Но пафос социального обличения не ограничивает теперь художника в разносторонней обрисовке характеров персонажей. В дневнике периода работы над «Хаджи-Муратом» находится очень важная запись: читая Чехова, Толстой понял, какую яркость приобретают характеры от «смело накладываемых теней», и собирался применить этот способ к образам своей повести.
Вообще, рисуя в «Хаджи-Мурате» (как и в пьесе «Живой труп», повести «Отец Сергий») остроконфликтную, драматическую ситуацию. Толстой не отказывается от пристального интереса к индивидуальным чертам характера, главным и второстепенным, сильным и слабым. У Хаджи-Мурата это жажда жизни, смелость, решительность, предприимчивость, глубокая любовь к семье, детская непосредственность и добродушие, соединенные с гордым сознанием своего достоинства.
В русской литературе конца XIX — начала XX в., несомненно, Толстому принадлежит первое, главенствующее место. Его авторитет — не только как писателя, но как выдающейся, несравненной личности — был громадным. Общеизвестны суждения на этот счет Чехова, Горького, Куприна, Бунина, многих зарубежных писателей — Р. Роллана, Т. Манна, Дж. Голсуорси и др. Гениальный художник, великий социальный критик, Толстой сохраняет свое живое значение для всей мировой действительности нашего времени.
Список литературы
1. Литературное наследство. «Толстой и зарубежный мир». М., «Просвещение», 1965.
2. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, М., «Правда», 1952.
3. Роллан Р. «Жизнь Толстого». Собр. соч., М., 1954, «Комета».
4. Страхов Н. Н. «Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом». СПб, «Невский проспект», 1887.
5. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М., «Правда», 1953.
6. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 12-ти т. М., «Правда», 1987.
7. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма, М., «Голос», 1961.
8. Храпенко М. Б. «Лев Толстой как художник». М., 1971, «Прогресс».
9. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1947, «Просвещение».
[1] Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 10, М., «Правда», 1952, с. 179
[2] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма, т. 2, М., «Голос», 1961, с. 241, 247, 232.
[3] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 т., т. 3, М., 1947, «Просвещение», с. 422-423.
[4] Храпенко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1971, «Прогресс», с.316.
[5] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 53, М., «Правда», 1953, с.185.
[6] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 46, М., «Правда», 1953, с. 67.
[7] Некрасов Н. А. Полн собр. соч. и писем, т. 10, М., «Правда», 1952, с. 205.
[8] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 5, М., «Правда», 1953, с.262.
[9] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, М., «Голос», 1961, т. 2, с. 297.
[10] Литературное наследство, т. 75. Толстой и зарубежный мир. М., «Просвещение», 1965. Кн. 1, с. 52-53.
[11] Роллан Р. Жизнь Толстого. – Собр. соч., т. 2, М., 1954, «Комета», с. 237.
[12] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 48, М., «Правда», 1953, с.48.
[13] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953, с.100.
[14] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 62, М., «Правда», 1953, с.130.
[15] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953, с.284-285.
[16] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953, с.269.
[17] Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. СПб, «Невский проспект», 1887, с. 451-452.
[18] Роллан Р. Собр. соч., т. 2 , М., 1954, «Прогресс», с. 312.
[19] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 52, М., «Правда», 1953, с.6.
[20] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 53, М., «Правда», 1953, с.69.