебная реальность, а как театр. К мысли о сходстве нашей жизни с театральной постановкой, Дон Кихот приходит после случайной встречи с труппой странствующих актеров. Особенно идея мира как театра заметна в части, посвященной пребыванию «рыцаря печального образа» и его оруженосца в герцогском замке. Веселые хозяева чертогов разыгрывают вокруг своих гостей великолепное театральное представление на сюжет придуманной Санчо Пансой истории о превращении прекрасной Дульсинеи. Параллельно, они принуждают рыцаря и его оруженосца играть написанные, причем не без их, правда, невольного участия, роли. Таким образом, реализуется мечта Дон Кихота, но насильственность и наигранность происходящего в замке, наводит на него глубочайшую тоску.
Так и у Ф.М. Достоевского, после неудачного предложения Настасье Филипповне руки и сердца, князь, по моему мнению, пребывает в постоянной, тревожной тоске. Конечно, его мир не рушится, подобно воображаемому миру Дон Кихота, но реалии жизни оказываются гораздо тяжелее любых фантазий.
Истинное разочарование героя «Хитроумного идальго…» в поставленной перед собой цели, наступает, как мне кажется, после встречи со стадом быков. И это разочарование ставит новую тему в романе - «жизнь и смерть». Сам Дон Кихот как нельзя лучше выражает свою мысль по этому поводу во фразе: «Я, Санчо, рожден, чтобы жить умирая…» Трагический финал второй части великого произведения подготовляется самим ходом событий, особенно поражением, которое терпит Дон Кихот на барселонском пляже во время поединка с рыцарем Белой Луны, обличие которого принимает один из односельчан сеньора Алонсо Кихано, бакалавр Самсон Карраско. Пообещав мнимому рыцарю, вернутся домой, поверженный Дон Кихот действительно пребывает в родное село, где после непродолжительной болезни и абсолютного исцеления от своего рыцарского помешательства, тихо умирает в своей постели, предварительно отрекшись от роли странствующего рыцаря.