появился мир), так явления природы и не изменялись.
Далее на всем пространстве романа читателя автор знакомит только с одной точкой зрения- Лоранс. Остальные герои делятся своими мыслями и представлениями, но только в диалоге. Лоранс же принадлежит главная роль в романе в том смысле, что система временной, пространственной, оксиологической точки зрения автора художественного соотнесена с соответствующими точками зрения Лоранс (Б.О. Корман).
И в художественном мире романа все усиливается волна иронических негативных оценок лиц и событий, умения увидеть в них смешную сторону и соотнести с кукольностью, подменить механистический кукольный характер поведения, внешности, суждений, манер героев и себя самого.
Таокй характер оценок героини автор мотивирует двойной мотивировкой. Во-первых, Лоранс свойственно видеть себя и событие как бы со стороны, с отдаленной точки зрения, подмечать неискренность, механистичность поведения людей и себя самой, видеть мир как бы в двойном измерении: вот это происходит здесь и я вижу это, но в это самое время точно то же происходит в другом мире, на иной планете: «В другом саду, совсем ином и в точности таком же, кто-то говорит то же самое»*
Такая особенность видения мира может проистекать от тайной мечтательности, глубокой поэтичности, о чем читатель смутно догадывается, поскольку с мечтательностью и другими качествами героини автор читателя не знакомит. Перед читателем обычная заурядная дамочка из среднего круга, очень недовольная жизнью. Однако в сюжете романа неоднократно подчеркивается то, что из Лоранс мать и окружающая жизнь делали «прелестную картинку»
*С. де Бовуар «Прелестные картинки»
- т.е. хотели, чтобы девочка выглядела, вела себя как подобает, чтобы в целом у ней была благополучная жизнь – и героиня ощущает себя подавленной влиянием извне на детскую ее сущность. Возможно, что она могла бы стать более духовно зрелой, не будь этого давления, тяготения к благополучию.
Во-вторых, ни героиня, ни автор художественный не видят и не отмечают прелести и красоты мира, хотя приметы этой красоты раскиданы по роману щедро.
Автор подробно перечисляет все вещи, окружющие героев: туалеты от Шанель, пеньюар Лоранс, туалеты Люсьена и Жан-Шарля, сад, в котором происходит раут (не описывая пейзаж сада), интерьеры, Грецию, куда совершают путешествия герои. Однако все эти вещи вызывают у героини пресыщение, а автор описывает мир вещей как нечто, подавляющее людей, поскольку все, кроме Лоранс, второстепенные герои романа стремятся к деньгам, к карьере, и подчас приносят в жертву этому стремлению свою и чужую жизнь. Такова мать Лоранс Доминика, о которой автор говорит: «Она проникла на радио в сорок пятом и всего добилась собственными силами- работала, как лошадь, топтала тех, кто ей мешал*
В художественном мире рассказывается о том, как, в первую очередь, Доминика затоптала лучшие стремления в душе героини, одергивая ее в детстве в своем стремлении к совершенству. Таким образом, оказалось, что все вещи, дорогие и красивые, окружающие Лоранс, вызывают у нее раздражение и сама ее приятная внешность ей неприятна, потому что она постоянно ощущает себя «прелестной картинкой».
Так назван роман и в этом словосочетании содержится значение, определяющее концепт романа. В сюжете романа разворачиваются события, в которых все герои выступают как «прелестные картинки» – очевидна неискренность, механистичность героев, их затаенное стремление к собственной прагматичной выгоде, их схематизм и узость, а подчас пошлая отвратительность (как у Жильбера) их поведение и мышление. И себя героиня ощущает «прелестной картинкой».
При этом автор постоянно приводит детали, говорящие о человеческих страданиях и бедах: тысячах еврейских детей,
*С. де Бовуар «Прелестные картинки»
убитых фашистами во время войны, которая была так недавно, плакат «Две трети детей голодают»; Лоранс вспоминает о своем ужасе, который она испытала два года назад, когда узнала о страшно замученной фашистами еврейке.
В романе изображена Катрин, дочь Лоранс, которая набралась где-то этих недетских впечатлений об ужасах голода и войны. Оказалось что об этом ей рассказывает новая подружка Брижитт, живущая без матери, с отцом-хирургом и братом, еврейка. Все хотят сберечь Катрин от тяжелых для девочки впечатлений,
помешать ее дружбе с Брижитт. Только Лоранс противится этому, потому что давление на ребенка ей кажется опасным, она не хочет подавить неокрепшую психику ребенка, как подавили когда-то ее саму, сделав из нее «прелестную картинку».
Все герои романа «Прелестные картинки» живут благополучной, внешне наполненной событиями жизнью, но очевидна ограниченность, механистичность их существования. Жильбер- один из богатейших людей Парижа, как о нем говорят все. Однако весь интерес жизни этого 56-летнего мужчины сведен к женщинам. В сюжете романа он действует только в любовных историях: разрыв с Доминикой, вскользь говорится о его романе, закончившемся давно, с Люсьеной, женится на молодой девушке. Доминика, которая борется за Жильбера и страдает от разрыва с ним не потому, что любит – о любви к Жильберу в романе нет ни слова – а потому, что ей нужны его деньги. Жан-Шарль, который на всем пространстве романа рассуждает и мечтает о будущем, и в то же время принимает жесткие решения относительно Катрин, жестко оценивает Лоранс. И о любви Лоранс и Жана-Шарля в романе нет ни слова. Лоранс, у которой роман с Люсьеном, вспоминает о давнем жаре их любви, но сейчас она к нему равнодушна. Люсьен, который, видимо, играет какую-то роль.
Такими предстают герои в художественном мире романа.
Очевидно, что их интересы, их духовные стремления подавлены материальным благополучием. Они самодовольны, они ни к чему ни стремятся и ничего не хотят- ведь их основные жизненные потребности удовлетворены.
И в то же время автор показывает невыдуманные, страшные страдания человечества: голод, зверства фашизма, голодные дети. И перед маленькой Катрин встает вопрос: «Зачем мы живем?» Она задает этот вопрос матери, и та теряется, не зная что ответить, ведь она сама мучится, ощущая пустоту и никчемность и искусственность своей жизни, ежесекундно ощущая себя прелестной картинкой.
Таким образом, в романе Симоны де Бовуар мы видим людей, чьи стремления и духовные порывы подавлены «обществом благополучия» некоторые из них- Лоранс ощущают свое несовершенство, свою кукольность и мучительно страдают от этого. Так автор показывает кризис гуманистических ценностей во французском обществе 60-х годов.
Таким образом, как мы видим, в романе "Прелестные картинки" максимально актуализирован уровень структуры, связанный с оксиологической позицией "автора художественного" (Б.О. Корман).
В художественном мире романа оксиологическая позиция повествователя не выявлена, однако она, очевидно, совпадает с оксиологической позицией Лоранс. Если автор приводит внутренний мир Лоранс, то с целью дискредитировать мир "вещизма", окружающий героиню.
Структура романа в целом подтверждает такого рода вывод.
1. Как показали исследования М.М. Бахтина ("Проблемы поэтики Достоевского") Б.О. Кормана ("Лирика Н.А. Некрасова") в тех случаях, если автор художественный не высказывает собственную систему оценок событий и героев, обрисованных в художественном тексте, такого рода оценка переносится на более высокие уровни структуры художественного текста: на уровень сюжетно-композиционный. Как показал анализ поэтики романов Ф.М. Достоевского, предложенный М.М. Бахтиным ("Проблемы поэтики Достоевского"), отсутствие в тексте прямых оценок повествователя и "уравнивания в правах" систем точек зрения автора художественного со сферами представляющими систему идеологических воззрений каждого героя романа, компенсируется в художественном мире романа тем, что писатель столь существенно перестраивает сюжетно-композиционную структуру своих произведений, что это реализуется на самом жанре произведения: Достоевский создает "полифонический роман" (М.М. Бахтин), в котором правильность системы идеологических воззрений героев проверяется в рамках сюжетно-событийного действия.
Роман С. де Бовуар, вне всякого сомнения никоим образом по своей жанровой структуре не может быть сопоставим с "полифоническим" романом Ф.М. Достоевского, мы исследуем концепцию М.М. Бахтина с тем, чтобы определить источник проведенного нами анализа: в своем исследовании художественного мира романа "Прелестные картинки" С. де Бовуар работа опирается на исследования, предложенные М.М. Бахтиным.
Итак, в художественном мире романа на уровне повествования точка зрения автора художественного не выявлена. При этом сюжетно-композиционная структура романа построена так, что актуализирует систему точек зрения Лоранс: героиня неизменно оказывается права в своем отрицании мира потребления, идеологии "вещизма", как подтверждает сюжетно-событийная линия, развернутая в произведении.
Лоранс резко негативно во внутренних монологах дает оценку системе ценностей окружающих ее парижан: их стремление к приобретению вещей, к внешней красоте жизни, карьере, к светской жизни и т.д.
И действительно, в структуре романа в сюжетных эпизодах, в которых появляется подруга ее дочери Брижитт, такого рода потребительская оценка актуализируется. Брижитт - несчастный ребенок из еврейской интеллигентной семьи, которая растет без матери, которая постоянно напоминает дочери- Лоранс, Катрин о несчастьях и бедах мира, "униженных и оскорбленных", представляя тем самым гуманистические ценности, которые не так давно, во времена войны с ее страшными бедствиями, во времена сопротивления были столь значимыми.