Смекни!
smekni.com

Новый Шекспир (стр. 1 из 2)

План

Введение ........................................................................................................ 3

1. Жизнь и творчество Шекспира................................................................. 5

1.1 Пьесы Шекспира.............................................................................. 6

1.2 Драмы Шекспира............................................................................. 8

2. Искусство Шекспира................................................................................. 10

2.1 Комедии Шекспира.......................................................................... 11

2.2 Трагедии Шекспира......................................................................... 12

Литература .................................................................................................... 15


Введение

Шекспир — одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими столетиями.

Чем более зрелым становится человечество в духовном отношении, тем больше открывает оно глубин в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных положений, в каких оказываются люди, были точно уловлены и запечатлены Шекспиром в его драмах. Ими можно мерить жизнь отдельного человека и можно отмечать стадии развития целого народа. Все драматичное, что случается с разными людьми и с обществом в целом, было изображено Шекспиром с той степенью типизации и художественного обобщения, какая позволяет в разные времена и в, казалось бы, изменившихся условиях узнавать себя и свою жизнь.

Да, самое большое, самое сильное впечатление, оставляемое Шекспиром,— жизненность его искусства. Оно не определяется точностью деталей, совпадением частностей с тем, что непосредственно знакомо каждому. Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его драмах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству. Она не зависит от схожести с жизнью каждого из нас. Можно не быть в тех ситуациях, в каких оказались Ромео и Джульетта, Виола или Розалинда, Брут и Гамлет, король Лир или Макбет, но через их судьбы и переживания наш собственный опыт становится богаче. Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир. Благодаря этим и подобным творениям мы начинаем понимать, что такое настоящая жизнь.

Историк, философ, моралист и психолог находят у Шекспира подтверждения открываемых ими истин. А он, художник, не мудр­ствуя и не поучая, воплощал эти истины как историю отдельных человеческих судеб. И делал он это так, что читатель и зритель его драм приобщается к пониманию того, как движется история. проникается желанием поразмыслить над сущностью важнейших жизненных явлений, лучше постигает себя и окружающих.


1. Жизнь и творчество Шекспира

Уроженец провинциального городка Стратфорд-на-Эйвоне, сын ремесленника и торговца, получивший лишь начальное образо­вание, он в двадцать лет покинул родной город и через пять лет оказался актером лондонской театральной труппы. Попробовав свои силы в драме, он пытался завоевать признание как поэт, из­дав поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». Поэмы были заме­чены и даже имели успех у образованных читателей. Но средств к существованию поэзия не давала, если не считать подачек мецена­тов. Шекспир вернулся к драматургии и писал для своей труппы по одной-две пьесы в год. Впрочем, и писания для театра не при­носили автору большого вознаграждения. Средства к существова­нию Шекспир получал как актер и пайщик труппы, признанной лучшей среди лондонских актерских товариществ.

Эта труппа построила для себя большое театральное здание «Глобус», она удостоилась в 1603 году наименования королев­ской труппы. Актеры играли обычно для самой разнообразной городской публики, а в праздники их приглашали играть при дворе.

Так жил Шекспир год за годом, сочиняя пьесы, участвуя в исполнении их (а также пьес других авторов), копя деньги и вкла­дывая их в недвижимость в родном городе. Ему было немногим за сорок лет, когда он оставил актерскую профессию и вернул­ся, в Стратфорд, где приобрел для себя самый большой камен­ный дом в городке. Здесь он прожил последние годы в кругу семьи (жена и две дочери, сын Гамлет умер одиннадцатилет). В пятьдесят два года Шекспир скончался и был похоронен в местном храме как один из самых почтенных горожан Стратфорда.

Есть несомненное несоответствие между красочной и полной драматизма жизнью героев Шекспира и будничным, монотонным существованиемих создателя. Скептики стали сомневаться: как мог этот обыватель, жалкий актер без университетского образова­ния написать драмы, содержащие столь много необыкновенных со­бытий, таких грандиозных героев и такие бурные страсти? Есть люди, которые с трудом верят в это. Особенно смущает, как мог недоучка вложить в свои произведения столь глубокие мысли, что и поныне мудрейшие из мудрых восхищаются ими. Конечно, если отождествлять ум и талант с дипломами и учеными звания­ми, то это покажется невероятным.

1.1. Пьесы Шекспира

Для нас пьесы Шекспира прежде всего великое явление книжной литературы. Многие представляют себе, что Шекспир писал их для печати. Но в том-то и заключается особенность его пьес, что они писались не для чтения. Трагедии и комедии Шек­спира были сценарием и либретто для театральных постановок. Именно так создавал свои пьесы Шекспир. Поэтому од даже не стремился к тому, чтобы увидеть их напечатанными.

Шекспир писал свои пьесы для определенной труппы. Каждая роль предназначалась актеру, данные которого учитывались при создании образа. Количество главных персонажей зависело от состава труппы. Женщин-актрис в Англии тогда не было, и жен­ские роли исполняли обученные этому мальчики-актеры. В разное время в труппе Шекспира таких мальчиков было то больше, то меньше, сколько именно, нетрудно подсчитать, взяв пьесы, напи­санные Шекспиром в разные годы. Обычно у него две-три-четыре женские роли. Всего в труппе было не больше шестнадцати че­ловек, поэтому, создавая пьесы с большим количеством действую­щих лиц, Шекспир делал так, чтобы один и тот же актер мог сыграть две роли, одну в начале, а другую во второй половине пьесы. Учитывал он также, что актеры, играющие большие роли, устают во время спектакля. Поэтому он строил действие так, чтобы Гамлет, Фальстаф, Отелло, Лир, Макбет не появлялись подряд в каждой сцене. Он устраивал передышки для исполните­лей главных ролей. Шекспир учитывал также эмоциональное состояние зрителей. После сцен большого драматического напряже­ния он вводил веселые, смешные эпизоды, выпускал на подмостки шутов.

Подобные особенности пьес Шекспира могли возникнуть только оттого, что автор до мелочей понимал театральную работу и приспособлял свою творческую фантазию к конкретным услови­ям сцены. Ничего подобного не могло прийти в голову философам и аристократам, если бы они сочиняли пьесы в тиши кабинета. Пьесы Шекспира родились на сцене народного театра его време­ни. Они настолько срослись с природой этого театра, что теперь, когда техника сцены XVI—XVII вв. мало известна, по пьесам Шекспира можно в значительной мере восстановить особенности тогдашней сцены и актерского искусства.

Получить вкус к такого рода пьесам, научиться писать их в университетах того времени было просто невозможно. Тогдашняя университетская наука с презрением относилась к народному теат­ру и безоговорочно осуждала пьесы, шедшие на его сцене. В ту эпоху в университетах изучали в качестве образцов пьесы древне­греческих и римских авторов, особенно последних. Авторы с уни­верситетским образованием, писавшие для образованной публики, сочиняя трагедии, как правило, подражали Сенеке, а в комедиях — Плавту или Теренцию. Когда же несколько молодых магистров из Оксфорда и Кембриджа — Марло, Грин, Пиль и другие, поселив­шись в Лондоне, стали зарабатывать писанием пьес для народных театров, им пришлось забыть правила драмы, изученные в универ­ситетах, и писать в том духе, к которому привыкли зрители из на­рода. Эти «университетские умы» обновили драму не столько в си­лу своей образованности, сколько благодаря поэтическому таланту. Они обогатили язык драмы, подняв его на высоту подлинной поэ­зии. Они подготовили почву для Шекспира. Он воспользовался многими приемами, введенными ими в драму. Но главное, он нес в себе поэтический дар, превосходивший таланты его предшест­венников, и столь острое чувство драматизма, каким ни один из них не обладал в такой степени.

Драматургия Шекспира не скована никакими жесткими рам­ками. Пьеса изображает не одно событие, а цепь происшествий, зритель видит зарождение, развитие, усложнение и развязку со множеством всевозможных подробностей. Нередко перед ним про­ходит вся жизнь человека. А рядом с судьбой главного героя и ге­роини показаны и судьбы остальных участников событий.

Шекспир часто ведет две, а то и три параллельные линии дей­ствия. Некоторые эпизоды не всегда связаны с главным действи­ем, но по-своему и они необходимы для создания атмосферы и для обрисовки жизненных условий, в которых развивается траге­дийный или комический конфликт.

1.2. Драмы Шекспира

Сравнивая два типа драмы, немецкий критик начала XIX ве­ка Август Вильгельм Шлегель метко определил, что античная тра­гедия скульптурна, а трагедия Шекспира — живописна. И дейст­вительно, в античной драме величественная и неизменная фигура героя или героини подобна прекрасной статуе, тогда как в пьесах Шекспира много разнообразных персонажей, и в целом его драмы подобны пестрым, многокрасочным картинам с обилием интерес­ных деталей.

Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Харак­теры героев в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой. Шекспир создал героев и героинь, наделенных чер­тами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные ново­введения обогатили не только искусство, но и понимание приро­ды человека.