Смекни!
smekni.com

Онимы Владимира Высоцкого (стр. 3 из 11)

Уже эти, приведенные нами строки передают значимость СИ для лирики ВЫСОЦКИЙ

Все онимическое пр-во его поэзии можно разделить на две зоны: зону реальных и зону не реальных СИ. Это обусловлено отнесенностью денотатов, именуемыми онимами, к миру реальной (исторической) действительности (Москва, Кремль, Пушкин, Сталин) или же к «отраженному миру» литературы, мифологии, религии (Гамлет, Офелия, Кассандра, Христос).

К реальным СИ относятся антропонимы (индивидуализирующие именование людей), топонимы (названия географических объектов), астронимы (СИ небесных тел), зоонимы (СИ любого животного). Последняя группа реальных онимов достаточно условна «Истинных» зоонимов в стихах ВЫСОЦКИЙ нет, но их функции выступают нарицательные существительные, обозначающих животных например:

В желтой жаркой Африке,

В центральной ее части

Как-то вдруг вне графика

Случилося несчастье

Слон сказал, не разобрав,

«Видно, быть потому!…»

В общем так один жираф

Влюбился в антилопу!

Включение подобных лексем в оним. пр-во обусловлено не только графическим оформлением (подача автором с большой буквы), но и важностью обозначаемых ими персонажей, а также тем, что это соответствует русской басенно сказочной традиции. Не случайно героями стихотворений В. стали Волк, Медведь, Козел.

Например, медведь – баламут и плут –

Обхамит кого-нибудь по медвежьему –

Враз Козла найдут, приведут и бьют

По рогам ему и промеж яиц

А Козел себе все скакал козлом,

Но пошаливать он стал втихомолочку

Как-то бороду завязал узлом –

Из кустов назвал Волка сволочью.

На наш взгляд, следует отменить употребление зоонима Козел. Высоцкий переосмысливает даже в составе фразеологизма «козел отпущения».

Не один из вас будет землю жрать,

Все подохнете без прощения, -

Отпускать грехи кому это мне решать.

Это я – Козел отпущения!

Зооним Кот в стихотворении «Лукоморья больше нет» можно относить и к зоонимам и к поэтонимам. Как видно из контекста, это языковая единица соотносится с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила», автор который водит в соответствии со сказочной традицией называния животного именем нарицательным.

Здесь и вправду ходит Кот, -

Как направо – так поет,

Как налево – так загнет анекдот, -

Но, ученый сукин сын,

Цепь златую снес в торги

И на выручку – один – в магазин.

Группа нереальных онимов представлена поэтонимами – СИ персонажей других художественных произведений; мифонимами – «СИ ономастического пр-ва в мифах, эпопеях, сказках» [Подольская Н.В., 1988, с.83], «библионимами – именами библейских персонажей и теонимами – СИ божеств в любви пантеоне.

Некоторые из этих классов в свою очередь, представлены подклассами (схема №1).

Количество СИ разных классов в онимическом пр-ве поэзии ВЫСОЦКИЙ неодинаково. Это связанно с тем, что не только в художественном, но и в лингвистическом аспекте. Его поэзия, как мы уже отмечаем, была близка современником, так как они видели и узнавали в ней себя, свой мир. Поэтому в лирике поэта преобладают реальные онимы (см. таблицу №1). Более того, проведенный анализ показал, что несмотря на антропоцентричность его стихотворений, топонимов в поэзии ВЫСОЦКИЙ больше, чем антропонимов (см. таблицу №1). Правда, стилистическая их нагрузка находится в обратной пропорции. (см. главу II).

Различна и смысловая нагрузка, которую несут реальные и нереальные онимы. Реальные используются ВЫСОЦКИЙ для создания картинки реальной действительности. Нереальные онимы имеют более широкий диапазон смысловой нагрузки.

Обзор онимического пр-ва лирики В. был бы неполным , если мы не включим в него пласт индивидуально-авторских онимов, которые невозможно «подвести под какие-либо классификационные категории.

Темы жизни и смерти, любви, судьбы, проведения, правды и лжи можно встретить у каждого классика. Не исключение в этом и тв-во ВЫСОЦКИЙ онимастическом пр-ве его поэзии можно обнаружить круг слов (Жизнь, Смерть, Правда, Ложь, Любовь, Провидение, Нелегкая, Кривая), где поэтом применяется чисто графический принцип (заглавная буква) для выделения их, как СИ, например:

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных калек, -

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила.

Моя оставайся-ка ты у меня на ночлег…

(389)

Используя такие СИ автор создает яркие поэтические образы, которые вбирают в себя многочисленные философские обобщения:

…Помедлила она и прогадала.

Теперь обратно в кобуру ложись!

Так Смерть впервые близко увидала

С рождения ненавидимую Жизнь.

(415)

На наш взгляд, эти окказиональные СИ, занимающие особое место в авторской стилистике, можно обозначить термином «филосонимы» и включить их в общее онимическое пр-во лирики ВЫСОЦКИЙ.

СХЕМА №1

Онимическое пр-во поэзии ВЫСОЦКИЙ.

Реальные онимы Нереальные онимы

Антропонимы Зоонимы Поэтонимы Теонимы Библионимы

Личное имя имя+фамилия отчество Мифонимы

Фамилия Мифоперсонимы Мифозоонимы

Топонимы

Мифотопонимы

Гидронимы Ойконимы Хоронимы

Мифогидронимы Мифойконимы

Оронимы Урбанонимы

Мифофонимы Мифодримонимы

Таблица №1.

Классы онимов Кол-во онимов Кол-во словоуп. Примеры.
Реальные онимы
1. Антропонимы, в т.ч. 73 84
Личное имя 28 31

«Девушка здравствуйте! Как вас звать?

«Тома». «Семьдесят вторая!

Жду дыхание затая… / Быть не может, повторите, я уверен дома…/

Вот уже ответили.

Ну здравствуй, это я!…» (174)

Фамилия 37 45

Но учти, что Фишер очень ярок,

Даже спит с доскою – сила в нем,

Он играет чисто, без помарок… (122)

Имя+фамилия 7 7

Я рос как вся дворовая шпана –

Мы пили водку, пели песни ночью, -

И не любили мы Сережку Фомина

За то, что он всегда сосредоточен.

Отчество 1 1

Коль так, Макарыч, - не спеши,

Спустя колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши,

Переиграй, останься живой. (360)

2. Топонимы, в т.ч. 99 134
Айконимы 35 55

Этот шум не начало конца,

Не повторная гибель Помпеи

Спор вели три великих глупца

Кто из них, из великих, глупее. (386)

Урбанонимы 19 19

И хотя во все светлое верю –

Например, в наш советский народ, -

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских ворот. (с17)

Хоронимы 36 56

На границе с Турцией или с Пакистаном

Полоса нейтральная, а справа, где кусты

Наши пограничные посты с нашим капитаном,

А на левой стороне – ихние посты. (53).

Гидронимы 5 5

Лапами грабастая

Корабли стараются –

Тянут баржи с Каспия,

Тянут, надрываясь. (105)

Оронимы 3 3

От границы мы землю вернем назад, -

Было дело сначала, -

Но обратно ее закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала. (315)

3. Астронимы. 15 21

Из августа изголодавшийся Лев гладит но Овена в апреле.

В июнь к Близнецам свои руки воздев,

Нежнейшие девы созвездия Дев,

Весы превратили в качели. (66)

4. Зоонимы. 7 7
Итого: реальных онимов. 195 247
Нереальные онимы.
1. Мифонимы. 32 33

Вот Емелюшка Щуку мнет в руки,

Щуке быть ухой вкусным варевом. (790)

2. Библионимы 15 35

Мне судьба до последней черты, до креста

Спорит до хрипоты (а за ней – немота),

Убеждать и доказывать с пеной у рта,

Что – не то, это вовсе, не тот и не та!

Что – лабазники врут про ошибки Христа. (413)

3. Поэтонимы. 14 14

И крикнул как Ричард я в драме Шекспира.

«Коня мен! Полцарства даю за коня. (107)

4. Теонимы. 3 4 Кто верит в Магомета, кто в Аллаха кто в Иисуса. (176)
Итог: нереа.онимов. 64 86
Итого: 249 333

§ 3. Реальные онимы.

3.1. Антропонимы.

Антропонимия, представленная в стихотворениях ВЫСОЦКИЙ, очень разнообразна. В первую очередь, антропонимы, входящие в онимич. пр-во его поэзии, можно условно разделить на «воплощенные» и «невоплощенные» имена.

«Воплощенными» называем имена, фамилиями реальных, известных личностей:

- исторических деятелей: Бонапарт, Сталин, Берия, Решелье, Молотов, Калигула, Грозный, Иван Калита;

- представителей русской и европейской литературы: Шиллер, Эзоп, Пушкин, Блок, Маяковский, Байрон, Рембо, Толстой, Стругоцкие, Метерлинк, Данте, Достоевский, Гоголь;

- ученных: Эйнштейн, Ньютон, Архимед;

- художников: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Дали;

- шахматистов: Фишер, Таль;

- музыканта: Пелельс;

- мореплавателя: Кук;

Приведенный список свидетельствует о том, что «воплощенные» антропонимы у В практически представлены одним классом – фамилией. Видимо, это можно объяснить двумя причинами.