Смекни!
smekni.com

Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки (стр. 3 из 8)

Таким образом, в 60-е годы 20 века Франция достигла благосостояния и стала обществом потребления.

2. Социально-политическая структура во Франции 60-х г. 20 века.

Пятая республика, созданная в соответствии с Конституцией 1958 года.

Если вначале левые силы выступали против конституции 1958 года, то позднее сложился широкий консенсус. Государственные институты работали удовлетворительно потому, что голлизм, которым они руководствовались, являлся не только политической идеологией, но и методом действия, основанным на ясных принципах: величие Франции, центральная роль государства, преимущество интересов нации над идеологиями, необходимость того, чтобы глава государства стоял «над партиями».

Именно этот последний принцип побудил Шарля де Голля выступить с предложением о внесении в текст Конституции 1958г. коренного изменения: президент республики должен избираться прямым голосованием, что и было закреплено в Конституции в результате ее пересмотра в 1962 году.

В 1965 году генерал де Голль был переизбран путем всеобщего голосования. Такой механизм принципиально отличается от режима Третьей и Четвертой республики, когда главенствующая роль отводилась избранному парламенту, которому и принадлежало право назначать президента. В то же время конституционная практика под влиянием сильной личности генерала де Голля также также усиливала доминирующую роль исполнительной власти.

3. Общественная жизнь.

Начиная с 50-х г. экономический рост и связанный с ним технический и социальный прогресс вызвали во Франции глубокие перемены. Общество вступило в эпоху потребления и досуга. Несмотря на трудности, которые страна переживала после кризиса, уровень жизни французов стал одним из самых высоких в мире.

В то же время экономическое и социальное развитие привело к некоторой стандартизации образа жизни и потребительских привычек, в частности, горожан и сельских жителей. Но, несмотря ни на что, региональные особенности вовсе не исчезли и в значительной степени способствовали формированию во Франции неповторимой географической и культурной мозаики, отражавшей европейское многообразие.

Между 1955 и 1995 г. средняя покупательская способность французов возросла в 4 раза. В этот период резко возросло их благосостояние. В этот же период население получило возможность воспользоваться социальной защитой.

Лицам, не имеющим средств к существованию, выплачивалась сумма из так называемого социального минимума: пособия по нетрудоспособности, пособия для безработных и престарелых. В целом в долгосрочном плане социальное неравенство уменьшилось, как и разница в доходах и размерах имущества.

В целом заработная плата составляла половину доходов, социальные выплаты- треть. Остальное приходилось от деятельности не по найму, а также на доходы от капитала и от собственности.

Уровень жизни французов определялся в зависимости не только от денежных доходов, но и от имеющегося у них имущества, больше половины средней оценочной стоимости которого составляли недвижимость и земельные владения. Остальное приходилось на ценные бумаги, среди которых все большее место занимали страховые полисы, акции и облигации, котирующиеся на бирже.

Французы тратили в среднем 22% своего дохода на оплату жилья и связанных с ним расходов. В 1960 г. общее повышение уровня жизни вызвало неуклонный рост потребления в среднем на 3% в год. Значительно сократились расходы на питание и одежду, а также бытовые приборы и мебель. Существенно возросли расходы на приобретение жилья и его содержание, медицину, транспорт и связь.

В 60-е годы наблюдается рост расходов французов на приобретение бытовых приборов, на медицину, на организацию досуга – на путешествия.

Эти показатели отразили глубокие изменения в образе жизни французов и большую ориентацию общества на потребление и досуг. Происходит процесс стандартизации вкусов потребителей, отразившийся в увеличении выпуска готовой к употреблению продукции, будь то замороженные продукты питания или рестораны бытового обслуживания, организованные путешествия, отдых.

В то же время менялись давно укоренившиеся привычки: потребление вина и хлеба резко снизилось и неуклонно падало потребление табака. Однако, как бы в противовес тенденциям стандартизации, стало высоко цениться потребление высококачественных продуктов и деликатесов: шампанского, дорогих вин, предметов роскоши. Пристрастие к изысканной кухне стало не привилегией отдельных состоятельных людей, а стало доступно среднему классу. В связи с ростом уровня жизни, урбанизацией страны, исходом населения из сельской местности в города произошли изменения в семье: разрушение традиционных семейных групп выразилось в том, что пожилые люди намного чаще чем раньше, стали жить отдельно от молодых. Росло число разводов. Шло постепенное нарушение семейной иерархии, где авторитет зависел от возраста и старшинства. Такие перемены сопровождались сокращением числа браков и ростом числа разводов.

Однако семья по-прежнему оставалась главным прибежищем, где можно укрыться от сложностей времени. Молодые начинали самостоятельную жизнь в 60-е годы в 20-21 год. Оставался значительным тот поток материальных средств, которые адресовали родители в помощь взрослым детям.

4. Культура

Лишь в середине 20-го века была четко сформулирована, наряду с поощрением творческого труда и сохранением культурного достояния, третья задача: распространение культуры. Пионером в этом отношении был министр просвещения и изобразительных искусств в правительстве Народного фронта. Его начинания после освобождения от нацистской оккупации были развиты. Средства, выделяемые министерству культуры, из года в год увеличивались. Полномочия органов власти территориальных коллективов и их финансовые возможности в этой области были расширены благодаря принятию законов о децентрализации. Велика была роль ассоциаций и предприятий в развитии культуры. В ассоциациях работало около 20 000 человек. Ежегодно французы тратили около 150 млрд. франков на приобретение техники, книг, журналов билетов на спектакли. В 1962 году особое внимание стало уделяться центрам городов. Согласно этому закону, в программу обустройства городской среды вносились проведение реставрационных работ. Была поставлена задача сохранения промышленных и сельских ландшафтов. Во Франции активно развивалась литература. Несмотря на то, что основным жанром был роман, представленный в основном именами сюрреалистов (Камю, Сартр, Ануй и др), однако развивалась и реалистическая литература и поэзия. Активно развивалось театральное искусство, кинематография, музыка, живопись. Власти проводили активную политику приобщения к культуре путем образования и обучения с раннего детства. Каналы государственного телевидения отводили часть своих программ проблемам культуры и искусства.

ГЛАВА II. Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”

На рубеже 50-60 г. Э. Триоле написала реалистическую трилогию «Нейлоновый век», состоящую из романов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и «Душа» (1963). «Это было, пожалуй, первое большое произведение французской литературы, попытавшееся воссоздать суть и облик новой стадии в жизни общества, той социальной ситуации, когда капитализм относительно стабилизировался. Триоле одна из первых подняла значительную тему, которая в 60-е годы выдвигается в центр внимания французской литературы – тему «потребительского общества»*

Центральный концепт – страсть к вещам. Кредит- новое отношение к деньгам, то что нельзя купить сразу, можно купить в кредит. Один из концептов вынесен в заглавие, что подчеркивает его значимость, новая реалия, которой раньше не было,

столкновение ее с традиционной системой ценностей и идеалов. Концепт розы традиционен, это воплощение красоты, но в романе этот концепт меняет свое значение. Это связано с противопоставлением систем ценностей: Мартина, которая с восторгом принимает общество потребления и те возможности, которые оно открывает, эти концепты обладают для нее притягательностью. Предел мечты для нее- искусственные розы, купленные в кредит. Ее муж Даниель занимается выращиванием роз, и для него это имеет совершенно иное, индивидуальное наполнение, этот концепт связан для него с творчеством и работой. Это столкновеное проходит через весь роман. Показано внедрение новых концептов в сознание людей. Исследуется групповой концепт (семья Мартины). Подчеркивается высокая степень стандартизации.

Триоле подчинила картину «нейлонового века» своей концепции человека, выдвинув в каждом из романов на первый план тему призвания, тему счастья.

Два первых романа трилогии резко контрастируют между собой. Героиня романа «Розы в кредит» Мартина «удивительно красива», не лишена задатков, она легко осваивает любое дело, за которое берется, автор отмечает мечтательность героини, ее любящее сердце, привязанность к приемной матери, давнюю глубокую ее любовь к Даниелю, ее возлюбленному и мужу.

Но она формируется и реализуется в условиях «Нейлонового века», Парижа 50-х годов.

Кругозор Мартины ограничен картинками модных журналов, красотой парижских парикмахерских, салонов красоты и винить Мартину за это довольно трудно: автор в первых главах романа подробно описывает нищету и убогость обстановки ее родного дома, ее родного деревенского жилья, грязь, грубость, омерзительность дома ее родной матери. И потому, попав в чистую благоустроенную парикмахерскую и в теплую человеческую обстановку салона – парикмахерской мадам Донзер, она быстро привязалась к ней и стала ненавидеть свой бывший дом и грубость своей родной семьи, стесняться своей матери.

Вот как автор описывает нищету домашней обстановки Мартины: «Никогда в жизни мадам Донзер не видывала ничего похожего на лачугу Мари, мусорный ящик и тот мог показаться цветущим садом по сравнению с этой комнатой. Мартина, несчастный ребенок, стала теперь еще дороже мадам Донзер. А уж двор или, вернее, загон…»**