Смекни!
smekni.com

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия (стр. 15 из 19)

Как общеизвестно в данный временной период активно развивается русская поэзия, формируются крупные и значимые поэтические направления. Изучение творчества Некрасова не могло пройти мимо этих направлений. Особое внимание рассматриваемому нами творчеству уделили символисты. Также следует сказать, что время на рубеже веков – время постоянного поиска в области поэзии. Именно этот поиск мотивировал разнообразность подхода к рассмотрению феномена поэзии Некрасова. В своих произведениях А. Белый и В. Брюсов упоминали о творчестве Некрасова, в общем, и о его произведениях 1870-х годов, к которым относится и рассматриваемое нами "Уныние" в частности. Применительно к творчеству Некрасова 1870-х годов символисты говорили об этом поэте как о замечательном художнике. Оценки данного периода творчества Некрасова в их творчестве имеют большую долю субъективизма, свойственного последователям символизма. Так же в их критических оценках большое внимание уделяется внутреннему миру поэта и тому, как он проявляется в произведениях 70-х годов, элементам самоанализа, который осуществляет Некрасов, в том числе и на страницах малой поэмы "Уныние". В критических оценках произведений Некрасова 70-х годов Брюсовым и Белым наблюдается сильная тенденция подтянуть его творчество к символизму. Так же в этих оценках можно отметить абсолютное неприятие реалистического начала некрасовской поэзии.

Именно символисты впервые оказали сочувственное внимание к Некрасову как к «печальнику горя народного». Здесь следует отметить, что культура символизма и декаданса строилась абсолютно не других принципах, нежели поэзия Некрасова.

Д. Мережковский, как мы уже отмечали в начале работы, оказался одним из первых, кто в новой культурной обстановке обратился к проблеме наследования русской классической литературы, в том числе Некрасова. Мережковский одним из первых решительно отверг образ Некрасова как «поэта-гражданина». Он одним из первых выделил вечную сторону в творчестве поэта. Он отмечал в предыдущих исследованиях Некрасова, что в них совершенно упущено из виду, что есть другой Некрасов – Некрасов – идеалист. Д. Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально-политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира. Именно этот подход во многом связан с особенностью рассматриваемой нами «исповедальной» лирики Некрасова, в том числе поэмой «Уныние».

Интересной для нашей работы является публикация В. Е. Евгеньева-Максимова "Предсмертные думы Некрасова", в которой он анализирует психологическое состояние поэта в последнее десятилетие своей жизни. Автор анализирует психологические процессы во внутреннем мире Некрасова. Особое внимание уделяется идейно-стилевому и содержательному элементу творчества поэта в последний период его жизни.

1917-1940 года.

Граница начала данного временного периода мотивирована революцией 1917 года и последующими за ним коренными изменениями в государстве. Смена власти породила смену идеологии, а та в свою очередь породила смену взглядов общества на литературу. В начале период происходит активная идеологическая борьба за наследие классиков. Заканчивается формирование "марксиско-ленинского" понимания литературы. Вплоть до 1920 года не наблюдается публикаций по интересующей нас теме.

Начало 20-х годов ознаменовано полным установлением коммунистической идеологии в советском обществе, в частности, с этого момента все основные литературные процессы, как-то литературоведение и критика, в России проходят в соответствии с этой идеологией. Основополагающими документами, определившими развитие литературной критики на долгие годы, становятся постановления и резолюции ЦК. Ведущими из них становятся: Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г "О политике в области художественной литературы" и Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - главное содержание данных нормативных документов это классовая борьба на литературном фронте. Так же во многом определяющим для литературной критики стало выступление А. А. Жданова на Первом съезде писателей в 1934 году, где оратор отметил необходимость критического освоения литературного наследия прошлого для развития советской литературы.

Развитие некрасоведения с начала 20-х годов проходит с целью "дать советскому читателю новое издание некрасовских стихотворений". В направлении этого важной тенденцией в области исследования Некрасова является работа по публикации ранее неизданных или изданных «с купюрами» произведений. На данном этапе в работе по исследованию Некрасова активно действует К. И. Чуковский, именно под его редакцией выходит однотомное издание стихов в 1920 году. В этот сборник и было впервые в полном виде включена поэма "Уныние". Собирание малоизвестных и выявление новых текстов Некрасова в 20-е годы проходит очень успешно, что приводит к публикации в 1930 году пятитомного сборника.

В 1922 году Пушкинский дом осуществляет выпуск сборника ранее неизданных материалов, посвящённых Н. А. Некрасову. В работе публикуются многочисленные варианты черновых записей Некрасова, в частности наброски и варианты чернового автографа поэмы "Уныние". При подготовке издания специалистами Пушкинского дома была проделана огромная работа по обработке документального материала.

Кроме работы над текстами Некрасова исследуется и биография поэта. В 1932 году публикуется работа Н. Ашукина , в которой автор в хронологическом порядке повествует о жизни поэта. В частности в работе имеется упоминание о пребывании Н. А. Некрасова в имении Чудовская Лука в 1870-х годах, где и создавалось "Уныние". В данной работе отмечается об особом состоянии поэта в конце жизни – стремление к подведению итогов и страдания от болезни.

Всплеск интереса к творчеству Некрасова произошёл в юбилей 1938 года, что проявилось в ряде монографических работ посвящённых поэту. Особого внимания заслуживает работа А. Еголина и сборник статей под его редакцией. Главное содержание этих публикаций - общая оценка творчества Некрасова. Интересным для темы нашей работы являются размышления по поводу унылого настроения в произведениях Некрасова 70-х годов. Еголин пытается развенчать мнение о том, что творчество Некрасова последних лет жизни - это творчество "гения уныния". Для Еголина поэзия Некрасова данного временного периода, не просто скука, а "отражение печали под внешним гнётом" (29:74). Главная идея Некрасова, по мысли исследователя - осознание несбыточности мечты увидеть свою родину свободной при жизни. Именно эта идея и порождает особое настроение поэта на закате жизни, что по мысли исследователя и выливается в поэму.

В данный период также происходит работа над анализом стиля произведения Некрасова, в том числе над стилистикой произведений последнего десятилетия жизни автора. Исследователи отмечают, что в 70-е года в творчестве Некрасова происходит смешение литературного и художественного стилей. Особого внимания здесь заслуживает работа С. В. Касторского "Некрасов и Фет", в которой автор сравнивает лирику Фета с произведениями Некрасова последнего десятилетия творчества с точки зрения лексики, поэтики, размера стиха.

В 1939 году под редакцией Р. П. Маториной происходит публикация рукописей Н. А. Некрасова, среди которых имеют место рукописи поэмы "Уныние".

1941-1955 года.

На фоне Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в сознании нации происходит подъём патриотических настроений. Данное явление непосредственно отражается и на литературных исследованиях. Главным аспектом исследований становится патриотическое начало в произведениях, не избегает этой тенденции и некрасоведение. Публикуются произведения Евгеньева-Максимова "Патриотичность и героические мотивы в поэзии Некрасова" 1942 г и Еголина "Некрасов и Родина" 1942, "Великий русский народ в поэзии Некрасова" 1945. В период войны не создаются работы связанные с исследуемой нами темой.

Определённые изменения по отношению к исследованию Некрасова происходят после публикации в начале 50-х доклада А. Жданова, в которых он указывал на необходимость и важность освоения традиций и творчества революционеров-демократов, в том числе и Н. А. Некрасова .

В начале 50-х некрасоведение развивается по двум основным направлениям:

1.Собирание материалов, выявление новых рукописей и документов.

2.Создание работ обобщающего характера, разработок отдельных проблем и вопросов творчества.

В процессе данной работы было выявлено множество стихотворений и прозаических текстов, в частности тех, чья принадлежность перу Некрасова не была ранее доказана.

Применительно к основной проблеме нашей работы следует сказать, что именно в результате этих исследований А. Я. Максимович опубликовал прозаический набросок "Заметка о мысли в поэзии", помещённый не полях рукописи "Уныния".

В 1944 под редакцией Еголина издаётся сборник критических статей о Некрасове, где имеют место критические упоминания о произведениях Некрасова 70-х годов в охотничьем имении Чудовская Лука. Данные упоминания носят общий характер и прямого отношения к поэме "Уныние" не имеют.

В конце 40-х - начале 50-х происходит большая текстологическая работа, с целью создания "Полного собрания сочинений и писем", во главе, которой стоят Чуковский и Максимович. Производится выверка всех текстов, включённых в собрание, создаются комментарии.