Новоиерусалимский монастырь в г. Истра в наши дни восстановлен, он обрел новую жизнь, а в стихотворении и на рисунке поэта запечатлен именно таким, каким его увидел Лермонтов в 1830 году.
Все эти биографические данные говорят о духовной стороне жизни Лермонтова, поиске спасительного пути к Богу.
В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт в 1832-34 г.г. преподавали Закон Божий, строго соблюдались все религиозные посты, благодарственные молебны, праздники, церковные парады, участником которых был и М.Ю. Лермонтов.
Многие исследователи считают, что произведения Лермонтова тесно связаны с его личной судьбой, а в его ранних юношеских произведениях просвечивает решительное сознание, что он существо избранное и сильное, способное совершить что-то великое.
«Я рожден, чтобы целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…
Мы случайно сведены судьбою…»
Очень рано он ощутил в себе силу гения, задаток сверхчеловека и то злое начало, с которым он должен бороться.
С 14 лет Лермонтов писал Демона, наказанного Богом за бунт. Наказание его страшное, своим проклятием Бог опустошил его душу, превратил Демона в орудие зла и в этом заключается трагедия героя Лермонтова. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение, проснулись мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он был рядом с Господом. Ощутив любовь к девушке, он почувствовал любовь ко всему живому. Юный поэт выразительно и наивно пишет о чувстве Демона:
«Тот железный сон
Прошел. Любить он может, может
И в самом деле, любит он…»
1831г.
Силу страдания своего героя Лермонтов передает образом камня, прожженного слезой. Демон искушает девушку и добивается своего. Творческая история поэмы заключается в углублении образа главного героя. Работая над поэмой, Лермонтов создает восемь редакций, в первых ранних, действие происходило где-то в Испании главная героиня – испанская монахиня, но после ссылки в 1837 году на Кавказ появилась кавказская редакция поэмы «Демон». Сюжет ее усложнился благодаря знакомству поэта с бытом и легендами Кавказа. Великолепны картины природы, написанные с натуры, героиня – грузинская княжна Тамара.
И над вершинами Кавказа –
Изгнанник рая пролетал;
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,…
Развязка поэмы во всех восьми редакциях одна и та же: героиня умирает, отвергнутая небом. Демон пролетает мимо ее могилы, у которой молится ангел:
Когда ж он пред собой увидел
Все, что любил и ненавидел,
То шумно мимо промелькнул
И, взор пронзительный кидая,
Посла потерянного рая
Улыбкой горькой упрекнул…
Тамаре прощается грех и ангел забирает ее душу, а поэт всегда верил в то, что выше и лучше его самого и, ощущая над собой это лучшее, писал: «И в небесах я вижу Бога».
М.Ю. Лермонтов, как утверждает В.С. Соловьев, идеализировал и эстетизировал злое начало в своей гениальной натуре: в нем жили «демон кровожадности (способность услаждаться деянием зла)», «демон нечистоты (эротизм некоторых произведений)» и третий и самый могучий – «демон гордости», с которым Лермонтов в отличие от первых двух и не пытался бороться.
«Однако религиозное чувство, по Соловьеву, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало и когда пробуждалось, боролось с его демонизмом, хотя и принимало часто «странную» форму тяжбы с Богом, о котором Лермонтов говорил с какой-то личной обидой».
Вывод Соловьева: «Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга – развить тот задаток, великолепный и божественный, который он получил даром…»5
С этим мнением не соглашался Д.С. Мережковский. Он выступил с резкой критикой статьи В.С. Соловьева «Лермонтов». Его тоже волновал образ «богочеловека», объединявшего в себе образ божества и человека. Проводя критический разбор статьи о Лермонтове, Мережковский рассматривал поэта в постоянном противопоставлении Пушкину. «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Источник бунта Лермонтова, считает Мережковский, «религиозно утверждающая себя непримиримость», родственная богоборчеству библейских Иакова и Иова». Соловьев, по мнению Мережковского, не понял «святости лермонтовского богоборчества», и не понял потому, что оно окончательно забыто в самом христианстве. Беспощадный приговор, вынесенный им Лермонтову, критик так же связывает с непониманием религиозного смысла лермонтовского вопроса о зле, проявившемся и в творчестве, и в личности поэта. Как считает Д.С. Мережковский – «зло Лермонтова – это только болезненный выверт, безумный надрыв».6
Вернувшись из ссылки, Лермонтов часто бывал у А.О. Смирновой-Россет. Это была блестяще образованная женщина, красивая, утонченного вкуса, глубоковерующая и тонко ценившая поэзию. Искренняя дружба и взаимопонимание связывали ее с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем. Ей Михаил Юрьевич посвятил прекрасные строки:
В простосердечии невежды
Короче знать я Вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много
При вас – я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу!…
Она в своих «Записках» заметила, что у него религиозная струя поразительна. «Боже, Боже, как это красиво, - скажет она о стихотворении:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой…»7
Императрица Александра Федоровна любила стихи Лермонтова. В маленькую записную книжку она записала строки его «Молитвы»:
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть…
Вероятно, это было связано с личными ее переживаниями по поводу смерти отца – прусского короля Фридриха Вильгельма III.
Известен и тот факт, поэму «Демон» дважды читали при дворе. Первый раз в 1839 году, когда специально для императрицы прозвучала поэма в чтении В.А. Перовского и второй раз 13 сентября 1841 года, когда поэта уже не было в живых, но трагическая гибель вызвала новый интерес к его сочинениям при дворе. 8
В Петербурге М.Ю. Лермонтов бросился в большой свет, но очень скоро ему все наскучило. Не смог он поехать с бабушкой в Тарханы на освящение новой церкви летом 1839 года, построенной Елизаветой Алексеевной в память небесного покровителя Михаила Юрьевича Архистратига Божия Михаила. Поэт не поехал и бабушку не отпустил, т.к. в ее отсутствие чувствовал себя очень одиноким. 9
Отношения его с высшем светом не складывались, его приглашали на светские приемы, ждали от него произведений их прославляющие, а получили «Думу». Лермонтов знал грех своего времени – это грех равнодушия. Это была современная болезнь, которую он называл болезнью своего времени. Именно этою же болезнью страдали иудеи времен Исаия, одного из величайших пророков Ветхого Завета. Из Библии известно, что он родился в 8 веке до Р.Х. в царской семье, имел жену, двух сыновей и проповедовал около 60 лет при пяти монархах. И сказал Господь: «Пойди и скажи этому народу: «Слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышали, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города и не останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» 10
Все это пророчество давно сбылось, чему мы воочию живые свидетели. Этот грех равнодушия и безбожия, о котором говорил Лермонтов, проник и наш век, за что мы сейчас и расплачиваемся.
Последовавшие после первой ссылки два года были творчески активным и наиболее содержательным периодом в короткой жизни поэта. Именно в это время созданы: «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени». В 1840 году выходит отдельным изданием роман «Герой нашего времени» и первый прижизненный сборник стихов, тиражом в 1000 экземпляров. Стихотворения «Бородино», «Узник», «Молитва», «Душа», «Дары Терека», «1-ое января», «И скучно, и грустно», «Воздушный корабль» и др.… какой бесконечный поэтический мир поэта выражен в этой книге. Но жизнь так устроена, что слава и зависть, любовь и ненависть всегда рядом. Защищая честь русского офицера, Лермонтов принял вызов сына французского посла Эрнеста де Баранта. Дуэль закончилась бескровно: Лермонтов выстрелил в воздух, а Барант промахнулся. Поэт был арестован из-за недонесения о дуэли, предан суду и отправлен в ссылку на Кавказ. Лермонтов принял участие в сражении на реке Валерик. То, что он увидел и прочувствовал, глубоко тронуло его душу:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет, небо ясно,
Под небом места много всем…
В этом стихотворении, как и в других этого периода – «Тучи», «Завещание» - нашло отражение душевное, личное переживание, одиночество и грусть поэта, оторванного от Родины и друзей. Судьбе было угодно, чтобы он еще раз побывал в Петербурге в связи с отпуском, который он выхлопотал для встречи с бабушкой. В исповедальной росписи города Санкт-Петербурга церкви Святого великомученика и целителя Пантелеймона за 1841 год на исповеди и святом причастии были: Тенгинского полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов, Артиллерийского Училища прапорщик Иоаким Павлов Шан-Гирей и Гвардии поручица вдова Елизавета Алексеевна Арсеньева. 11 Бабушка как истинная христианка часто бывала на исповеди, и с нею были ее внук и внучатый племянник.
В журнале «Отечественные записки», в марте 1841 года появилось стихотворение «Родина», оно вызвало горячий отклик у читателей, а В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину писал: «…аллах-керим, что за вещь; пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских».