Министерство образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)
Кафедра иностранной филологии
Допустить к защите в ГАК
_____________________2003 г.
И.о. зав. кафедрой
__________ О.С. Ильченко.
Объективная обусловленность восприятия звукосимволичных слов языка и связь фонетической формы слова с его семантическим содержанием и денотатом
Группа 501, факультет РГФ,
спец. 021700 «Филология»
Научный руководитель,
д - р филол. наук, проф. __________________ Г.П. Немец
Рецензент,
канд. филол. наук, доцент _________________ В.В. Катермина
Нормоконтролер,
д – р филол. наук, проф. _________________ Г.П. Немец
Содержание
Введение ...............…………….3
1 Сущность явления звукового символизма. Теории
звукоизобразительности
1.1 Общие положения теории звукового символизма ...........…………..7
1.2 Исследование явления звукосимволизма в истории и теория звукоизобразительного праязыка …. ………………….8
1.3 Три теории порождения звукосимволизма …......................11
1.4 Характер звукосимволизма ………………………..18
1.5 Методика экспериментального изучения звукового символизма…20
2 Материальная основа явления звукового символизма и произвольность языкового знака
2.1 Физическая природа звука ……………...26
2.2 Интерференция звуков как основной фактор, объясняющий феномен звукосимволичных слов ……….….…27
2.3 Психофизиологические основы восприятия звукосимволического компонента слов ………………29
2.4 Звукосимволизм и мотивация …………….32
2.5 Супрафонема как звукосимволическая единица ………..35
2.6 Модель функционирования звукосимволизма и модель построения звукосимволического слова ……………………….39
3 Практическое исследование феномена звукового символизма на примере лексического материала трех языков ………………...42
Заключение …………….……54
Список использованных источников ……………….56
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Проблема объективного-субъективного характера явления звукового символизма, его природа и связь составляющих знаменитого треугольника: денотат – сигнификат – фонетическая форма всегда предоставляли обширный плацдарм для научных исследований. Единица-носитель звукосимволического компонента слова еще не была выделена, и ни один исследователь пока с уверенностью не указал истинную причину ассоциаций, порождаемых звукосимволичными словами, т.е. не дал объяснения физической природе данного явления. Интересен также вопрос о звукоизобразительном праязыке и природе первичного наименования вещей. Все это и побудило нас провести собственное исследование, опиравшееся на уже известные научные труды по данному вопросу, но имевшее своей целью подтвердить выдвинутую нами гипотезу о носителе звукосимволичного компонента слова, а также о природе этого явления на практике.
Актуальность данной работы видится нам в том, что противоречия, создаваемые разными взглядами на эту проблему, довольно остры в современной науке, и ни один известный нам исследователь пока не выделил со всей определенностью звукосимволическую единицу, как и не объяснил ее материальную природу.
Объектом данного исследования было явление звукового символизма, предметом – материальная основа данного явления, вызывающая устойчивые ассоциации у представителей разных языковых сообществ.
Теоретической основой данной работы стали труды В.В. Левицкого «Семантика и фонетика», С.В. Воронина «Основы фоносемантики», А.П. Журавлева «Фонетическое значение», А.М. Шахноровича и Н.М. Юрьева «Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи», E. Sapir «Astudyinphoneticsymbolism», I. Taylor «Phoneticsymbolismre-examined» и другие.
Гипотеза, которая легла в основу данного исследования, может быть сформулирована следующим образом: при изучении явления звукового символизма необходимо обращаться не к отдельным звукам, а к сочетаниям звуков, так как, будучи звуковыми волнами разной длины и частоты, звуки в определенных сочетаниях интерферируют и, таким образом, создают некий акустический эффект, должным образом влияя на восприятие человека и вызывая определенные ассоциации. Эти устойчивые, специфические для каждого отдельного языка сочетания мы условно назвали супрафонемами, т.к. каждая такая единица состоит, в основном, из нескольких фонем.
Цели исследования:
1) доказать универсальность явления звукового символизма и его интернациональный характер;
2) проверить на практике выдвинутые apriori теоретические постулаты и подтвердить правильность выделения звукосимволической единицы – супрафонемы;
Задачи исследования делились на теоретические:
1) обобщить существующий на данный момент теоретический материал по данному вопросу;
2) проследить положения, наиболее отвечающие истине с точки зрения современной лингвистики;
3) сформулировать собственную теорию о материальной природе явления звукового символизма;
4) выделить теоретически единицу-носитель звукосимволического компонента слова, а затем проверить правильность этого выделения на практике;
и практические:
1) выделить наборы супрафонем для каждого из исследованных языков, используемые для обозначения сходных качеств предметов;
2) проверить сходство/различие таких наборов супрафонем в разных языках;
3) по возможности систематизировать имеющийся в распоряжении исследователей набор супрафонем и разделить их на классы;
4) на основе существующих методов исследования звукового символизма выработать свой собственный подход и методику исследования;
5) провести эксперимент на основе этой методики; результаты этого эксперимента использовать для подтверждения/коррекции теоретических предположений.
Методы исследования. Методы, использованные в моем исследовании, это прежде всего метод ограниченной выборки, сравнительно-сопоставительный и компонентный анализ звукосимволического материала языка для выявления соответствующих черт звукоизобразительности, статистический анализ и эксперимент, целью которого было доказать общность звукосимволических ассоциаций у носителей разных языков.
Структура работы следующая:
Введение. Даются основные положения данной работы, ее актуальность, направление, цели и задачи исследования, а также применяемые в исследовании методы.
Глава 1 освещает общие положения теории звукосимволизма и воззрения разных исследователей на это явление, теории порождения звукосимволизма. В первой главе рассматривается вопрос о звукоизобразительном праязыке, природе звукосимволизма, а также перечисляются методы, используемые для изучения данного явления.
Глава 2 посвящена вопросу о физической природе звука и его влиянии на восприятие человека. В этой главе выдвигается гипотеза о материальной единице-носителе звукосимволического компонента слова и создается модель функционирования звукового символизма.
Глава 3 представляет собой практическое исследование на конкретном фоносемантическом материале языка, имеющее своей целью доказать универсальность явления звукового символизма и правомерность выделения супрафонемы как новой звукосимволической частицы.
Заключение. Подводятся итоги исследования, делаются выводы и намечаются дальнейшие перспективы исследования, отмечаются достоинства и недостатки данной работы и предлагаются пути ее усовершенствования.
Теоретическая значимость исследования. Наиболее ценным представляется новый подход к изучению и систематизации звукосимволичных слов – не отдельные звуки представляют интерес для данного исследования, но определенные сочетания звуков, наиболее типичные комбинации которых, характерные для нескольких или всех языков, были отобраны и рассмотрены в данном исследовании. Новая единица - супрафонема, выделенная нами в ходе исследования представляет собой материальный носитель звукосимволического компонента слова, что позволяет разрешить многие спорные вопросы, традиционно ставящиеся перед исследователями данной области.
Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации рабочего материала и создании банка данных звукосимволичных слов, разделенных на группы на основе семантического критерия и супрафонемы, включенной в их состав, а также в проведении лингвистического эксперимента, преследовавшего вышеупомянутые цели. Оригинальная методика, сочетающая достоинства и корректирующая недостатки более известных методик, применяемых для решения теоретических проблем исследований в данной области, является простой и достаточно эффективной.
Результаты данного исследования могут быть использованы в курсах фонетики, психолингвистики и практических курсах языка.
1 Сущность явления звукового символизма. Теории звукоизобразительности
1.1 Общие положения теории звукового символизма
Звукосимволизм (звуковой символизм, символика звука) – это закономерная, не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и полагаемым в основу номинации незвуковым (неакустическим) признаком денотата (мотивом). Звукосимволичные слова (идеофоны, образные слова) особенно часто обозначают различные виды движения, световые явления, форму, величину, удаленность объектов, свойства их поверхности, походку, мимику, физиологическое и эмоциональное состояние человека и животных, общую оценку предметов или явлений («хороший – плохой»), например, англ. totter «идти неверной походкой; трястись шататься», кхмер. тотре:т-тотроут «ходить пошатываясь», лат. bulla «водяной пузырь», индонез. bulat «круглый». Разработаны методика опознавания звукосимволичных слов, критерии их выделения (вариативность, редупликация, экспрессивная геминация, типологическое сходство звукосимволических слов по языкам мира и др.).