Смекни!
smekni.com

Мятежный дух в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова (стр. 3 из 3)

Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. "В... лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества...". Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: "стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.

В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья" ЗО-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. "С слезами горькими, с тоскою" просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в "Зимнем утре". Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко... Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

Заключение.

Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со “светом”, с “толпой” и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим “по величине и блеску”, видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, а поэзию Лермонтова назвал “бездонным океаном” мыслей и чувств.

Лермонтов - пророчески мудрый и бесконечно талантливый! И как тут не вспомнить обращенные к молодому поколению нашей страны слова А. В. Луначарского: «Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтить его, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской».

А. В. Луначарскому удалось обозначить то, что Белинский назвал «лермонтовским элементом» – мятежную, грозовую и вместе с тем светоносную атмосферу поэзии Лермонтова,– и сказать, кому она сегодня принадлежит. Лермонтов, о котором Белинский говорил, что «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни», принадлежит не только России, но и всему человечеству. И тот же Белинский был глубоко убежден в том, что Лермонтов понятен и доступен всем, каждому из людей. « ...Невольно удивляешься, – писал критик,– как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнью, мыслью, так широко, глубоко, возвышенно... Что же еще он сделал бы? какие поэтические тайны унес он с собою в могилу? кто разгадает их?..»

А вот на эти вопросы нет, к сожалению великому, и не будет ответов. Но жизнь ответила на главный вопрос, который остро интересовал современников Лермонтова: как долго будет жить его наследие? И ответила так: оно будет жить вечно!

Список литературы:

1. Русская Литература. Советская Литература. Справочные материалы. Москва «просвещение» 1989. Составитель Л.А. Смирнова

2. Михаил Юрьевич Лермонтов. Москва «Детская Литература» 1989.

К. Ломунов.

3. Торжественный венок. Москва «Прогресс» 1999. Составитель

С.С. Лесневский.

4. М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1; Том 2. Москва издательство «Правда» 1988. Составления и комментарии И.С. Чистовой.

5. Мятежный дух лирики М.Ю. Лермонтова. «Костёр» 2002.

6. В.Г. Белинский Собрание сочинений в 9-ти томах, т.3, статья «Стихотворения М. Лермонтова» 1841г. Москва, «Художественная литература» 1978г.