Языкознание (лекции)
Лекция 1:Предмет языкознания:
Языкознание изучает процесс происхождения языков. Существует несколько теорий происхождения языков:
1. Теория трудовых выкриков;
2. Теория звукоподражания (язык – подражание явлениям природы). Однако звукоподражание непохоже в разных языках и большинство слов не имеют связи между их звучанием и содержанием.
3. Теория тестов
В настоящее время проблема происхождения языков отходит на второй план. На первый план выходит теория развития языка. Существует несколько направлений, по которым идет развитие языка.
1. От сложного к простому
2. Стремление социальной элиты изменить язык, чтобы обособить себя от массы. Массы в свою очередь копируют язык элит.
Не существует единого мнения по проблеме, кто регулирует изменения в языке.
Методы исследования языка:
1. Метод полевых исследований. В основном так изучают бесписьменные языки (американская дискретная лингвистика – изучение языков американских индейцев)
2. Описание языков
Языкознание типологически сравнивает несколько языков (частное языкознание) или вырабатывает общие законы развития языка (общее языкознание):
1. Сколько бывает фонем (чем их больше, тем меньше длина слова)
2. Индуктивные исследования – наблюдения над большим количеством языков (например, если есть двойственность числа, то есть и множественность; если есть ряд, то есть и число; местоимения противопоставляются по числу: ед. и мн.)
Наблюдения могут быть абсолютными и статистическими.
Эмпликационный закон – если….., то…..
Лекция 2
История лингвистических учений.
1. Наиболее древняя – индийская лингвистическая традиция. Возникла 2,5 тыс. лет до н. э. Расцвет пришелся на 4-5 вв. В доктрине этой традиции содержится около 4 тыс. правил. Заслуга Панини (др. индийский лингвист создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка) в том, что он предложил идею фонемы (звука), а также идею нулевой морфемы:
Пример: стол, столам. В слове «стол» нет показателя единственного числа; в словах, обладающих внутренней флексией, такой показатель есть: foot – feet(здесь число выражено не окончанием, а внутренней флексией).
Последователи Панини: Вараруги и Катьяяна. К их заслугам относится идея глагольного корня. После них индийская лингвистическая традиция стагнировала и заслуги этих людей были признаны лишь в 19 в.
2. Греко-римское языкознание. Начиналась как часть философии. Эту лингвистическую традицию, как правило, разделяют на два периода:
а) 5 – 3 вв. до н. э.
б) с 3 в. до н. э. – Александрийская школа отделила языкознание от философии. Эту школу интересовали проблемы происхождения языков – теория «звукоподражания». С теорией происхождения языка связаны споры о природном или условном характере слуха.
Философы делились на две группы:
1) Те, которые считали, что существует связь между звуком и смыслом.
2) Связь между звуком и смыслом условна (Аристотель)
Сегодня существуют и такие, и такие слова. Первичная связь между звуком и словом условна.
Фоносемантика – звуки связаны со смыслом: [и] – что-то маленькое [A] - что-то большое. Спор об аномалиях и аналогиях. Что преобладает в языке? Язык развивается по принципу аналогии.
Эта традиция также занималась грамматикой и фонетикой. Платон классифицировал слова на существительные и глаголы + предложные союзы. Этимология (происхождение слов). Однако греко-римская лингвистическая традиция не достигла таких высот, как индийская.
3. Арабская лингвистическая традиция. 7 – 8 вв. н. э. Цели данной традиции близки к индийской. Наиболее яркий представитель – Сибавихи (7 в.). Разработал систему арабской грамматики, много внимания уделял правильному произношению 3-х буквенного корня. Идея частей речи: имя, глагол, частица.
Сегодня (начиная с эпохи великих географических открытий) существует идея сходства языков и единства грамматики. 1660 г. – единая универсальная грамматика. Цель: изучение логических принципов, которые лежат в основе всех языков. В 19 в. главное место занимает проблем возникновения языка. Жан Жак Руссо – «Теория междометий», «Национальное самосознание» и др.
Лингвистика началась в 19 в. со сравнительно-исторического языкознания. Открытие санскрита и установление сходств во многих языках стало революцией в языкознании (сравнение санскрита с греческим, латинским, германским и др. языками). Наиболее яркие представители сравнительно-исторического анализа: Яаков Грин, Расмус Расс, А. К. Востоков.
Важные выводы, которые были сделаны: существуют соответствия между звуками в разных языках.
Закон 1:p, t, k (в санскрите) переходит в f, o, h (в германских языках). Пример: pitz (санскрит) – father(английский)
Закон 2:bh, dh, gh (в санскрите) переходит в b, d, g(в германских языках). Пример: bhat (санскрит) – brother (англ.) или Bruder (нем.)
Закон 3: b, d, g (в санскрите) переходит в p, t, k(в германских языках). Пример: dasa (санскрит) – ten (англ.) – zehn (нем.)
В 19 в. развивалось также философское направление языкознания. Яркий представитель Вильгельм фон Гумбольдт. Большое влияние на это течение оказала работа Канта о языках острова Ява. Известен как автор идеи тождества духа народа и языка. На основе его идей создана теория о влиянии языка на мышление (американские лингвисты).
Эдвард Сепир утверждал, что язык влияет на образное мышление человека. Немецкий исследователь Вайсбергер интересовался, чем отличается язык по структуре, а также продолжал разрабатывать идеи фон Гумбольдта. Он делил языки на:
а) изолирующие (в которых существуют лишь корни, т. е. нет суффиксов, окончаний и т.д.). К таким языками относится, например, древне-китайский.
б) агглютинирующие - в которых суффикс и окончание соединяются с корнем без фонетических изменений. Например, слово «совет» => прилагательное «советский» [савецкий] - т. е. в русском языке происходят фонетические изменения (к агглютинирующим языкам относятся турецкий, корейский, японский)
в) флективные – самые живые языки (имеют окончания, систему спряжений, склонений и т. д.). К таким языкам относятся почти все европейские языки + санскрит.
г) интерпорирующие – все слова входят в одно целое.
Фон Гумбольдт разработал идею противопоставления языка и речи, а также идею о том, что говорящий и слушающий воспринимают слово с разных сторон (Например, слову «революция» разные люди придают разный смысл).
Середина 19 в. связана с развитием анализа различий и сходства языков. Шлейхер (1821 – 68) разработал концепцию праязыков. Он считал, что лингвистика относится к естественным наукам.
В России развитие лингвистический учений было зафиксировано в работе «История лингвистических учений в баснях» под редакцией Звегинцева.
Лекция 3
Начало индоевропеистики относится к 19 в. (открытие санскрита), то есть начало современной лингвистики. Было также открыто, что европейские языки происходят от одного древнего языка. Эти идеи пришли в процесс изучения европейских языков, которые и сейчас являются одним из важных направлений исследований.
Китайское языкознание. Начало относится к правлению династии Хань. Китайское языкознание занималось в основном изучением языков с иероглифическим письмом. Важное место в нем занимал анализ знаков.
Александр Христофорович Востоков
В середине 19 в. наблюдалось главенство индоевропейских штудий. Одновременно развивалась лингвистика. Существовала гипотеза о том, что люди, говоря на разных языках, мыслят по-разному.
Шлейхер уподобляет развитие индоевропейских языков развитию дерева. К 19 в. психологические направления в языкознании в основном исследовали речь индивида.
Фердинанд–де-Соссюр (швейцарский лингвист 1857 – 1913). Профессор лингвистики в основном занимался европейскими языками. Открыл звуки, которых не было ни в одном языке, но которые существовали ранее на уровне индоевропейских проязыков. Это действительно подтверждало открытие хеттского языка. Бали и Сеше (ученики Соссюра) записывали его теории – противопоставления Соссюра.
Соссюр разделял лингвистику на внешнюю и внутреннюю. Внешняя лингвистика – изучает взаимодействия языка и общества, язык и мышление (сейчас это социолингвистика). Психолингвистика – фон и семантика, система ассоциаций. Внутренняя лингвистика изучает язык как некоторую знаковую систему (параллель с шахматами: сама игра и правила игры).
Знак – обладает двухсторонней сущностью, которая состоит из означаемого (предмет) и означающего (слово). То есть знаки имеют как внешнюю форму (как они выглядят на бумаге или еще где-то) и внутреннее содержание (какое понятие они несут в себе). Предложение рассматривается языкознанием внутри семиотики – науки о знаках. Язык – это сложная система. Знаки делятся на простые и сложные (морфемы, слова, предложения). В отличие от других систем знаки языка обладают способностью к бесконечному комбинированию. Знаки языка многозначны. В языке есть подсистемность, где многозначность имеет отрицательное значение.
Полисемия – слово имеет несколько значений (например, слово «кричащий» 1. прямое значение – кричащий человек 2. переносное значение – кричащая одежда, т. е. вызывающая одежда)
Омонимия слова – слова звучащие одинаково, но разные по смыслу (например, слово «ключ» 1. ключ от двери 2. гаечный ключ 3. ключ как родник). Следует избегать омонимов в терминологии, чтобы исключить многозначность трактования.
Избыточность символов: большая черная собака. Здесь выражены число, род, падеж, одушевленность, что часто не нужно.
После Соссюра язык рассматривали как знаковую систему.
Синхрония – описание современных языков. Диахрония – описание исторического развития языков.
1. Парадигматические отношения – логические отношения: или…, или…; дизъюнкция, система падежей.