Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.
Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои -
Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским.
Долго его по морям и далеким землям бросала
Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.
Долго и войны он вел, - до того, как, город построив,
В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,
Города Альбы отцы и стены высокого Рима.
Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине
Так Царица богов, что муж, благочестием славный,
Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,
Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?
(Начало поэмы "Энеида")
КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК
(65 - 8 гг.до н.э.)
Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.
Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи
относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.
Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.
Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!
Есть такие, кому высшее счастие -
Пыль арены взметать в беге увертливом.
Раскаленных колес: пальма победная
Их возносит к богам, мира властителям.
Есть другие, кому любо избранником
Быть квиритов толпы, пылкой и ветренной.
(отрывок из "Оды".Книга первая)
ОВИДИЙ
(43г. до н.э. - 18г. н.э.)
Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная
карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.
Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.
Важным стихом я хотел войну и горячие битвы
Изобразить, применив с темой согласный размер:
С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялся
И, говорят, у стиха тайно похитил стопу.
"Кто же такие права тебе дал над стихами, злой мальчик?"
ФЕДР
(конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)
Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.
Лиса и аист
Не делай зла: иначе, учит басенка,
Тебе твои же плутни будут карою.
Лиса к обеду пригласила аиста
(Гласит молва) и на тарелку плоскую
Похлебки жидкой налила, которую
Не склюнуть было аисту голодному.
Ответный пир готовя, аист кашею
Кувшин наполнил и , клюв туда просунувши,
Наелся сам, замучив гостью голодом.
И так сказала птица перелетная
Лисе, края кувшина тщетно лижущей:
"Кто дал пример - терпи от тех, кто брал пример.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы охватили взглядом целую эпоху духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций. Это было царство мифа, созданное воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало "Илиаду" и "Рамаяну", "Эпос о Гильгамеше" и "Энеиду". Воображение создает свой "идеальный мир", исходя из жизни, наблюдая закономерность, компонуя, видоизменяя реальные лики мира и запечатлевая их в искусстве.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугосимая мечта о прекрассном. Литература древнего мира - наше общее богатство - сокровищница созданий человеческого гения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.С.Д.Артамонов "Литература древнего мира", Москва,"Просвещение",1988
2.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова "Античная литература. Рим." Москва,"Высшая школа",1981