СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Рим
3.Первые драматурги
4.Античная литература Рима
5.Поэзия
6.Заключение
7.Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
Человечество еще немногочисленно. Бескрайние просторы - цветущие, благодатные - лишины постоянных человеческих жилищ.
"Природы вольные сыны" редкими группами кочуют по ним, собирая для пропитания коренья, травы, охотясь за редким зверьем.
Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно, довольно трудно. "Письменности не существовало, и мы не знаем не только того, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили",-пишет специалист по археологии Дж.Мелларт. Огромную роль в прогрессе человечества на том этапе сыграл переход от простого пользования дарами природы к искусственно созданным уже человеком продуктам. Это был эпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости от природы и это сразу сказалось на всем строе их жизни. Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал, что население Земли за одно тысячелетие увеличилось в 16 раз и достигла примерно 80 млн.человек. Люди стали заниматься земледелием, приручением животных. "Эти достижения в свете современных научных данных должны рассматриваться как фундамент человеческой цивилизации",- заключает Джеймс Мелларт.Таково было положение человечества до возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.).
Великими вехами в духовной истории людей стали эпохи возникновения первой формы общения между ними - речи, а потом и письменности. Это был, конечно, длительный процесс. Многие из языков древности умерли. Претерпела изменение и письменность народов. Некоторые ее виды давно уже забыты и требуют расшифровки.
Общий процесс развития человечества значительно замедлялся из-за отсутствия прочных и регулярных связей между Востоком и Западом. Европа, к примеру, только в XI-XIIвв. стала производить бумагу, а между тем Китай делал бумагу уже в начале нашей эры.
Наука Востока и Запада развивалась самостоятельно, в отрыве друг от друга, часто, естественно, повторяя друг друга. Иногда ученые Востока опережали своих коллег на Западе или открывали в явлениях, уже известных Западу, новые стороны. Параллельно, часто повторяя друг друга , не ведая о том, развивались и философские воззрения народов Востока и Запада.
О душе древнего человека, его страхах, мечтах, о его философии,мы можем судить по поздним источникам, сохранившим переходившие из уст в уста, из поколения в поколение стародавние предания.
В дошедших до нас письменах запечатлелись дела и мысли наших предков. Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились? Ответ на эти и другие вопросы дают поэтические сказания древних народов. Литература - страна живых картин и чувств. Она переносит нас в самые отдаленные времена и в самые отдаленные земли. В сущности, через литературу мы общаемся со всеми поколениями, жившими до нас. История литературы превращается как бы в огромную панораму жизни человечества. Историк расскажет нам, как люди жили, поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными средствами поэзии, заставит нас ее пережить, перечувствовать, перестрадать.
Объектом литературы как в древности, так и в наши дни была и остается, говоря словами Пушкина, "судьба человеческая, судьба народная". О человеке и народе писатель рассказывает языком поэтических образов, поэтических картин, т.е. обогащая реальную жизнь дарами своего сердца, своего воображения, своих чувств.
Читая древние поэтические сказания, мы познаем мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.
Огромное духовное богатство сохранили нам книги. Читая их, мы приобщаемся к тысячелетнему интеллектуальному опыту человечества.
РИМ
Весь мир находился в руках победителей-
римлян. Они владели и морями, и сушей, и
небом, усеянным звездами, но им всего
было мало! Их тяжело нагруженные
корабли бороздили моря. Если им
встречался укромный залив и неизвестная
ранее область, где по слухам, были
золотые рудники, местные жители
объявлялись врагами Рима, и судьба
готовила им опустошительную войну,
чтобы римляне могли завладеть новыми
сокровищами.
Гай Петроний
Это писал римлянин, приятель Нерона , одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.
История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик , монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.
Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.
Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.
От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.
У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.
Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.
Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.
Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.
Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.
Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.
ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ
Побежденная Греция победила
сурового победителя и внесла искусство
в грубый лациум.
Гораций
Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.
Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.
У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."
Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.
Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.
Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.
до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.
Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.