Также интересна авторская установка на воплощения биографической реальности в творчестве. Некрасов предлагает несколько вариантов данного решения. Во-первых – статическое авторское определение сущности и судьбы персонажа. Во-вторых – активный процесс ценностного самоопределения героя.
Подводя итоги данной главы можно сказать, что одним из ведущих мотивов в творчестве Некрасова является мотив исповеди. Исповедь для Некрасова – очень широкое, ёмкое и важное понятие, которое является доминирующим во множестве его произведений. Исповедальность – это своеобразный принцип лирических произведений Некрасова. Исповедальность тесно переплетается с автобиографичностью и лироэпическим характером творчества. Своим творчеством Некрасов создаёт особую поэзию, не имевшую ранее аналогов по своеобразию точки зрения, особому «объёмному» взгляду, масштабу охвата лирического материала, отсутствию наигранности, искусственности, наличию специфических, индивидуальных жанровых лироэпических форм. Огромную роль в особой, исповедальной лирике Некрасова сыграл эффект «сближения» героя и автора, особая автоцентричность.
Глава 2. Вехи «духовной биографии» Некрасова.
§ 1. Обретение исповедальности как «лирической позиции и лирического материала».
В нашей работе уже неоднократно высказывалось, что особенности лирики Некрасова – её автобиографичность, исповедальность и автоцентричность начали складываться уже с первых лирических опытов поэта. Интересным с этой точки зрения является уже первый сборник поэта – «Мечты и звуки». Многие критики, в том числе Белинский, сильно «браковали» подобные произведения, называя их «грехом молодости».
На «Мечты и звуки» появился вначале резким отзыв в «Литературной газете», затем сочувственные отклики в «Современнике» и в газете «Северная пчела».
«Литературная газета» писала: «Стихотворения г. Н. Н. принадлежат к числу таких произведений, которые поставляют журналиста в чрезвычайно затруднительное положение, когда являются к нему с требованием суда и приговора: об них решительно ничего не знаешь, что сказать, если хочешь, разбирая книгу, говорить именно об этой разбираемой книге; простыми «ни то ни се» отделаться не хотелось бы; положительно дурного, против чего могли бы восстать критики, в этих стихотворениях ничего нет; положительно хорошего, что заставило бы прилепиться к книге, усладило бы скуку журналиста, который должен читать волею-неволею, тоже ничего нет… …Каждое из этих стихотворений может быть напечатано на страницах журнала и не испортит журнала, хотя и не придаст ему особенного достоинства; но в том-то и заключаются особенности подобных г. Н. Н. поэтов… (38:40)
Хотя стихотворения первого сборника полны надуманного романтизма, сильной подражательности, уже в конце тридцатых годов Некрасов предпринял первую попытку «развернуть своё дарование» (40:21). В исследованиях определённой тенденцией является «отбрасывание» данных поэтических опытов и утверждение того, что автор сборника «Мечты и звуки» и позднейший Некрасов как бы два абсолютно разных человека. Но характер наших исследований позволяет не согласиться с подобным представлением. Обращение к этому раннему сборнику Некрасова является очень значимым для проблематики нашей работы. Осмысление первой книжки поэта даёт принципиально новое видение проблемы. Истоки новаторского подхода Некрасова к жанровой системе, проблематике, поэтике видятся нам в его первых поэтических опытах. Обращаясь к первому сборнику и рассматривая его в контексте творчества Некрасова можно назвать его «первой стадией» развития поэта.
Анализируя тематику и поэтику сборника «Мечты и звуки» можно отметить его крайнюю пестроту. Это можно рассматривать как определённую несамостоятельность авторского подхода, попытки «копировать» стихи из разнообразных популярных источников. Поэтика сборника является во многом характерной для лирики 1830-х годов, но в тоже время сопоставления сборника с поэзией, предшествовавшей ему, не выявляют ни одного случая «прямого следования юного автора за тем или иным произведением-образцом» (40:23).
Следует отметить, что значительная часть стихотворений сборника тяготеет к выражению мало совместимых настроений. Основываясь на этом можно выделить два основных, противоречащих друг другу настроения: гармоническое, миросозерцательное и рефлективное, аналитическое, пессимистически обличительное. Подобное явление можно мотивировать постепенным изменением идейных воззрений, определённым духовным переломом, произошедшим во время написания стихотворений. Этот перелом свёл Некрасова – юного мечтателя «на землю» с её отнюдь не идеальной действительностью. Этот перелом можно мотивировать несколькими фактами. Жизнь Некрасова в Петербурге столкнута «юного мечтателя» с реальностью – необходимостью зарабатывать деньги и другими реальными проблемами жизни. Многие современники отмечают определённый духовный кризис Некрасова в этот период жизни. Этот кризис мотивирован был, прежде всего, нехваткой денег и необходимостью «писать по заказу» для заработка. Сам Некрасов вспоминал это так: «Нанимал я квартиру... в нижнем этаже. Денег у меня не было никопейки. Пошел я в мелочную лавочку попросить в долг чайку. Купец оказался моим земляком — ярославцем и большим любителем чтения газет... Я объяснил ему, в чем дело, и так ему понравился, что он с удовольствием отпустил мне чаю и сахару. Но положение мое, однако, нисколько не улучшилось... При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою, у которых я был учителем. Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнёс его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти».
(Некрасов Н. А. В передаче Н. Успенского. "Из прошлого".// 38:35.)
Некрасов сам с большим пренебрежением относился к «литературной поденщине. Духовный кризис поэта усугублялся чувством одиночества, покинутости. Своё психологическое состояние, кризис в конце 1830-х годов Некрасов описал в письме к своей сестре Е. Некрасовой: «…Но что нужды! Зато я не буду иметь права жаловаться на жизнь, не буду глупцом в глазах других. Иногда, как теперь, я оглянусь назад, загляну в тайник души и верно ужаснусь, заплачу... Мне будет стыдно самого себя, но что делать... Что делаешь ты, милая сестра? Что думаешь ты? Я знаю твою глубокую душу... твой взгляд на все... а потому думаю, что тебе грустно, очень грустно в минуты немых бесед с собою... Я бы понял тебя, ты бы поняла меня, если б мы были вместе... а мертвые слова — безжизненные звуки... мне не высказать, не обрисовать чувства... они только хорошо умеют передавать людям обычную заученную прозу жизни. Грусть одиночества начинает чаще мучить меня. Я бы охотно приехал к вам, охотно бы отдохнул с вами...
(НЕКРАСОВ — Е. А. НЕКРАСОВОЙ , 9 ноября 1840 г.)
Как мы видим в конце 1830-х – начале 1840х годов в душе Некрасова произошёл сильный душевный перелом, который не мог не повлиять на его поэтическое творчество.
Возвращаясь к сборнику «Мечты и звуки» следует отметить несомненную эволюцию сознания автора, мотивированную как уже отмеченным ранее кризисом, так и возможно «влиянием на поэта пессимистически настроенного знакомого Некрасова – А. Глушницкого» (40:25). В этом отношении представляется возможным проведение параллелей с отношениями А. С. Пушкина и А. Н. Раевского, которая, по мысли ряда исследователей, легла в основу «Демона».
Схожий подход к рассмотрению раннего сборника Некрасова «Мечты и звуки», его влияние на мотивы и настроение всего творчества Некрасова высказал П. Ф. Якубович. Он отметил, что в ранних стихах Некрасова «… сквозит серьёзное и вдумчивое отношение к жизни, в которых пред нами предстаёт не просто лишь созерцательная поэтическая натура, непосредственно и безразлично отдающаяся всем впечатлениям бытия. А мыслящий поэт, предъявляющий к жизни свои требования и запросы…» (52:9). Именно Якубовичу принадлежит подход разделения стихотворений сборника «Мечты и звуки» не только тематически, но и «эволюционно». Уровень стихотворений в составе данного сборника совершенствуется по мере становления Некрасова как поэта, его взрослением и влиянием на него окружающей среды.
Можно утверждать что созерцательность, идиллия в стихотворениях самого первого этапа творчества навеяны влиянием воспоминаний детства, материнским воспитанием. Самоанализ, скепсис, печаль сложились в результате воздействия петербургских скитаний, разрыва с семьёй, «литературной поденщины» и постоянной нищеты: «…Бывали тогда такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек. Какую сильную душу должен был иметь этот уличный скиталец, гордо не хотевший возвратиться в отцовские хоромы, как упорно он должен был верить в свои силы, чтобы окончательно не пасть.
Но, конечно, эти годы не могли пройти для юноши совершенно бесследно. Страшная обстановка, среди которой он провел первые годы своей молодости, отразилась на нем и физически и нравственно…
(Колбасин Е. «Тени старого «Современника». // 38:31).
Обращаясь к «Мечтам и звукам» необходимо сказать, что в последовательности стихотворений в сборнике не отражается ни хронология их создания, ни последовательность «перемен» в мировосприятии автора.
Представляется также возможным определённая роль переосмысления условий помещичьей усадьбы в эволюции настроения Некрасова в его первом сборнике. Если большинство стихотворений 1830-х годов, посвящённых детским воспоминаниям, воспроизводят не ужасы крепостного мира, а природу, её красоту, радостные настроения юноши, то в последствии всё кардинально меняется. Некрасов с крайне резкой, злой критикой обрушивается на уклад жизни своей семьи, на своего отца: