Смекни!
smekni.com

Лермонтов и религия (стр. 3 из 3)

Незаметно прошел отпуск, Лермонтов стал собираться обратно на Кавказ, т.к. в отставке ему было отказано. С тяжелым чувством покидал он столицу. Предчувствие подсказывало, что он больше не вернется. Его современник Николай Павлович Раевский привел рассказ (в передаче В.П. Желиховской) о том, как Лермонтов и Столыпин, будучи проездом в Воронеже, сказали друг другу, что пойдут побродить в одиночестве и неожиданно, представляясь оба неверующими, встретились в соборе, куда каждый пошел втайне от другого. «Столыпин принял удивленный вид и спрашивает: «Как ты сюда попал?» А Лермонтов смутился так и говорит: «Да бабушка велела Угоднику здешнему молебен отслужить! А ты зачем?» И когда Столыпин ответил, что и ему тоже бабушка велела, оба отвернулись. Так все же сильно это было тогда!» 12

Дорогой на Кавказ, он наполовину заполнил книжку, подаренную ему перед отъездом князем В.Ф. Одоевским.

Среди них «Сон», «Тамара», «Морская царевна», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», тема которого перекликается с «Пророком» А.С. Пушкина. Стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем незадолго до трагической гибели на дуэли с Н.С. Мартыновым. Для того, чтобы написать такое произведение необходимо было знать для чего и для какой цели живет на земле Пророк. Кому он должен быть послушен, и как обличать живущих людей в нашем греховном мире, особенно сильных мира сего, живущих не по правде Божией. Он так же должен знать и простых людей, их желания и помыслы, их неутомимую жажду видеть всюду правду Божию, милость, сострадание, любовь к ближним. Пророк – это Божий человек, скитаясь повсюду, не имея своего постоянного жилища, одетый в рубище, терпя холод и голод, постоянно гонимый, но исполненный воли Божией, все терпит, все сносит, радуясь постоянно о Господе. (Вспомним Житие Ксении Блаженной Петербургской).

Пророк – это еще и напоминание о том, что Св. Исаию, возвестившему иудеев о явлении Миссии, о спасении им человечества, царь Монасия казнил. По его повелению пророка зажали между кедровыми досками и перепилили деревянной пилой.

Нам простым людям это сложно понять, а как же Лермонтов мог познать жизнь пророка, Божьего страдальца, где он мог услышать и увидеть, чтобы так написать о нем? Ответ один, конечно, в Библии, которую он читал и знал, а может быть, он не раз встречал тех блаженных, одетых в рубище и вериги, которые шли из одного села в другое, из города в город, проповедуя Божье слово.

Не многим поэтам дано такое гениальное видение и вдохновение, чтобы пропустить через свою душу жизнь Божиих людей, везде гонимых за правду.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали, бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, -

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети на него:

Как он угрюм и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его».

1841 год.

Какие прекрасные строки, они доходят до каждого, кто их читает, бередят душу, заставляют подумать о смысле своей жизни, о том, для чего мы живем на этом свете.

15 (27) июля 1841г. на дуэли с Н.С. Мартыновым оборвалась жизнь М.Ю. Лермонтова. Пятигорский священник В. Эрастов, приравняв дуэль к самоубийству, отказался отпевать поэта, поэтому в метрической выписке о смерти Лермонтова записано: «Погребение пето не было». А.А. Столыпин понимал, что Е.А. Арсеньева никогда не простит ему, если Михаила Юрьевича похоронят без христианского обряда. Он обратился к священнику П.М. Александровскому. Эмилия Александровна Шан-Гирей (Клингенберг) вспоминала: «Наконец, приехал отец Павел, но, увидев на дворе оркестр, тотчас повернул назад; музыку мгновенно отправили, но зато много усилий употреблено было, чтобы вернуть Павла. Наконец все уладилось, отслужили панихиду и проводили на кладбище; народу было много, и все шли за гробом в каком-то благоговейном молчании…»13

после похорон была составлена «Опись имения оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова, учиненного 17.07.1841г.»

Среди вещей поэта под № 1-5 названы иконы:

1. Образ маленький Св. Архистратига Михаила;

2. Образ небольшой Св. Иоанна Воина;

3. Таковой же побольше Св. Николая Чудотворца;

4. Образ маленький (неизвестно какого святого примеч. М.Ф.Д.);

5. Крест нательный серебряный, вызолоченный с мощами.14

Известие о гибели Лермонтова пришло в Петербург через месяц. Что же стало с Е.А. Арсеньевой, когда до нее дошло это страшное известие. Ее родственница Е.А. Верещагина сообщила об этом печальном событии дочери: «Сие несчастье так нас всех, можно сказать, поразило, я не могла несколько ночей спать, все думала, что будет с Елизаветой Алексеевной…Она сама догадалась и приготовилась, и кровь ей прежде пустили. Никто не ожидал, чтобы она с такой покорностью сие известие приняла, теперь все Богу молится и собирается ехать в деревню…».15 Сопровождали ее Мария Акимовна и Аким Павлович Шан-Гиреи. В Тарханах, помогая разбирать вещи и рукописи Михаила Юрьевича, присланные из Пятигорска, Аким Павлович получил от бабушки подарок «Книгу хваления и псалтырь на российском языке» (М., 1822г.), на обложке которой сделана надпись рукой Лермонтова, учившегося по этой книге в десятилетнем возрасте.

Восемь месяцев покоилось тело Лермонтова на пятигорской земле, впоследствии Е.А. Арсеньева добилась разрешения о перезахоронении тела поэта, которое состоялось 23 апреля 1842 года в Тарханах. Там же и отпевали Лермонтова. Разве могли отказать Елизавете Алексеевне священники, которым она постоянно материально помогала. Сохранились документы о том, что в Церкви Св. Михаила Архистратига в Тарханах, священники не проводили на Пасху обязательной праздничной службы, т.к. в селе был траур, за что и получили выговор.

«Учинен ему (священнику Теплову Ф.М.) с нижеподписанным Троицким П.Г. за неслужение в высокоторжественные дни 17 и 21 апреля 1842 года, благодарных молебствий выговор, и обязаны они подпискою впредь производить положение молебствия по гибели не упустительно. Декабрь 27 дня сего 1842 года».16

А бабушка все глаза выплакала, отмаливая у Бога своего Мишеньку, и ушла из жизни в 1845 году с тайной надеждой, что душа его была спасена.

Проходят годы, время не властно над поэтом, чем больше проходит перед нами поколений, которые примеряют к себе его бессмертную «Думу», тем больше восхищаемся мы высокодуховными творениями Лермонтова: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Завещание», «Молитва странника»:

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

И звезда, звездою говорит.

Такие стихи мог написать, несомненно, религиозный человек, который знал, что «Спит земля в сиянье голубом…»

И сколько бы не прошло лет, гений М.Ю. Лермонтова живет, и будет жить вне времени и вне пространства.

г. Пятигорск

2004 год

Литература

1. М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах.

«Вадим» Издательство Ак. Наук СССР, М-л., 1962г. с. 7.

2. В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., «Искусство», 1991г., с. 383-384.

3. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама» 2003г. с. 91.

4. Сушкова Е.А. (Хвостова) Записки 1812-1841г.г. Ред. Введение и примеч. Ю.Г. Оксмана. Л., 1928г. с. 111-115.

5. В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., «Искусство», 1991г., с. 379-398.

6. Мережковский Д.С. «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». СПб., 1909г., с. 15-16.

7. А.О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. М., «Наука», 1989г. с. 291-292.

8. Э.Г. Герштейн. Судьба Лермонтова. М., Худ. Литература, 1986г., с. 38-41.

9. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама», 2003г., с. 309.

10. Библия. Книга пророка Исаия. VI глава.

11. М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений. М., «Воскресенье», 2001г., т.9, с. 180.

12. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989г., с. 425.

13. П.Е. Щеголев. «Книга о Лермонтове», Л., «Прибой», 1929г., ч.II, с. 223-224.

14. Опись имения оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова… в кн.: М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений, Изд. «Воскресенье», 2001г., с. 406.

15. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама», с. 606-607.

16. ГАПО, ф.182,оп.1, д1530, № 21,л.117.