Таблица 6
Мнения российских издателей об экономически выгодных формах сбыта книжной продукции в страны ближнего зарубежья
Формы сбыта книжной продукции | Издательства | |
государствен. | негосударствен. |
Поставки через
государствен, книготорги 20,0 15,0
Прямые поставки
издательств книготоргам
стран ближнего зарубежья 52,0 48,0
Поставки через другие
организации, предприятия
(негосударственные)
своей страны 12,0 30,0
Поставки через
представительства (или
представителей) издательств в
странах ближнего зарубежья 18,- 25,0
Бартерный обмен 15,4 36,0
Прямые поставки издательств
крупным профилированным
магазинам - 3,3
«Челноки» 3,8
Отметим, что среди наиболее экономически выгодных форм сбыта три первые формы исключают посредников в сделках. В их числе и бартерный обмен. В действительности форма экономически невыгодна. В данном случае мы столкнулись с тем, что книжники-практики оценивали формы сбыта книжной продукции не только по предложенному нами критерию экономической выгоды, но по реальности использования этих форм в распространении российских изданий.
Рейтинг государственных книготоргов невысок. Чуть более трети опрошенных издателей считают поставки через государственные книготорги экономически выгодными Наряду с уже названными формами упомянута новая форма — «прямые поставки издательств крупным профилированным магазинам». В частности, издательство «Дрофа» поставляет учебную литературу в специализированные магазины Киева и Минска. Не перестали действовать и «челноки».
Что касается мнений книготорговцев об экономически выгодных формах сбыта книжной продукции, то они, разумеется, существенно отличаются от суждений издателей. Их ответы распределились следующим образом:
поставки через другие организации, предприятия (негосударственные) своей страны — 31%, бартерный обмен — 26%, поставки через представительства или представителей в странах ближнего зарубежья — 13%.
Для анализа состояния книгообмена между Россией и странами ближнего зарубежья, его перспектив представляют интерес и ответы российских участников ММКЯ 1995 г., не установивших партнерских отношений с коллегами из ближнего зарубежья, но намеренных это сделать. Ответы этой части опрошенных также подтверждают то, что российские книжники ориентируются прежде всего на книжные рынки Украины, Белоруссии, затем стран Балтии и Казахстана.
В свою очередь, для издателей и книготорговцев из ближнего зарубежья наибольший интерес представляет книжный рынок России, затем Белоруссии, Украины и
только потом — стран-соседей. Это понятно, так как в качестве основного товара выступает книга на русском языке. Четверть опрошенных поставляет в Россию только художественную литературу.
Мнения книжников ближнего зарубежья о причинах, затрудняющих сотрудничество, совпадают с мнениями российских коллег. Это таможенные барьеры, сложности взаиморасчетов, дороговизна транспортных услуг, различия в законодательных системах.
Что касается определения наиболее экономически выгодных форм сбыта книжной продукции, то картина выглядит так. Прямые поставки издательств книготоргам стран ближнего зарубежья — 46,6%, бартерный обмен — 33,3%, поставки через государственные книготорги своей страны, поставки через другие организации (негосударственные) и через свои представительства — по 20,0%. И здесь мнения издателей и книготорговцев ближнего зарубежья во многом совпадают с мнением российских книжников. Было бы странно, если бы мнения разошлись. Ведь речь идет о действиях и тех и других в одном пространстве, на одной территории и в одно время.
Выводы
Результаты опроса свидетельствуют о том, что, с одной стороны, книгообмен между странами ближнего зарубежья осуществляется в мизерных объемах, с другой — несмотря на все объективные трудности, он все-таки существует и имеет тенденцию к развитию.
Центр тяжести в книгообмене по объективным причинам приходится на Россию, которая, естественно, являясь самым крупным производителем и потребителем книжной продукции на русском языке, занимает позицию главного экспортера и импортера в книгообмене. Именно Россия в качестве партнера представляет наибольший интерес для стран ближнего зарубежья. В свою очередь, российские книжники ориентируются прежде всего на рынки Украины, Белоруссии, Казахстана — самые крупные после российского. Таким образом, остальные страны, где численность русского и русскоязычного населения меньше, остаются за пределами интересов основной массы российских, точнее московских и петербургских, издателей и книготорговцев. Для этих стран потенциальными партнерами могли бы стать книготорги российских областей, пограничных с той или иной страной ближнего зарубежья.
Основными формами сотрудничества между российскими книжниками и их коллегами из ближнего зарубежья являются продажа книжной продукции и бартерный обмен книгами.
Негосударственные предприятия по сравнению с государственными более мобильны практически во всем. Негосударственные предприятия во много раз опережают государственные по количеству названий книг, поставленных в ближнее зарубежье.
Новая форма расчетов — наличный расчет в рублях — весьма выгодна для российских книжников. Правда, она пока не имеет широкого применения. Чаще других за наличный расчет покупают книги украинские партнеры, затем белорусские и из стран Балтии. И еще одна тенденция. В сфере распространения книг издательства составляют серьезную конкуренцию книготорговым организациям. Кардинальных сдвигов в расширении экспорта-импорта русскоязычных книг в России и странах ближнего зарубежья при ныне существующих условиях не предвидится.
Розничная книжная торговля
Попытка классификации
Картина розничной книжной торговли в Москве напоминает сегодня работу абстракциониста по сравнению с социалистическим реализмом прошлых лет. Абстракционизм многих раздражает, и не только тех, кто не разбирается в живописи,
опытаться разобраться в том, что происходит с книжной торговлей, поначалу довольно сложно. В прежние времена можно было пойти, скажем, в "Москнигу" и получить там какую-то информацию. Затем зайти в несколько книжных магазинов — и дело прояснялось. Теперь "Москниги" нет, централизованной информации почти нет, профессиональные ассоциации еще не наладили свою работу, книжные магазины меняются на глазах. Старая система разрушена, новая еще не Сформировалась. Создается ощущение пустоты, хаоса.
Однако можно найти определенный порядок и в хаосе. Рынок вообще хаотичен только на первый взгляд. Хотя он у нас ныне находится в своем первоначальном состоянии — в форме базара, что создает трудности в классификации розничных книгопродавцев. Все-таки попытаемся описать новые наиболее заметные формы.
г 6
j 1. ЛОТКИ. Книжнь1е_лртки, как-д-коммерческие "киоски, стали отличительной особенностью нашего города. Их массовое появление относится к 1991 году^ Первоначально они действовали под прикрытием вывески "пунктов первопрочтения". Во втором полугодии именно лоточники фактически взорвали существующую систему ценообразования на книжную продукцию, од-/. ними из первых (огогпг-же) перейдя на свободные цены| ПоэтоС" му рост цен, столь болезненно воспринятый обществом, f' книжном деле шел более низкими темпами, чем в других оУ раслях.
По моим наблюдениям, в хорошую погоду в городе выходит торговать до 1200—1500 лоточников, в ненастье примерно на треть меньше. С их слов, ежедневная реализация лотка составляет в среднем 3—4 тыс. рублей. Таким образом, ежедневный оборот этой группы можно оценить в 4—5 млн руб. (данные на конец 1992 года). Для сравнения- оборот "Москниги" за первое полугодие 1992 года составил (с разными товарами) около 300 млн руб Правда, надо учесть, что здесь частично имеет место двойной счет, т.к многие лоточники снабжаются и в муниципальных магазинах (см. "Книжное дело", №1, с. 70). Оценки, конечно, весьма приблизительны, поскольку точного учета никто не ведет.
Ц>^ Ассортимент лотков обычно не превышает 50-70 названий ^~Все это кнми устойчивого постоянного спроса и коммерческая литература: детективы, фантастика, детские книги, домоводство, словари и учебники иностранных языков, эротика, "анже-лики", деловая литература, подписные издания и альбомы\ Имеются признаки некоторой специализации лотков Так, появились лотки подписных изданий, словарей, религиозной, деловой литературы, даже лотки книг в мягкой обложк<|_Большинство лоточников, как правило, связаны с какой-то более крупной фирмой, которая снабжает их литературой, однако они пользуются полной самостоятельностью в способах ее реализации. 1 ^п т>
Постепенно лоточники осваивают искусство книюпродав-ца' раскладывают книги по определенным разделам, дают реко-
М. А. МорОЗОвСкий
мендации по выбору, информируют о новых поступлениях, рекламируют отдельные книги Дополнительные услуги отсутствуют. О будущем лотков судить трудно многое будет зависеть от приватизации i осударственной книготорговли, решений городских властей, доступности помещений и т п Скорее все! о, в будущем их число существенно сократится.