В 1971 году в цикле «Жизнь замечательных людей» выходит книга В. Жданова «Некрасов» в этой книге автор рассматривает прежде всего биографию поэта. Обращаясь к последнему периоду творчества поэта автор отмечает особое влияние на характер произведений Некрасова стремления «свести итог» своей жизни. Именно этот факт является, по мнению исследователя доминирующим в лирических произведениях этого периода. Также стремление анализировать свою жизнь толкает Некрасова к обращению к прошлому, сопоставлению прошлого и современности. Жданов отмечает сложное переплетение личного и общего, а так же особое обращение к молодёжи в этих стихах. По мысли Жданова – «большое итоговое стихотворение «Уныние» насыщено воспоминаниями о своей жизни» (ЖЗЛ 463). Исследователь отмечает отражение в «Унынии» трудности жизни Некрасова, а также обращение поэта к читателю как к единственному праведному судье.
Так же в этом году выходит серия литературных мемуаров «Николая Алексеевич Некрасов в воспоминаниях современников» в которой присутствуют воспоминания близких людей о последнем периоде жизни Некрасова: его болезни, духовном состоянии, написанных и задуманных произведениях. Также в книге имеются упоминания о написании поэмы «Уныние» в 1874 году, но о ней упоминается как о факте, анализ или критика произведения отсутствуют.
В 1977 году публикуется работа М. Бойко "Лирика Некрасова". В данной работе автор выделяет особый мотив вины в ряде лирических произведений Некрасова, в том числе в малой поэме "Уныние". Он отмечает, что этот мотив всё-таки звучит с редким постоянством в творчества поэта. В поэме "Уныние" это звучит следующим образом:
Измученный, тоскою удручённый,
Жестокостью судьбы неблагосклонной
Мои вины желаю объяснить
Исследователь объясняет это взглядом поэта в глубину самого себя, беспощадным анализом сложившейся духовной ситуации.
В 1981 году выходит книга Г. Краснова «Последние песни». В данной публикации автор обращается к последнему периоду творчества Некрасова и произведениям, написанным в данное время. Краснов отмечает интерес Некрасова к созданию собственной лирической биографии в этот период связывая это с замыслом 1860-х годов. В отношении поэмы «Уныние» исследователь говорит о ведущем чувстве вины Некрасова перед единомышленниками после публикации «муравьёвской оды». Некрасов постепенно отвергает суд «остервенелой толпы» и ищет себе объективного судью – читателя. По мысли Краснова «Уныние» - и есть обращение Некрасова к читателю как к судье. Некрасов в этот период уже отвергал своих современников как объективных судей, и обращался за судом, пониманием и оценкой к читателю. По оценке Краснова характер «Уныния» как «поэтической исповеди Некрасова» (Краснов: 26) свидетельствует о силе духа поэта, уверенности в своих поступках, идеалах.
Подводя итог данного материал можно сказать, что изучение произведения Некрасова «Уныние» проводилось с момента его опубликования до сегодняшнего дня. На протяжении всего этого времени к данной поэме обращались различные исследователи с различными подходами, что в свою очередь приводило к различным результатам. На основании анализа существующих научных исследований можно сказать, что подход к поэме Некрасова «Уныние» с точки зрения исповедальных мотивов в творчестве поэта является малоиспользуемым в литературоведении и критике.
§ 3. Основные элементы исповедальности в поэме Н. А. Некрасова «Уныние».
В нашей работе мы уже рассмотрели, проблему исповедальных мотивов в творчестве Некрасова, её основы, составляющие, также мы проследили основные вехи в развитии некрасовской исповедальности. Теперь мы обратимся к поэме 1874 года «Уныние» как к вершине, квинтэссенции исповедальных мотивов в творчестве Некрасова.
Одним из факторов влияющих на исповедальный мотив данного произведения является, безусловно, внутренний мир поэта, его духовное и физическое состояние на момент написания произведения. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, для Некрасова 1870-х годов характерно настроение исповедальности и подведения итогов, что обусловлено главным образом его болезнью и ожиданием смерти. Именно это – главная причина анализа поэтом своей жизни, подведения итогов:
Приходит он к отжившему полвека
И говорит: «Оглянемся назад,..
Приходит к нам нежданная забота
Свести итог...
Явлением очень тесно связанным с мотивом исповедальности в рассматриваемой нами поэме, является воспоминание о прошлом, обращение к прошлому, ностальгия об ушедшем и невозможность его возврата:
Сгорело ты, гнездо моих отцов!
Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул…
Известно, что любая исповедь является к кому-то адресованной. Исповедующийся человек всегда обращён в своей исповеди к какому-либо «объекту»: Богу, близкому, дорогому человеку. Единственное, что должно быть обязательным в выборе этого «объекта» - это абсолютный и непререкаемый авторитет его в глазах исповедующегося. Исповедующийся должен обязательно верить тому, кому он исповедуется. В контексте этого особым явлением в исповедальной поэзии Некрасова последних лет жизни является адресат его исповеди, тот к кому он обращается. Этим адресатом является читатель. Именно он, по мнению поэта, является наиболее объективным «оценщиком». Как мы уже отмечали, подобное явление стало развиваться после кризиса поэта конца 1860-х годов, когда Некрасов разуверился в объективности своих современников. Подобное явление проходит через всю поэму «Уныние»:
Я сам себя, читатель, нахожу…
… я томлюсь,
Читатель мой, мучительным недугом.
Читатель является для Некрасова 1870-х годов непререкаемым авторитетом, самым объективным «оценщиком» жизни, творчества поэтов его поступков. Именно читатель, как мы уже говорили, является непосредственным адресатом некрасовской исповеди, более того, читатель становится для поэта в этот период особенно близким человеком, другом, а именно друзьям, близким людям, как правило, как мы уже отмечали, и адресуется исповедь:
А может быть, мен знать даёт,
Друзья мои, пятидесятый год.
Рассматривая характер взаимоотношений исповедующегося поэта и адресата его исповеди – читателя можно заметить явление «солидаризации» - соединения автора и читателя, стремление к соразмышлению, содействию:
Приходит к нам нежданная забота…
Читатель мой…
Друзья мои…
…ты быть умеешь другом
Поэта и читателя в этом произведении связывают особые интимные отношения. Поэт полностью раскрывает душу, уставшую от нападок современников, читателю. Некрасов надеется, что читатель со своей, новой точки зрения, с точки зрения иного положения, других лет взглянет на жизнь поэта и поймёт его:
Я им с тобой: ты быть умеешь другом,
Довериться тебе я не боюсь.
Помимо читателя в поэме Некрасова присутствует и другой «оценщик» его жизни - собственная совесть. В поэме Некрасов обращается к «жестокому богу совести»:
Жестокий бог! Он дал двойное зренье
Моим очам…
Также как мы уже отмечали в предыдущих главах, исповедь Некрасова носит особый характер – исповедальность сочетается с мотивом суда. Если в обычной практике исповедь предполагает, как правило, духовную поддержку, сострадание со стороны адресата исповеди, то у Некрасова положение существенно изменено. В творчестве Некрасова 1870-х годов мотив исповеди очень тесно связан с мотивом суда, который также характерен для творчества Некрасова после 1866 года. Поэт обращается не за поддержкой и состраданием, а за тем, чтобы его объективно и бесстрастно «судили» и именно главнейшим судьей, поэт видит своего читателя:
Но мой судья – читатель-гражданин
Лишь в суд его храню слепую веру…
Здесь мы видим окончательное разочарование Некрасова в своих современниках, их точке зрения, оценке. Поэт не доверяет людям своего времени за их непонимание, жестокость. Эту жестокость, стремление «добить» уже надломленного, упавшего Некрасов демонстрирует в поэме:
Я наблюдал жестокий пир шмелей,
А конь дышал все реже, все слабей.
Как вкопанный стоял он час — и боле,
И вдруг упал. Лежит недвижим в поле...
Над трупом солнца раскаленный шар
Да степь кругом. Вот с вышины спустился
Степной орел; над жертвой покружился
И царственно уселся на стожар.
В досаде я послал ему удар,
Спугнул его, но он вернется к ночи
И выклюет ей острым клювом очи...
Подобное отношение современников к уже и без того поверженному человеку, его травля, можно отметить и в более раннем произведении Некрасова – «Медвежья охота»:
Ты, думаю, охоту на двуногих
Застал еще в ребячестве своем.
Слыхал ты вопли стариков убогих
И женщин, засекаемых кнутом?
(Медвежья охота)
Говоря об исповедальности поэмы «Уныние» следует отметить настроение, с которым автор анализирует свою жизнь, подводит итоги. Настроение это – настроение грусти, печали, уныния. Некрасов сожалеет об ушедшем, сожалеет о своих поступках:
«Я даром жил, забвенье мой удел,..
… Прости меня страна моя родная:
Бесплоден труд, напрасен голос мой!..
Именно подведение итогов своей жизни как «бесплодных» усугубляет кризис в душе поэта. Это в совокупности с болезнью и ожиданием смерти пропитывает творчество поэта 1870-х годов и порождает настроение, «недуг», созвучный с названием поэмы – «недуг» уныния:
Мне совестно признаться: я томлюсь,
Читатель мой, мучительным недугом.
Чтоб от него отделаться, делюсь
Я им с тобой: ты быть умеешь другом,
Довериться тебе я не боюсь.