Смекни!
smekni.com

Марк Твен - Янки из Коннектикута при дворе короля Артура (стр. 1 из 3)

Реферат по теме:

Марк ТВЕН

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»


Автор: Малышев Александр

Класс: 11«Б»

Родился Сэмюэль Ленгхорн Клеменс (будущий Марк Твен) 30 ноября1835 года в захолустной американской деревушке штата Миссури.

Его отец Джон Маршал Клеменс, виргинец сурового и независимого нрава, несколько лет держал лавку. Мать будущего писателя, рыжеволосая красавица Джейн Лэмптон Клеменс, родом из Кентукки, была женщиной редкой доброты и стойкости. Твен унаследовал не только цвет её волос, но и необычайную эмоциональную восприимчивость, и поразительное чувство юмора. Мать была его кумиром.

Поколесив по Америке в поисках счастья, Клеменс-отец осел со своим многочисленным семейством в Ганнибале, где выполнял обязанности мирового судьи. Но вскоре он умер, оставив семью в нужде. Сэму в ту пору было двенадцать лет. Его отдали учеником в типографию, где работал наборщиком старший брат.

Сэм получает возможность много, хотя и бессистемно, читать. Однажды ему попадается брошюрка о Жанне д’Арк. История Французской героини захватила подростка. Впоследствии Твен увидит в этой встрече перст судьбы. Подобно Орлеанской деве он слышит “голос”, повинуясь ему, начинает писать.

Обучившись ремеслу, Твен разъезжает по штату. География его странствий расширяется: Сент-Луис, Нью-Йорк, Филадельфия, Цинциннати, Новый Орлеан… В Нью-Йорке Клеменс вечера проводит в библиотеке печатников, где старательно конспектирует диалоги Вольтера. В 18 лет он уже знаком с Диккенсом, Теккереем, В. Скоттом, Дизраэли, Эдгаром По. Из классиков выше всех он поставил Шекспира и Сервантеса. Любимым героем прирождённого юмориста стал Дон Кихот.

Клеменсу было двадцать с небольшим, когда он стал работать помощником лоцмана, а затем и самостоятельно водить корабли по Миссисипи. Казалось бы, сбылась мечта детства, но начавшаяся гражданская война положила конец его карьере. Две недели Твен провел в отряде конфедератов, даже получил чин лейтенанта. Затем отряд распался, и молодой Клеменс воспользовался этим, чтобы дезертировать. Уступая настояниям брата-юниониста, получившего высокий правительственный пост в Неваде, в июле 1861 г. отправляется с ним на Дальний Запад, охваченный серебряной лихорадкой.

Надежда стать миллионером приводит юношу на рудники. Потерпев неудачу как старатель, Сэм находит себя на Западе как писатель. Вторым днём его рождения стало 3 февраля 1863 г., когда в невадской «Энтерпрайз» появился первый рассказ, подписанный псевдонимом «Mark TWAIN» (т.е. «мерка два» - лоцманский термин, означающий уровень воды, достаточный для прохода судна). Псевдоним хранил память о самой страдной поре его жизни.

Жизнь сводила Твена с разными людьми – матросами и лесорубами, старателями и писателями, и каждая встреча обогащала начинающего писателя. Среда способствовала становлению литературных вкусов. После окончания Гражданской войны юмористические анекдоты, пародии получили повсеместное распространение. Произведения Клеменса имели потрясающий успех. Главным источником сюжетов, характеров, ситуаций, образов, были для Твена жизнь американских низов, откуда он поднялся, и народный американский юмор.

В мае 1867 г. появляется первая книга Твена – «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», куда вошли преимущественно рассказы о Дальнем Западе.

Ранний юмор Марка Твена был «Жестоким, диким и неукротимым» (Б. Де Вото).

На одной карикатуре столетней давности, изображающей известных американских «лекторов», читающих с эстрады собственные произведения, Марк Твен представлен в костюме шута. Посетители таких «лекций», а заодно и читатели действительно по большей части воспринимали Твена просто как комика, далеко не всегда заставляющего аудиторию серьезно задуматься над сутью своих шуток. В ту пору вряд ли кто понимал, что этот удачливый юморист был предназначен произвести перестройку в американской литературе, что именно ему мастеру комического, предстоит проводить в последний путь романтизм и открыть действительность Америки её художникам.

Твен жил идеями своей страны и своего времени. Подобно многим соотечественникам, он был уверен в том, что Америку ждет великое будущее. Раннее творчество Сэма почти лишено обличительного пафоса. Рассказы этой поры выглядят как курьёзные анекдоты, выхваченные из жизни и доведенные до гротеска. Он подаёт действительность, пропуская сквозь восприятие «простака», человека непосредственного, простодушного. Из столкновения наивной логики «простака» с логикой реальных жизненных обстоятельств и рождается комический эффект.

Однако за маской «простака» скрывался здравый смысл, и потому он со временем становится опасной фигурой. Выступая в роли то незадачливого претендента на пост губернатора («Как меня выбирали в губернаторы», 1870 год), то бедного китайца, жестоко притесняемого «в стране свободны» («Друг Голдсмита снова на чужбине», 1870 год), то робкого доверчивого сотрудника буйной американской прессы («Журналистика в Теннеси», 1869год), «простак» в соответствии с привилегией шутов и юродивых выбалтывал горькие истины относительно отечественных порядков. Маска «простака» помогала Твену выявлять алогизм, противоестественность американских порядков и нравов. Благодаря своим рассказам Твен стал знаменитым по всей Америке.

В 1870 году Твен женился на Оливии Ленгдон, дочери угольного промышленника из Буффало. Новая социальная среда навязывала свой образ жизни, диктат этот тяготил. Сэм был растерян: он сознавал, чего лишился и куда попал. Хартворд, штат Коннектикут, в котором он поселился с семьёй в 1871 году, был не только богатым и уютным городом, но жил интенсивной интеллектуальной жизнью. Здесь в середине 80-х годов Твен основал Браунинговское общество. «Браунинговские вечера» прославили его как тонкого ценителя поэзии.

В эти годы у великого американского писателя появляются много друзей, это: Уильям Дин Хоуэллс – известный писатель, Джозеф Гопкис Твичел – пастор, историк и литератор, Чарльз Уорнер – довольно бесцветный писатель, однако Клеменс решился написать в соавторстве с ним роман «Позолоченный век», 1874 год. В этом романе, можно найти много автобиографических образов и деталей, связанных с детством писателя, впервые зазвучали ностальгические ноты, столь характерные для зрелого Твена. Из ностальгии по утраченному детству, родилась книга, которую сам Клеменс назовёт «гимном в прозе» – «Приключения Тома Сойера», 1876 год.

Детская литература Америки той поры была «до тошноты приличной», ибо находилась во власти дидактически-благочестивой сентиментальной традиции, которую Твен блестяще высмеял в пародиях на книжки для воскресных школ: «Рассказе о дурном мальчике», 1865 год и «Рассказе о хорошем мальчике», 1870 год, своеобразном прологе к «Тому Сойеру». Он пишет книгу так, чтобы читать её было интересно не только мальчикам, но и любому, кто был когда-то мальчиком.

Едва закончив «Тома Сойера», Твен начинает работу над исторической книгой об английском средневековье «Принц и нищий», 1882 год. Это увлекательный и самый динамичный роман Твена. В стремительном темпе чередуются сцены дворцового быта и того мира, который скрыт за раззолоченным фасадом старой Англии. В перерыве между написанием романа Сэм путешествует с семьей по странам Европы – Германии, Швейцарии, Италии, Франции и Англии. Так рождается книга «Пешком по Европе», 1880 год.

Весной 1882 года, сразу после опубликования «Принца и Нищего», Твен предпринял путешествие по Миссисипи, посетил родной Ганнибал и другие памятные места юности. Благодаря этой поездке появляется книга «Жизнь на Миссисипи».

Романтический пафос, столь сильный в первой части книги, во второй, написанной восемь лет спустя, сменяется грустным элегическим настроением. Увиденное Твеном кладбище кораблей символизирует превращение гиганта в «обритого Самсона». Миссисипи, некогда главная артерия страны, питавшая тело нации, с развитием железных дорог утратила былое значение. Во всём, что видит ныне писатель на реке, её берегах, нет жизни. Дух свободы угас. В трагедии реки и лоцманства Твен прозревает трагедию «американской мечты».

«Жизнь на Миссисипи» – прелюдия к одной из величайших книг Америки.

«Приключения Гекльберри Финна» - книга, из которой «вышла вся американская литература» (Э. Хемингуэй). Вторичное соприкосновение писателя с жизнью приречных городков обострило его чувство реализма. От «Тома Сойера» веяло светлым лиризмом, «Гекльберри Финн» исполнен трагизма.

Объясняя замысел романа, Твен писал: «Я возьму мальчика лет тринадцати-четырнадцати и пропущу его сквозь жизнь… но не Тома Сойера. Том Сойер неподходящий для этого характер».

Приключения Гекльберри Финна" - произведение многослойное и многокрасочное. Юмор Твена в этом крупном произведения снова трансформируется. Именно теперь, с появлением этого романа, критический реализм в американской литературе достиг своего расцвета.

Это произведение стало переломным моментом в творчестве писателя. Борьба с романтизацией жизни в литературе, которую он начал в юности, вступает в новую фазу. Теперь он пишет без оглядки в прошлое. Правда многое из написанного ложится в стол и увидит свет спустя многие годы после смерти писателя. Часть написанного он доверяет лишь самым близким, как, например один из самых оригинальных и блестящих рассказов «1601, или Разговор у камелька во времена королевы Елизаветы», 1880 год.

Сатирический шедевр Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» был создан в 1889 году. Это квинтэссенция того, что он долго носил в себе, боясь высказать вслух. Это «притча о прогрессе» отражает мучительный процесс его духовных метаний, противоречий и горечь прозрения. Полагаясь на убойную силу смеха, он вознамерился окончательно сокрушить европейскую феодальную традицию и её пережитки – наследственную монархию, церковь, сословное неравенство, атаку на которые он начал в «Простаках за границей» и продолжил в «Принце и нищем».