Смекни!
smekni.com

Петербург - Петроград. Литературная жизнь города (стр. 3 из 4)

В том же году в Петербурге и в Москве были поставлены пьеса Горького «На дне».

В один из приездов в столицу Горький познакомился с А.И. Куприным. А после четырех длительных поездок в Петербург писатель в 1904г. решил снять квартиру в доме, где раньше помещалась редакция журнала «жизнь» ( его закрыли в 1901 г.), т.е на ул. Восстания 20/16. Горький много выступает. (Несколько раз в Тенишевском училище, как раз тогда там учился Мандельштам).

Приезжая в 1905 году в Петербург, Горький стал свидетелем убийства сотен безоружных людей («кровавое воскресенье»).

10 января 1905 года департамент полиции распорядился арестовать Горького и доставить его в Петропавловскую крепость. Но Горького не было в столице, и его смогли арестовать только в Риге, куда писатель уехал. Поднялась невиданная волна протеста против преследований писателя. В течение шести месяцев после этого Горький находился под угрозой суда, а полицейский надзор над ним не ослабевал ни на час. Летние месяцы 1905 года Горький провел в Куоккале (ныне Репино), где снял не большую дачу на берегу Финского залива.

Горький принял живейшее участие в создании первого легального большевистского органа – газеты «Новая жизнь» выходившей в Петербурге с 27-го октября по третье декабря 1905 года. С 9-го номера эту газету редактировал В.И. Ленин. Редакция размещалась в доме номер 40/68 на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Это здание часто называли «Литературным домом», принадлежавшее купцу А.Ф. Лопатину. В нем жили многие литераторы. Здесь жили Панаев и Белинский. А еще раньше – в 1850-х годах здесь проживал И.С. Тургенев. Но во время отечественной войны этот дом был разрушен бомбой, попавшей в него, и ныне там находится новое здание, возведенное арх. И.И. Фоминым (для районной администрации).

Опасность новых преследований, которым мог подвергнуться писатель, возросла после того, как властям стало известно о его участие в Московском вооруженном восстании в декабре 1905 года. Предупрежденный о готовящемся аресте, Горький выехал за границу, где пробыл восемь лет.

В начале марта 1914 года писатель снял квартиру на Петербургской стороне – на Кронверкском проспекте (пр. Максима Горького), в доме 23. По делам издательским и литературным здесь бывали пролетарские поэты. Здесь музицировали С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин, пел Ф.И. Шаляпин. В числе частых гостей дома были: А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский.

Чтобы сплотить передовые силу русской литературы под знаменем демократической и антимилитаристских идей, Горький решил основать в Петрограде новый ежемесячный общественно-политический и литературный журнал. Этот журнал, под названием «Летопись», начал выходить в декабре 1915 года. В нем печатались материалы, направленные против разжигавшейся буржуазной прессы агрессивных империалистических настроений. Литературно-художественном отделе журнала печатались В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Редакция «Летописи» помещалась на Большой Монетной улице.

В 1918 году Горький основал издательство «Всемирная литература», ставшее вскоре очень популярным. Сначала издательство размешалось в доме 64 по Невскому проспекту где до этого размешалась редакция прекратившей теперь свое существование газеты «Новая Жизнь». Позднее контора «Всемирной литературы» переехала в дом 36 по ул. Моховая.

Алексей Максимович приходил сюда почти ежедневно. Вокруг издательства объединилась большая группа литераторов, призванная осуществить очень сложную кропотливую работу по подготовке новых переводов произведений зарубежной литературы, написанию вступительных статей к различным изданиям. Для молодых сотрудников издательство организовало учебно-творческую студию, в которой изучалась теория и практика поэтического искусства, художественной прозы и критики. Студия вела свои занятия – семинары и лекции – в отдельном помещении (в доме 24 по Литейному пр.). Вечера и лекции проводились так же в помещении самого издательства, в здании Музея города (Аничков дворец) потом в доме искусств.

Музей города помещался в Аничковском дворце с 1918 по 1935 год.

При содействии Горького в бывшем великокняжеском дворце на Дворцовой набережной, 26, открылся Дом ученых. И здесь был не только клуб для научных дискуссий, но и общежитие, и продовольственная база, обеспечившая с помощью правительства усиленное питание людей научного труда.

Наиболее значительным начинанием писателя в театральной области была организация, совместно с А.В. Луначарским, А.А. Блоком и М.Ф. Андреевой, Большого драматического театра, существующего и поныне на набережной реки Фонтанки в доме 65. Это здание построенное арх. Л. Фонтаном было уничтожено пожаром в 1901 году, но затем снова восстановленным. Театр был задуман как «театр трагедия, романтической драмы и высокой комедии» и начал функционировать с февраля 1919 года в Большом зале Консерватории. В 1956 – 1989 годах этот театр возглавлял Г.А. Товстоногов. В честь него был переименован театр, бывший ранее имени Горького.

В 30-х годах здоровье Горького резко ухудшилось. В 1936 году писатель скончался. На доме 32 по Кронверкскому проспекту установлена мемориальная доска. А сам проспект был в Советское время переименован в честь имени Горького. Рядом с проспектом находится станция метрополитена, которая тоже получила имя писателя.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

В.В. Маяковский впервые приехал в Петербург начинающим поэтом осенью 1912 года; постоянно жил он здесь сравнительно недолго – неполных четыре года (1915-1919) Поэт теснее связан с Москвой. Но, тем не менее и в личной и творческой его биографии Петербург – Петроград – Ленинград занимает большое место. В Петербурге он создал лучшие дореволюционные стихи, поставил первую свою пьесу.

С 1919 года, после переезда в Москву, связи Маяковского с Ленинградом ослабевают, но не рвутся его жизни. Почти ежегодно он приезжает в Ленинград.

Не случайно по этому его именем названы в нашем городе Дом писателя, Центральная библиотека, станция метро.

В 1912 году Маяковский учился в Московском училище живописи. И в первый приезд (в ноябре 1912 года) Маяковский посещает общество художников «Союз молодежи», а так же выступает вместе с Бурлюком на диспуте о современной поэзии в кабаре «Бродячая собака» позднее Маяковский не редко бывал в «Бродячей собаке» – его привлекали непринужденная обстановка и литературно художественный дух «подвала».

У Маяковского были большие способности по рисованию, «но живопись требует постоянного физического труда методической работы, красок и т.п., ко всему этому у Маяковского не было склонности, поэтому его увлечение живописи длилось, хотя и долго (с 1909 по 1915 годы), все же Маяковский оставляет рисунок и живопись и всецело отдается литературе».2

В 1909 году в Петербурге обосновался русский футуризм и с тех пор стал довольно популярным течением в искусстве столицы. Выступление футуристов в 1912-1913 гг. проходили в нескольких залах, служивших тогда постоянным местом для лекций, чтений и диспутов. Жестокие словесные бои с участием Маяковского разыгрались в небольшом Троицком театре (Троицкая улица – ныне Рубинштейна, 18). Маяковский часто выступал в Тенишевском училище.

Футуристические диспуты происходили в необычной атмосфере и требовали вызывающего обращения с публикой, которая в большинстве своем была далека от интересов искусства, пришедшей полюбоваться скандалом и поэтами-скандалистами.

В начале декабря 1913 года в театре «Луна-парк», бывшем Комисаржевской, на Офицерской улице (ныне улица Декабристов, 39), состоялись первые футуристические представления: «Трагедия» В. Маяковского и опера «Победа над Солнцем», слова А. Крученых, декорации, костюмы К. Малевича, музыка М. Матюшева. Русская молодежь показала на сцене полный разлом понятий слов, разлом музыкальной гармонии, и дала новое свободное от старых условных переживаний творчество.

Лето 1915 года Маяковский провел в Куоккале, часто встречался с К.И. Чуковским, заезжал к Горькому. Вернувшись, Маяковский поселился в Петрограде в доме 52, в конце Надеждинской улице (ул. Маяковского). Маяковский участвует в различных митингах, проходивших в Петрограде. Весной и летом 1917 года Маяковский часто посещает редакцию журнала «Новая жизнь». Но после постановления РСДРП о выходе из этой газеты всех большевиков сотрудничавших с ней писатель ушел из нее. Маяковский был активным участником двух революций (февральской и октябрьской). В этом же году часто встречался с Блоком (вплоть до смерти поэта). Маяковского поражало отношение Блока к революции – очень неоднозначное, неясное. Позднее в 1921 году в статье «На смерть Блока» Маяковский опишет их встречу у костра на дворцовой площади, в разгар революции: «Помню, в первые дни революции проходил я мимо ху­дой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложен­ного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравит­ся?»—«Хорошо»,—сказал Блок, а потом прибавил: «У ме­ня в деревне библиотеку сожгли».

Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэ­ме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на ре­волюцию, другие—славу ей.

Поэмой зачитывались белые, забыв, что «хорошо», поэ­мой зачитывались красные, забыв проклятие тому, что «библиотека сгорела». Символисту надо было разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нем. Славить ли это «хо­рошо» или стенать над пожарищем,— Блок в своей поэзии не выбрал.»3