Если течение последует за социальной переменой и просто резонирует, фотографически отображает, констатирует, но при этом не организует читателя, то такое течение так же входит в историю, но под кличкой эпигонства.
Глубоко ошибаются те, которые считают искусство только писарем в штабе истории. Поэт – не пророк. Искусство – это фанфары, возвещающие о новом социальном сдвиге. Искусство не только сейсмограф, сообщающий о землетрясении. Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение.
Серебряный век стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души, перевернувшего песочные часы времени, как тогда мерещелось, навсегда. Особенно высоко сияли тогда в небе две звезды: пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский серебряный век, не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был серебряный век, но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения (Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература"), но этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.
Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Но возродиться на чужбине ему не было суждено. Дважды в одну реку не может никто. Эмигранты увезли с собой и бережно сохранили в памяти для потомков воспоминания о серебряном веке, который захлебнулся в крови невинных жертв революции, который стал лишь бледной тенью навсегда ушедшего "старого" века. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.
Список использованной литературы.
1. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX: Хрестоматия. – Москва, 1988 год
2. Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века. – Москва, 1991 год
3. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917 Антология. – Москва, 1993 год
4. Вспоминания о серебряном веке. Москва, 1993 год
5. История русской литературы: XX век: Серебряный век. Москва, 1995 год
6. Школа классики: Серебряный век. Поэзия. – Москва, 1998 год
7. Мандельштам Н. Вторая книга. – Москва, 1990 год
8. Мариенгоф А. Мой век, мой друзья и подруги. – Москва, 1990 год
9. Шершеневич В. Великолепный очевидец. – Москва, 1990 год
10. Шамурин Е. Основные течения в дореволюционной русской поэзии. Москва, 1993 год
11. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия. – Ленинград, 1991 год
ШКОЛА №22
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: Новое поэтическое течение
Серебряного века.
Работу выполнила:
Ученица 11 “А” класса
Кендик Анна Анатольевна.
Преподаватель:
Харчевникова Т.С.
г. Воскресенск. 1999 год.