Смекни!
smekni.com

Интерпретация мифологического образа русалки в сказке Х-К Андерсена Русалочка (стр. 8 из 9)

Ученик: - Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.

«У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она может, только если ее полюбит человек. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами… Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу. Ты же, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!»[19]

Учитель: - Так что же такое любовь? В чем ее сила?

Учитель: - Ученик: - Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

Домашнее задание к следующему уроку: просмотреть статью «Русалка» в мифологическом словаре.


5.2. Урок 2

Тема урока. Русалка Андерсена и русалки в европейской мифологии.

Цель урока. Показать, что Андерсен заимствовал лишь некоторые черты русалок из европейской мифологии.

Задачи урока.

Познакомить учащихся с мифологическим образом русалки.

Учить умению анализировать и сопоставлять предлагаемые образы.

Продолжать формировать умения работы с текстом художественного произведения.

Ход урока

У.- На прошлом уроке мы говорили с вами об Х.-К. Андерсене и его сказке “Русалочка”. У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Но, несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

А сегодня мы поговорим о мифологическом образе русалки и попытаемся сопоставить русалочку Андерсена и русалку в мифологии.

Учитель: - Ребята, а кто из вас знает, как еще разные народы называют русалку?

Ученик: - Водяная, шутовка, чертовка.

Учитель: - Существует множество названий русалок. Также ее называют и купалкой, и лешачихой. А еще есть специальные названия особых названий русалок:

Мавки – злые духи, в них превращаются умершие до крещения дети. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности;

Ундины – прекрасные девушки, выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением они завлекают путников вглубь, могут погубить или сделать возлюбленными в подводном царстве;

Вилы – очаровательные девушки с распущенными волосами, но, в отличие от ундин, они имеют еще крылья и волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись.

Учитель: - Вспомните русалочку Андерсена. Она живет во дворце на морском дне. У нее, как мы помним, своя собственная семья. Но люди признают русалками женщин, умерших неестественной смертью, т. е. утопленниц, удавленников и т. д.

В вопросе происхождения русалок у Андерсена и в фольклоре мы видим явное расхождение.

Учитель: - Ребята, сегодня ваша задача по ходу нашего разговора заполнить сравнительную таблицу, которая лежит у вас на столах.

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок
2. Местонахождение русалок
3. Внешний вид русалок
4. Занятия русалок
5. Отношение к человеку

Мы вместе заполним первую графу в таблице, остальные же вы заполните сами по ходу разговора.

Учитель: - Итак, что мы можем записать в графу “происхождение русалок”?

Ученик: - Русалка Андерсена – дочь морского царя, а мифологическая русалка – это женщина, умершая неестественной смертью.

Учитель: - Заносим наши наблюдения в таблицу

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок
3. Внешний вид русалок
4. Занятия русалок
5. Отношение к человеку

Учитель: - Как вы думаете, где живут русалки?

Ученик: - Русалки живут в воде.

Учитель: - Да, издавна люди считают русалок речными девами, но они не живут в одном месте. Их можно встретить и в лесу, и в поле. Летом они живут на плакучей березе или иве, склонившейся над водой. Ночью, они качаются на ветвях, днем резвятся, заманивают и завлекают путников. Иногда они заглядывают в дома, приходят мыться в бани. А зимой, говорят, русалки поднимаются вверх и живут на облаках.

Учитель: - Где же живут наши русалки и чем они занимаются?

Ученик: - Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки.

Учитель: - Верно. Не забывайте заполнять таблицу.

Учитель: - Ребята, вот мы представляем русалку прекрасной женщиной (только с рыбьим хвостом), молодой, необыкновенной. Но бывает еще и старые, безобразные русалки.

У русалок есть царица, без дозволения которой ни одна русалка не может не только погубить, но даже запугать человека. Люди очень боялись русалок. Когда какой-то человек встречал на своем пути русалку, он ужасно пугался. Но и русалка боялась некоторых вещей, с помощью которых человек мог отогнать ее от себя. Например, русалка никогда не нападет на человека, если у него на груди крест. Так же она не любит полынь. Если увидишь русалку и на вопрос: “Что у тебя в руках?” скажешь “Петрушка”, то она ответит: “Ты ж моя душка” и защекочет до смерти. Если же скажешь: “Полынь”, то она ответит: “Чур тебя, сгинь!” и сама исчезнет. Таков мир русалок.

Учитель: - Посмотрим на нашу таблицу. Что получилось?

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку Запугивает, губит Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Учитель: - Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

Вывод: русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне, да и только мы узнали о русалках, мавках, у которых спины нет вовсе, а вилы отличаются от других крыльями. Мифологическая русалочка не имеет души, ее любимое занятие – причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. Поэтому можно предположить, что Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки.

Учитель: - Изменилось ли ваше представление о русалках и отношении к ним после сегодняшнего урока?

Ученик: - (Одно из мнений). Я узнала много нового, но мне ближе андерсеновская русалочка.

Ученик: - (Одно из мнений). А я представлял себе русалку именно как нечистую силу, злой дух, а сказка Андерсена для меня так и осталась сказкой.

6. Заключение

Древние мифологические верования, потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично сохраняет ее мифологические черты и возможности. Но вместе с тем мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она жертвует ради счастья принца своей жизнью.

Отталкиваясь от языческой мифологии, Андерсен утверждает ценности и идей христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую нравственную силу во всем мире, независимо от того, реален или фантастичен этот мир. И такие метаморфозы в сказках Андерсена происходят не только с одной русалочкой. Любые мифологические персонажи, будь то гномы, снежная королева, ледяная дева, приобретают под пером писателя индивидуальные характеры и судьбы, становятся похожими на людей, наделяются человеческими мечтами и желаниями. Мифологические сказочные образы переосмысляются писателем, используются им для художественного перевоплощения таких важных для него нравственных идей, как идей гуманизма, душевной чистоты и бескорыстной и преданной любви.


7. Литература

Андерсен Х.-К. Сказки и истории. Т. 1. Ленинград, «Художественная литература», 1969.

Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе (к 100-летию со дня смерти). – В сборнике: Детская литература. Москва, «Детская литература», 1975.