Гипотеза насчет "общих законов", что и говорить смелая, и мы оставим ее до той поры, пока на стыке психологии и металловедения не возникнет новая наука и не скажет своего решающего слова по этому поводу. Комментарии же о строении рифмы очень интересны, и для наглядности надо процитировать хотя бы несколько строк из стихотворения "Гойя":
Я – голос войны,
Я – голод
Я – горло
Я– Гойя
Напряжение строки снижается от начала, от первого рифмового удара, к концу, и сама строка насквозь "прорифмована", она как эхо набата, прозвучавшего вначале. Оркестровка здесь столь насыщена, что внимание целиком захватывает музыка, в ней начинает искать и находить трагический смысл стихотворения.
Цитированные строки почти полностью представляют собою большое распространенное предложение, где звучит сквозная рифма "го": в первой строке мощно, под ударением, во второй две безударных "го" смягчают ударное в слове "года", и потом снова набатный удар колокола
Я – голод
Я – горло
Повешенной бабы.
Кроме ударных "го", набатно звучат открытые "оло", "ло". "Как колокол" образ зрительный и звуковой, образ итоговый, подготовленный зрительными деталями и оркестровкой стиха.
Стихотворение такого рода, как "Гойя", при всей их необычайно сложной ассоциативной структуре, очевидно, нельзя рассматривать как голый эксперимент, они передают сильное внутреннее потрясение, ищущее выхода в необычайных формах.
Список используемой литературы:
1. В. Дементьев "Грани стиха".
2. А. Вознесенский собрание сочинений том I, стихотворения и поэмы.
3. Журнал критики и литературоведения, 1994 год.
4. Ал. Михайлов "Ритмы XX века панорама поэзии".
5. С. Чуприн "Поэзия наших дней, проблемы и характеристики".