Мистико – фантастическую тематику продолжает А. К. Толстой. Литературная деятельность А. К. Толстого протекала в основном в 50-70-тые годы XIX века – период острой политической и литературной борьбы. Не только в поэзии, но и в прозе Толстого исторической теме предшествовали темы фантастические. Тяга к фантастическому проявилась у Толстого не только в “Упыре”, но и в двух других написанных в те же годы рассказах - “Семья Вурдалака” и “Встреча через триста лет”, а позже в “Амене”.
Сюжеты и мотивы, лежащие в основе ранней прозы Толстого, имели широкое хождение в западноевропейской литературе конца XVIII – первых десятилетий XIX веков, в первую очередь в литературе романтического направления. Отчасти отразились она и в русской литературе. Сгущение тайн и ужасов, окружающих героев, восходит к английскому так называемому “готическому”, или “страшному” роману. Характерное для прозы молодого Толстого переплетение обыденного и фантастического, яви и сна, игра этими двумя планами, так что читатель все время колеблется между бытовыми и сверхъестественным объяснением, непонятных и таинственных событий, получило наиболее яркое воплощение в творчестве А. Гофмана, пользовавшегося большой популярностью в России в 20-30-тые годы. Отдельные темы и образы Толстого так же опираются на литературную традицию. Таковы темы упыря, Вурдалака, первоначально подчеркнутая писателями из фольклора, народных легенд и суеверий, тема проклятия, тяготеющего над родом вследствие преступления одного из его представителей, мотив гипнотически действующего или прямо оживающего портрета. Речь идёт не о прямых заимствованиях, а о следовании молодого писателя литературной, преимущественно романтической, традиции. Именно литературный характер некоторых сюжетных приёмов подчёркивается иронией, которой перемещается в “Упыре” напряжённая манера повествования. Таковы слова о переживаниях Руневского в доме бригадирши Сугробиной: “Вот, - подумал он, картина, которая по всем законам фантастического мира должна ночью оживиться и повести меня в какое-нибудь подземелье, чтобы показать мне не отпетые свои кости!” По свидетельству П. А. Плетнёва, 9 апреля 1841-ого года “Упырь” был прочитан в петербургском салоне писателя В. А. Сологуба. Любопытно, что в конце марта – начале апреля 1841-ого года примерно в том же кругу М. Ю. Лермонтов читал свой отрывок “Штосс”.
“Упырь” (Вампир, Вурдалак) – оборотень-кровопийца, мертвец, выходящий из могилы, чтобы искусить крови живых людей.
Мотив угрозы Дение со стороны её бабушки-оборотня Толстой и делает одной из важнейших сюжетных пружин своего произведения. Первая книга Толстого не прошла мимо критиков 1840-вых годов, однако вызвала у них неоднозначную реакцию. Они оценили её как эпигонство, с иронией предложив видеть в “Упыре” не более как “запоздалую пародию на пресловутые творения госпожи Радклиф и Дюкре-Дюмениля”. Не случайно, что при жизни Толстого это произведение больше не переиздавалось. Внимание к себе “Упырь” вновь привлёк лишь в конце XIX века.
В. С. Соловьёв высоко оценил повесть и высказал ряд глубоких суждений. “Весь рассказ, - писал Соловьёв, есть удивительно сложный фантастический узор на канве обыкновенной реальности”.
В 1890-1900-тые годы появляются другие не менее интересные фантастические произведения. Их главные герои – призраки, астральные тела, мертвые невесты – ламбии и так далее. Направление это приобрело сильный размах.
А. Амфитеатров в романе “Жар-цвет” рационалистически объясним леденящие душу описания простым сумасшествием героя. Другой автор А. Зарин в рассказе “Дар сатаны” использовал появление призрака в сатирических целях. Но подлинным и признанным лидером этого направления была В. Крыжановская. Она специализировалась на “оккультических романах”. Страницы её книг пересыпаны “научными” объяснениями самих сверх человечных вещей. Венцом творчества Крыжановской были пять составляющих единое целое романов о “запредельном” мире: “Эликсир жизни”, “Маги”. “Гнев божий”, “Смерть планеты”, “Законодатели”.
Однако несколько произведений можно вспомнить, прежде всего принадлежавших перу А. И. Куприна. Например, его повесть “Звезда Соломона”. Маленький чиновник, благодаря своей способности разгадывать криптограммы и ребусы, сумел воспроизвести кабалистическую формулу, секрет которой царь Соломон унёс с собой в могилу…
Наконец, у Куприна есть и “настоящее” научно-фантастическое произведение – повесть. “Жидкое Солнце”.
Среди писателей тех лет, интересовавшихся фантастикой, нельзя не вспомнить такую крупную фигуру, как В. Я. Брюсов. В 1907-мом году вышла его книга “Земная ось” Брюсов изображает далёкое будущее.
Из всего выше сказанного мы видим, что развитие русской фантастики оказалось сложным процессом, с художественными открытиями фантастической прозы связаны и утопические тенденции раннего русского реализма.
Прежде чем поставить окончательную точку, надо сказать, будучи экспрессивным, подчёркнуто ярким способом выражения художественной мысли, фантастика часто улавливала в жизни то, что только лишь нарождалось и возникало.
Список Использованной Литературы
1. “Энциклопедический Словарь юного литературоведа” – М., 1988
2. Петрунина И. И. “Проза Пушкина” – Л., 1987
3. Макогоненко Г. П. “Творчество А. С. Пушника в 1830-тые годы” – Л., 1982
4. Толстой А. К. “Собрание сочинений в четырёх томах, том 1” – М., 1969
5. “Русская Фантастическая Проза Эпохи Романтизма” – Л., 1991
6. Апухтин А. Н. “Избранное” – Л., 1977
7. Ревич В. А. “Не Быль, Но и Не Выдумка” – М, 1979