Смекни!
smekni.com

Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина (стр. 4 из 4)

Франклин начинает перечисление своих моральных запове­дей с «воздержания», причем сразу становится очевидным, что он вкладывает в понятие воздержания отнюдь не средневеко­вый принцип аскетизма. Речь идет о праве человека удовлет­ворять свои материальные потребности, но в духе разумного эгоизма. Франклин учит, что чрезмерное насыщение пищей может принести вред пищеварению, т. е. Человеческому телу, а все, что вредно человеку, его организму, то, по Франклину, аморально. Таким образом, франклиновская идея «воздержа­ния» прямо противоположна средневековому аскетическому учению об умерщвлении плоти.

Второй моральной заповедью Франклин провозглашает «молчание», конкретизируя его требованием говорить только то, что может принести пользу мне и другим людям. Здесь опять-таки, не называя религии, Франклин в скрытой форме полемизирует с теологами, которые выше всего ценят религиоз­ные проповеди.

Третьей добродетелью Франклин провозглашает «порядок», подразумевая под ним систематичность и организованность человека в его занятиях. Он говорит далее о таких «доброде­телях», как «решительность», «бережливость» и т. д., причем в качестве особой самостоятельной добродетели называет «тру­долюбие». Не терять времени попусту, заявляет Франклин, быть всегда занятым чем-либо полезным, отказываться от каких бы то ни было ненужных действий — только при соблюдении этих условий человек вправе считаться действительно трудолю­бивым и моральным. Здесь Франклин не только критикует паразитизм феодалов и рабовладельцев, но и намекает на пара­зитизм церковников. Только в последней, 13-й «добродетели» Франклин как будто отдает дань религии, выдвигая требова­ния «подражать Иисусу». Однако тут же он в один ряд с Иису­сом ставит Сократа и таким образом рассматривает Иисуса Христа не как бога, а как историческую личность. Этим самым он снова использует свои принципы морали для борьбы с духо­венством.

Франклин сообщает в «Автобиографии» ряд характерных подробностей о борьбе за моральное усовершенствование и открыто признает, что не достиг в ряде случаев желательных успехов.

Подводя итоги своим рассуждениям о морали, Франклин чистосердечно заявляет, что у него нет и следа специфических догматов какого бы то ни было вероисповедания. «Я созна­тельно избегал их», — восклицает он.

В главе седьмой «Автобиографии» Франклин неожиданно для читателя заявляет, что он признает бессмертие души и считает, что бог непременно вознаграждает добродетель и на­казывает порок «или здесь, или в загробной жизни». Это поло­жение свидетельствует о том, что Франклин, вступая в проти­воречие со своими предшествующими формулировками, делает уступку религиозной морали. Однако он и тут не может не критиковать официальных догматов церкви. Утверждение, что вознаграждение добродетели и наказание порока возможно или на земле, или в загробной жизни, дает возможность оспари­вать ориентировку церкви на потусторошщй мир. Фраиклин как бы заявляет: кто хочет, пусть ориентируется на загробную жизнь, но люди вправе вознаграждать добродетель и наказы­вать пороки здесь, на земле, причем большинство людей стоит именно на этой, а не на религиозной точке зрения. Большин­ство людей, заявляет Франклин, «действует не из альтруисти­ческих соображений», т. е. Руководствуется не верой в бога и в загробную жизнь, а личными интересами, причем наиболее передовые из них с самого начала рассматривают свои инте­ресы как одно целое с интересами родины.

В многочисленных трудах Франклина по вопросам морали (почти все они опубликованы в настоящем издании) содержится немало устаревших, наивных положений. Иногда Франклин одобрительно высказывается о капиталистическом накопле­нии, а в связи с этим и о буржуазном стяжательстве. Однако при всех этих пороках и недостатках, свойственных буржуазным просветителям, он все же стоит впереди многих других своих прогрессивных современников.


Среди огромного творческого наследия Франклина (включающего политические трактаты, философские эссе и притчи, сатирические памфлеты, естественнонаучные труды) особое место занимает «Автобиография» (1771-89; 1-е полное издание на английском языке 1868), признанная классикой американской литературы. Развивая идею нравственного совершенствования, Франклин выделил 13 добродетелей, к которым должна стремиться личность: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.

Не слу­чайно поэтому передовые, просветительские идеи Франклина, его выступления в защиту международного сотрудничества в интересах общественного прогресса пользовались особым поче­том у передовых представителей русской общественной мысли. Франклина ценили в России и как великого ученого, и как ди­пломата, и просто как человека с высокими моральными каче­ствами.

Список литературы.

1. История американской литературы. Изд-во Академии Наук СССР, М., 1947.

2. История всемирной литературы. «Наука», М., 1988.

3. Вениамин Франклин. Избранные произведения, «Политическая литература, М., 1956.

4. Ресурсы сети Internet.