К примеру в «Говоруне» - «Записках петербургского жителя» - автор высмеивает царящие в обществе порядки, давая юмористический обзор столичных развлечений:
На днях у экзекутора,
Чтоб скуку разогнать,
Рублишка по полутора
Засели мы играть.
Довольно флегматически
Тянулся преферанс;
Вдруг в зале поэтический
Послышался романс;
(Говорун)
Некрасов анализирует положение дел в Петербурге. Рассказывает об обычном положении дел с сатирической оценкой. В «Говоруне» Некрасов «глумится» над собой, своим образом жизни. Он обращается к «литературной поденщине», своему образу жизни. В творчестве поэта в «Говоруна» впервые сильно проявляется образ беспамятства, бесплодных итогов, смерти:
Мир ближе к сокрушению,
Не пьётся мне друзья:
К могиле ближе я.
(Говорун)
Поэт подчёркивает связь своего произведения с личной автобиографией:
Я вам биографический
Портрет свой напишу…
(Говорун)
Это же подтверждается и прямыми параллелями с личной биографией поэта:
И как родитель мой
С эфира в канцелярию
Столкнул меня клюкой.
(Говорун)
Некрасов сам критически, с издевательством обращается к своей биографии, к своим чувствам. Он «выворачивает наизнанку» себя, свои переживания. В этом можно отметить своеобразное новаторство поэта в области его исповедальности.
Данное явление продолжается в стихотворении 1844 года «Отрывок». Сравнивая это стихотворение со стихотворением «Говорун» можно увидеть, что здесь ещё больше моментов отсылающих нас к биографии поэта:
И порешил в училище
Отправить с рук долой.
(Отрывок)
В этом стихотворении продолжается развитие такого элемента некрасовской исповедальности как использование собственной биографии как лирического материала. Главное в данном стихотворении на наш взгляд является не фактографическое сходство биографии поэта и лирического произведения, а использования внутреннего мира поэта, его чувств в тексте стихотворения. Один из элементов этого явления – общее чувство лирического героя данного произведения и чувство Некрасова 1840-х годов – чувство одиночества:
Немытый, неприглаженный,
Бежал я босиком…
(Отрывок)
В стихотворении «Отрывок» проявляется один из важнейших мотивов исповедального творчества Некрасова – мотив смерти. Именно он на протяжении всего некрасовского творчества будет ведущим для исповеди поэта:
Я помню как шепталися,
Как в церковь гроб несли;
Как с мёртвым целовалися,
Как бросили земли…
(Отрывок)
Подводя итоги параграфа, следует отметить, что с 1843 года в исповедальном творчестве Некрасова появляется новое явление. Поэт обращается к своей собственной биографии как к лирическому материалу. Но обращение это предстаёт как «выворачивание наизнанку» своего внутреннего мира, своих переживаний. Этот факт оставил существенный отпечаток на характер дальнейшего исповедального творчества поэта, в том числе на его последние произведения.
§ 3. Жизненный кризис 1853-1856 годов. Тип «исповедальности бесплодных итогов».
Важным для нашей работы моментом является «биографическо-исповедальный пик» в лирическом творчестве Некрасова 1853-56 годов. Он связан, ожиданием Некрасова смерти вследствие болезни горла. Многие приглашенные врачи предсказывали скорую кончину. На этом основании Некрасова постиг глубокий душевный кризис: «Здоровье Некрасова ухудшалось, и он, как говорится, едва влачил ноги. Лучшие доктора не могли понять его болезни. Кто-то посоветовал обратиться к доктору Шипулинскому, который действительно угадал его болезнь, пользовал очень удачно, но никак не мог возвратить ему потерянного голоса. Надо было наклонить ухо к губам Некрасова, чтобы расслышать его шипящий шепот. (Б. КОЛБАСИН. «Тени старого «Современника» // 38: 185)
Именно с этим и связана резко возросшая продуктивность творчества Некрасова, а так же усиление исповедальных мотивов в творчестве. В этот период появляется установка на подведение итогов жизни, анализ своего места в истории. Эта установка проявляется у Некрасова в нескольких направлениях: социально-политическом, художественно-поэтическом, личном, философском. Приведём несколько примеров проявления авторских установок в различных направлениях. Социально-политические установки явно прослеживаются в известном стихотворении «Поэт и гражданин»:
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
(Поэт и гражданин)
Художественно-поэтические установки поэта в рассматриваемое нами время вне сомнения присутствуют в стихотворении «Замолкни муза мести и печали…»:
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю — и молчу.
К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.
(Замолкни, Муза мести и печали!..)
Ситуация близкой кончины влекла поэта к анализу своей роли в жизни, подведению итогов. Созревала потребность, оглянутся на прошлое, оценить что произошло, что правильно, а что неправильно было сделано. Данный период в творчестве Некрасова был, как никогда наполнен исповедальными, итоговыми мотивами. Некрасов обращается к теме памяти, воспоминание прошлого:
Ах, были счастливые годы!
Жил шумно и весело я,
Имел я большие доходы,
Со мной пировали друзья;
Я с ними последним делился,
И не было дружбы нежней,
Но мой кошелек истощился —
И нет моих милых друзей!
(Ах, были счастливые годы!..)
Подводя итоги своей жизни, Некрасов отмечает бесплодность своей жизни. Он сильно грустит по поводу того, как мало ему удалось сделать в этой жизни. В его произведениях всё большее и большее развитие получают мотивы грусти, уныния. В стихах увеличивается количество обращений к тематике человеческого, народного горя, страдания, скорби:
Вот идет солдат. Под мышкою
Детский гроб несет, детинушка.
На глаза его суровые
Слезы выжала кручинушка,
А как было живо дитятко,
То и дело говорилося:
«Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?»
(Гробок)
Позиция рассказчика – это позиция наблюдателя, фиксатора человеческих страданий. Но он не просто «хроникёр», фиксирующий события. Увиденное страдание вторгается во внутренний мир автора, преломляет его душу, вызывая «поток сознания», размышления о причинах страданий.
С 1853 года Некрасов пишет «Последние элегии» в которых настроение уныния резко усугубляется:
Душа мрачна, мечты мои унылы,
Грядущее рисуется темно.
Привычки, прежде милые, постыли,
И горек дым сигары. Решено!..
(Последние элегии)
Усугубляется и тема разлада с обществом, народом, привычками. Увеличивается количество обращений Некрасова к смерти, мукам. Некрасов в этот период несколько отходит от социальной проблематики, обращаясь к вечности, мирозданию. В его творчестве возникает образ путника – человека «пустившегося в далёкий долгий путь», который устал и не в силах продолжать дорогу. Одна из главных черт «путника» - его одиночество – его не помогают, его не понимают. Лирический герой Некрасова в одиночестве борется с дорогой и «с толпой врагов».
Другая тема Некрасова этого периода, связанная с исповедальностью, – тема отдыха. Лирический герой устал от борьбы, от дороги. Он хочет сойти с пути, передохнуть, подвести определённые итоги своей дороги – чего достиг, чего нет. Но в тоже время он не в силах сойти с дороги, со своего курса, отойти от достижения своей цели:
Переплывал я реки и моря;
Боролся я, один и безоружен,
С толпой врагов; не унывал в беде
И не роптал. Но стал мне отдых нужен —
И не нашел приюта я нигде!
Не раз, упав лицом в сырую землю,
С отчаяньем, голодный, я твердил:
«По силам ли, о боже! труд подъемлю?» —
И снова шел, собрав остаток сил.
(Последние элегии)
Это очень тесно связано с духовным и физическим состоянием самого поэта. Некрасов был поражён болезнью, ему предрекали кончину, но, несмотря на это он не мог отойти со своего литературного пути, бросить творчество:
Вперед, вперед! Но изменили силы —
Очнулся я на рубеже могилы...
(Последние элегии)
Большую роль в творчестве Некрасова рассматриваемого нами периода сыграли стихотворения посвящённые творчеству, поэзии. В стихотворениях данной группы, так же как и в других произведениях этого периода, поэт подводит своеобразные итоги, анализирует свою роль в этом аспекте, размышляет о своих взаимоотношениях с поэзией:
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,