Введение образа Брижитт в структуру романа призвано актуализировать мотив страданий, бедствий человечества, голодных детей, разбросанных по всему миру (Брижитт своими высказываниями напоминает героям романа о плакате, на котором изображен голодный ребенок с глазами, полными слез, на котором значится: "Половина населения Земли голодает"), о бедствиях евреев, о гибели представителей этой нации в крематориях фашистов и застенках гестапо и др.
Актуализация на уровне сюжетно-композиционной структуры романа, темы бедствий и страданий человечества, голодных детях, евреях, напоминающих о страшных временах фашизма дискредитирует "вещизм" героев романа, их сосредоточенность на поверхностной, материальной стороне бытия.
И далее во всех сюжетных эпизодах романа, структурированных таким образом, чтобы подтвердить правильность и высокую гуманистичность позиций Лоранс, отвергающих мир Парижского вещизма. Точка зрения героини, раскрытая на уровне повествования ее внутрених монологов, проявляет себя как единственная верная оценка систем ценностей "общества потребления".
2. На уровне художественного времени сюжетное действие романа охватывает временной промежуток в полтора месяца: действие начинается на рауте у Доминики, матери Лоранс и завершается в конце августа, после возвращения Лоранс и Жан-шарля в Париж из путешествия по Греции. На уровне художественного времени отсутствуют какие-либо большие временные промежутки, разделяющие между собой сюжетные ситуации романа, перенесеня героев мыслью, на уровне ассоциаций в прошедшем- повествование о событиях течет спокойно, эпически медленно, без временных сбоев.
Такое медленное эпическое течение художественного времени романа актуализирует специфику художественного пространства. Каждая сюжетная ситуация романа строго ограничена подчеркнуто суженными пространственными рамками. На протяжении всей событийной линии произведения сюжетные ситуации разворачиваются в бытовом пространстве, ограниченном стенами комнаты: это салон, гостиная, спальня, в которой протекает общение Лоранс с ее мужем Жаном-Шарлем, с любовником, где она общается с Катрин.
В Парижских сценах романа действие никогда не выходит на широкий простор, на улицу, на природу, оно всегда ограничено рамками бытового пространства в котором таится душа Лоранс.
Единственный раз в романе столь узко ограниченное художественное пространство сменяется широким, большим простором – в сценах путешествий героев в Грецию.
В данном случае путешествие в Грецию выбрано не случайно. В сознании каждого культурного европейца понятие Греции тесно связано с античностью, с культом красоты и свободы, овевающим всю античную культуру, с античной философией и.т.д. В структуре греческих эпизодов автор максимально актуализирует семиотическую значимость античности, возникающую в сознании читателя, когда он встречает имена Афин, Акрополя, Дельф в тексте.
В Греции протекает та же ограниченная узкими рамками духовного мира, лишенного каких-либо возвышенных интересов, жизнь героев.
Однако само введение в текст романа подобных географических названий, о введении романтики античной истории, маркирует мир путешествия героев как несомненно прекрасный и тем самым противопоставляет его ограниченному узкому бытовому пространству, в котором протекает их жизнь и узким духовным горизонтам, которые характерны для каждого из них, не исключая и Лоранс.
3. Таким образом в структуре романа прослеживается динамика центрального конфликта произведения: противопоставление мира «вещизма», ограниченных духовных интересов, убогости душевного мира всему широкому пространству гуманистических общечеловеческих духовных ценостей, которые в романе представлены на фоне греческих городов и памятников, корреспондирующих с системой общегуманистических воззрений, провозглашающих сочувствие, что актуализирует тема введения, упоминания о бедствиях человеческих, связанная в структуре романа с образом Брижитт, а также общеэмоциональное принятие системы гуманистических ценностей в их противопоставлении психологии и образу жизни «вещизма»; свойственное Лоранс.
Итак, как показывает проведенный анализ романа «Прелестные картинки» С. де Бовуар, это произведение по своему концепту выливается в литературное движение «шозизма»; характерное для французской литературы 60-х годов 20 века, эпохи торжества идеологических ценностей «общества потребления».
Жорж Перек (1936-1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965) «Потребительская цивилизация» увековечена в романе, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей.
В отличие от Триоле все вербально обозначено, главный концепт вынесен в заглавие романа. Страсть к вещам и их приобретению показана через бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи прекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концепта счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления.
Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр. Так описывают роман Ж.Перека «Вещи» авторы учебника «Зарубежная литература 20 века»
В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и его художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя внимание необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях, только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношений до брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычно привлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении. Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношений между молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений с друзьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений с коллегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображение хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы, привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческие отношения.
Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено вещами. Это мотивировано в сюжете романа особенностями социального, экономического, семейного положения героев, и, как результат- особенностями их психологии. Брак заключен по любви, личностные отношения бесконфликтны. Показана их социальная и материальная неустроенность: они поженились бедными студентами, находящимися на пороге крайней нищеты (автор подробно описывает отсутствие у них приличной одежды, квартиры, еды, развлечений и др. необходимых для каждого человека предметов жизненного обихода), у них нет надежд после завершения учебы устроиться на высокооплачиваемую работу. Потому они бросают учебу и устраиваются на работу. На первые, только появившиеся у них деньги, они начинают приобретать вещи.
Естественно, что приобретение вещей после длительного полунищего, полуголодного существования приносит героям непередаваемую непосредственную радость. Радость, которой они наслаждаются, которой делятся с друзьями, которую живут.
И описание этой радости вызывает в душе читателя сопереживание, сочувствие, сострадание, поскольку каждому очевидно, что отсутствие денег-беда, покупки необходимого- благо. Это- на уровне здравого смысла, на самой поверхности сознания каждого, и потому описание духовного вещизма героев вызывает сочувствие.
При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев, заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненно необходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения: денег мало, надежды на будущее смутны. А вещи- жизненные блага кругом. В витринах магазинов они видят ценные безделушки, дорогие, такие нужные им предметы обихода, в ресторанах- людно, дорогие машины на улицах, приглашения в заграничные путешествия – на рекламных щитах.
Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ, которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.
Этот намеченный в экспозиции конфликт с развитием сюжета не усиливается и не ослабевает, он неизменен. Это сила, которая постоянно давит на души юных героев, на их психику. Действительно, говоря объективно, положение героев драматично в силу этого, обозначенного выше, конфликта.
Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своего материального положения, их безрезультативности. Желание при этом не ослабевает.
Единственное, что изменяется в их судьбе- время. Время течет, как ему положено, из прошлого в будущее, обычное биографическое время. Герои стареют, у них исчезает обычная, присущая юным, радость жизни, они все более устают от того прессинга, который неизменно давит на их сознание.
И до конца романа положение и судьба героев не меняются. Роман заканчивается тем, с чего он начался: описанием страстного желания героев приобрести вещи.
Сюжет движется так, как протекает жизнь героев: по кругу, если представить его графически, это кольцевое движение, в конце которого отсутствует результат, т.е. результат равен нулю. Структуру сюжета можно описать схематически так: нищета-тщетные попытки выйти из нее- вновь та же нищета. Даже из такого краткого обозначения структуры сюжета очевидно, что в романе, по сути, отсутствуют события. По определению Ю.М. Лотмана, «событием в сюжете произведения является такое действие, которое изменяет характер его художественного мира*